Предотвращение допинга в спорте. Современные подходы к профилактике допинга в спорте. Антидопинговая политика в мире

Читайте также:
  1. Автоматизированные системы обработки информации и управления на автомобильном транспорте.
  2. Вопрос 3. Правила поведения и способы выживания людей при авариях и катастрофах на транспорте.
  3. Инвестиции во внеоборотные активы на железнодорожном транспорте.
  4. Методика ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ на железнодорожном транспорте.
  5. Множественный доступ с контролем несущей и предотвращением коллизий
  6. Направление использования чистой прибыли и дивидендная политика на железнодорожном транспорте.
  7. Особенности регулирования трудовых отношений в профессиональном спорте.
  8. Осуществление мероприятий, направленных на предотвращение возникновения работ, выявленных с нарушением
  9. Порядок признания доходов от перевозок на железнодорожном транспорте. Обработка перевозочных документов.

Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним осуществляются в соответствии с Положением об антидопинговых правилах Республики Беларусь, иными актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь, а также с учетом решений Международного олимпийского комитета, Всемирного антидопингового агентства, иных международных спортивных организаций.

Меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним включают:

Обеспечение проведения всех этапов допинг-контроля;

Установление ответственности спортсменов, тренеров, иных лиц за допинг в спорте;

Проведение антидопинговой пропаганды, в том числе путем организации лекций, семинаров и в иных формах;

Осуществление международного сотрудничества по вопросам предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним;

проведение научных исследований, осуществление иных мер (проведение мероприятий), направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним.

Допинг-контроль в современном спорте начался с 1968 года (с олимпиады в Мехико) и совершенствуется год от года, как впрочем, и спортивная фармакология.

Под допинг-контролем понимается регламентированный процесс, включающий планирование проведения тестов, взятие проб и обращение с ними, лабораторный анализ проб, послетестовые процедуры, а также проведение соответствующих слушаний и рассмотрение апелляций.

К допинг-контролю могут привлекаться спортсмены независимо от их пола, возраста, уровня мастерства и места жительства, животные, участвующие в спортивных соревнованиях, в порядке и на условиях, установленных Положением об антидопинговых правилах Республики Беларусь.

Допинг-контроль спортсменов – членов национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, учащихся средних школ – училищ олимпийского резерва и специализированных по спорту классов учреждений общего среднего образования, спортсменов – учащихся специализированных учебно-спортивных учреждений, детско-юношеских спортивных школ (специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва), включенных в структуру клубов по виду (видам) спорта в виде обособленных структурных подразделений, животных, участвующих в спортивных соревнованиях, осуществляемый по решению Национального антидопингового агентства, проводится за счет средств республиканского бюджета. Допинговый контроль спортсменов – членов национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта проводится за счет средств республиканского бюджета.



Организаторы спортивных мероприятий обязаны оказывать содействие организациям, осуществляющим допинг-контроль, и обеспечивать условия для проведения допинг-контроля.

Принятый у нас в стране регламент организации и проведения процедуры допинг-контроля полностью соответствует требованиям Медицинской комиссии МОК. Процедура допинг-контроля состоит из следующих этапов: отбор биологических проб для анализа, физико-химическое исследование отобранных проб и оформление заключения, наложение санкций на нарушителей.

Во время соревнований, спортсмен получает уведомление о том, что согласно правилам, он должен пройти допинг-контроль. В обязательном порядке допинг-контроль проходят победители, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места, а также по решению комиссии один из несколько спортсменов, не занявших призовых мест (они выбираются по жребию). После выступления, указанные спортсмены направляются в комнату допинг-контроля. Здесь спортсмен сам выбирает емкость для сбора пробы мочи на анализ. Затем, в присутствии наблюдателя происходит сдача пробы мочи. (Наблюдатель следит за тем, чтобы не было фальсификации пробы). После сдачи пробы, на сосуд наклеивается номер, который также выбирает сам спортсмен. После этого, полученная биологическая проба делится на две равные части - пробы А и В, которые опечатываются и им присваивается определенный код. Таким образом, фамилия спортсмена, не упоминается ни на каком из рабочих этапов (для соблюдения полной анонимности). Копии кодов наклеивают на протокол допинг-контроля. Затем пробы упаковывают в контейнеры для перевозки и отвозят в лабораторию допинг-контроля. Перед подписанием протокола допинг-контроля спортсмен обязан сообщить комиссии названия всех лекарств, которые он принимал перед соревнованием (т.к. некоторые лекарства содержат запрещенные средства в минимальных количествах, например, солутан). После подписания протокола допинг-контроля спортсмену остается только ожидать результатов анализа. Согласно регламенту проведения допинг-контроля анализу подвергается проба А, причем не позднее, чем через 3 суток после взятия биологической пробы. В случае обнаружения в ней запрещенных препаратов, вскрывается и анализируется проба В. При вскрытии пробы В может присутствовать либо сам спортсмен, либо его доверенное лицо. Если в пробе В также обнаруживаются запрещенные средства, то спортсмен подвергается соответствующим санкциям. Если же в пробе В не обнаруживают запрещенного препарата, то заключение по анализу биопробы А признается недостоверным и санкции к спортсмену не применяются.



Отказ спортсмена от прохождения допинг-контроля или попытка фальсифицировать его результат рассматриваются как признание им факта применения допингов со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Фальсификация результатов допингового контроля заключается в различного рода манипуляциях, направленных на искажение его результатов. К попыткам фальсификации спортсмены могут прибегать, когда они заведомо уверены в положительном результате анализа биологических проб на допинг. При этом возможны попытки подмены мочи (катетеризация и введение в мочевой пузырь чужеродной, заведомо свободной от запрещенных препаратов мочи, или имитирующей мочу жидкости; использование микроконтейнеров; умышленное загрязнение мочи ароматическими соединениями, затрудняющими идентификацию допингов). К запрещенным манипуляциям относят также специальные хирургические операции (например, подшивание под кожу ткани плаценты). Применяемые для определения допинга физико-химические методы анализа биологических проб мочи (хроматографические, массоспектрометрические, радиоимунные, иммуноферментные и др.) весьма чувствительны и включают компьютерную идентификацию допинговых препаратов и их производных. Они позволяют с высокой точностью определять, все применявшиеся спортсменом, препараты, в том числе использованные в течение последних недель и даже месяцев. Кроме того, отработаны методики, определяющие так называемый «кровяной допинг», т.е. переливание спортсмену собственной или чужой крови перед стартом.

Если раньше допинг-контроль проходили только высококвалифицированные спортсмены и только во время ответственных международных и внутренних соревнований, то сейчас такой контроль проводится не только в соревновательном периоде, но и во время тренировочных занятий; причем тестированию на допинг подлежат все занимающиеся спортом лица, независимо от их спортивной принадлежности.

Спортивные результаты, достигнутые с использованием запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов признаются недействительными организаторами спортивных соревнований.

Спортсмены, тренеры, иные специалисты, а также животные, участвующие в спортивных соревнованиях, за допинг в спорте подлежат спортивной дисквалификации.

Одним из основных вопросов современного спорта стал физиологический статус организма спортсмена с точки зрения равенства стартовых условий. Физиологический статус организма спортсмена, свободный от допингового воздействия, оказался условием, при котором стартовые условия можно полагать равными.

Допинг в спорте означает введение спортсменам или применение ими различных видов фармакологических допинговых препаратов или методов допинга.

Установление и применение правил допингового контроля в современном спорте нужно для того, чтобы обеспечить спортсменам равные условия честной борьбы на арене соревнований.

Допинг – препараты известны давно. Уже в XIX в атлеты употребляли стрихнин, в малых дозах вызывавший кратковременный стимулирующий эффект. Или хотя бы такой старинный допинг, как кофе: «Выпейте 18 чашек за короткое время – получите запретную дозу кофеина». Упоминание о кофе не случайно: в 2001 г. на чемпионате мира в канадском городе Эдмонте у нашей дискоболки Натальи Садовой, завоевавшей золотую медаль, в допинг - пробе был обнаружен излишек кофеина. Тяжба между нашей федерацией и ИААФ тянулась больше года, и в 2003г. было решено лишить Садову титула и медали.

То, что причиной могла быть лишняя чашка кофе, во внимание не принималось. Есть нарушение – результат аннулируется.

Отношение к стимуляторам изменилось за последние десятилетия. Первой организацией, начавшей борьбу с допингом, явился МОК: с 60-ых годов прошлого века он стал проводить соревновательное тестирование спортсменов. Результаты были неутешительные. После нескольких трагических случаев с известными спортсменами забили тревогу национальные федерации велоспорта, легкой атлетики. Стали проводить допинг-контроль на олимпийских играх, а в Сиднее в 2000 году обещание не употреблять допинг впервые вошло в олимпийскую клятву.

На международном уровне государства – члены Совета Европы, иные государства – участники Европейской культурной конвенции 16 ноября 1989 г. в Страсбурге подписали Конвенцию против применения допинга ETS № 135.В Конвенции впервые дано определение допинга и принято решение о создании лабораторий в каждой спортивной стране.

Согласно решению МОК к допингам относятся:

1. Допинговые вещества (их 5 групп) :

Анаболические стероиды (тестостерон, ретоболил, метенол и др.);

Бета-блокаторы (атенолол, метропролол и др.)

Диуретики (фуросемид, дихлотиазид и др);

Стимуляторы (амфетамин, кофеин, кокаин и др.;



Наркотики (кодеин, героин, морфин и др.);

2. Допинговые методы:

Аутогемотрансфузия. кровяной допинг и др.;

Катоторизация;

Внутривенные инфузии и др..

3 . Вещества, прием которых на соревнованиях подлежат ограничению: бромантан, марихуана. гашиш и др. (в случае отсутствия прямых медицинских показаний также может быть расценен как допинг).

В 1999 году была проведена Всемирная конференция представителей всех континентов (600 делегатов) по борьбе с допингом, на которой было решено создать Всемирное Антидопинговое Агентство. В ноябре 1999 года Всемирное Антидопинговое Агентство было создано по инициативе спортивных и правительственных организаций под руководством МОК, задачей которого является освободить мир спорта от допинга. ВАДА получает средства от спортивных и правительственных организаций для расширения, внедрения и координации усилий по обучению спортсменов о том, какой вред допинг наносит организму, пропаганде идеалов честной игры и выявлению тех, кто пытается вредить себе и своему виду спорта. ВАДА разработало Всемирную антидопинговую программу и Всемирный антидопинговый Кодекс.

Основные компоненты Всемирной антидопинговой программы:

1. Всемирный антидопинговый Кодекс;

2.Международные стандарты;

3. Модели лучших методов организации работы.

Программы внесоревновательного допинг-контроля ВАДА направлены на защиту основных прав спортсмена, соревнующегося в спорте без допинга, путем разработки эффективных способов его обнаружения. Эти программы защищают большинство спортсменов, которые выбирают для себя соревнование в духе честной игры.

Программы допинг-контроля ВАДА обеспечивают последовательность путем проведения независимого, качественного процесса с равными для спортсменов всех стран и во всех видах спорта возможностями. ВАДА определило уполномоченные организации по всему миру для взятия проб от его имени, и чьи представители имеют документы и рекомендательные письма, позволяющие им представлять ВАДА.



Основополагающими документами, на которых строится борьба с допингом, выступают Медицинский кодекс (МОК), Всемирный Антидопинговый кодекс (ВАДА).

В октябре 2005 г. Организация Объединенных Наций в лице ЮНЕСКО приняла «Международную конвенцию о борьбе с допингом в спорте» в целях содействия предотвращению применения допинга в спорте и борьбы с ним в интересах его искоренения, страны – участницы обязались содействовать межгосударственному сотрудничеству в области борьбы с допингом в спорте, в частности сотрудничеству с Всемирным Антидопинговым Агентством, принимать меры на национальном и международном уровне соответствующие принципам Всемирного Антидопингового Кодекса ВАДА.

В Российской Федерации государственная политика в сфере противодействия применению допинговых средств и методов направлена на проведение строгого контроля, установление ответственности и исключение этих правонарушений.

Меры по противодействию применению допинговых средств и методов включают:

– установление обязательного допинг-контроля при проведении соревнований международного и всероссийского уровня;

– установление ответственности за применение допинговых средств и методов, за принуждение их использования, за пропаганду, за фальсификацию лекарств и пищевых добавок (включение в их состав допинга), за распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления, использования и местах изготовления;

– профилактику использования средств и методов;

– повышение квалификации специалистов по допинг-контролю;

– введение в учебные программы физкультурно-спортивных организаций цикла лекций о их вреде здоровью;

– проведение антидопинговой пропаганды в СМИ;

– государственную поддержку научных исследований по разработке новых методов допинг-контроля;

– установление ответственности физкультурно-спортивных организаций, спортсменов, тренеров, врачей и др. за нарушение правил допинг-контроля. В целях разработки государственной политики в области противодействия применению запрещённых веществ и методов в спорте Госкомспортом РФ по согласованию с ОКР, Минздравом РФ в 2002 г. был создан Комитет по разработке и реализации антидопинговой политики в спорте.

Задачи Комитета по разработке и реализации антидопинговой политики в спорте:

1) Разрабатывает процедуры и требования проведения допинг-контроля, которые должны соответствовать процедурам и требованиям Медицинского Кодекса олимпийского движения и международной спортивной Федерации.

2) Проверяет готовность лабораторий допинг-контроля к прохождению официальной аккредитации.

3) Ведет федеральную регистрацию спортивных санкций налагаемых за использование запрещённых средств и методов.

4) Реализует образовательные программы, проводит пропагандистские кампании.

5) Готовит к публикации и обновлению списки запрещенных веществ и методов.

6) Строго контролирует соблюдение прав спортсменов всеми организациями, осуществляющими допинг-контроль; которые обязаны:

7) извещение спортсменов о допинг-контроле в период тренировки, до, во время или после спортивных соревнований

8) соблюдение морально-этические правила по отношению к спортсменам.

Согласно ст. 26 федерального закона о спорте.:

1) Допингом в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода , включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте (далее также – запрещенная субстанция и (или) запрещенный метод).

2) Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним осуществляется в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами, утвержденными Минспортом России и антидопинговыми правилами, утвержденными международными антидопинговыми организациями (далее – антидопинговые правила).

3) Нарушением антидопингового правила являются одно или несколько следующих нарушений:

– использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода;

– наличие запрещенных субстанций либо их метаболитов или маркеров в пробе, взятой в соревновательный период или во внесоревновательный период из организма спортсмена, а также из организма животного, участвующего в спортивном соревновании;

– отказ спортсмена явиться на взятие пробы, неявка спортсмена на взятие пробы без уважительных причин после получения уведомления в соответствии с антидопинговыми правилами или уклонение иным образом спортсмена от взятия пробы;

– нарушение требований антидопинговых правил, касающихся доступности спортсмена для взятия у него проб во внесоревновательный период, в том числе непредоставление информации о его местонахождении и его неявка для участия в тестировании;

– фальсификация или попытка фальсификации элемента допинг-контроля;

– обладание запрещенными субстанциями и (или) запрещенными методами без разрешения на их терапевтическое использование, выдаваемого в соответствии с Международным стандартом для терапевтического использования запрещенных субстанций Всемирного антидопингового агентства;

– распространение запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода;

– использование или попытка использования запрещенной субстанции в отношении спортсмена, либо применение или попытка применения в отношении его запрещенного метода, либо иное содействие, связанное с нарушением или попыткой нарушения антидопинговых правил.

Не допускаются нарушение антидопинговых правил спортсменами, а также тренерами, иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, использование в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании, запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода. Факт использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода спортсменом, а также в отношении животного, участвующего в спортивном соревновании, подтверждается только результатами исследований, проведенных в лабораториях, аккредитованных Всемирным антидопинговым агентством.

Допинг-контроль представляет собой процесс , включающий в себя планирование проведения тестов, взятие проб , их хранение , транспортировку , лабораторный анализ проб, послетестовые процедуры, а также проведение соответствующих слушаний и рассмотрение апелляций.

Тестирование представляет собой элементы допинг-контроля, включающие в себя планирование проведения тестов, взятие проб , их хранение и транспортировку в лабораторию, аккредитованную Всемирным антидопинговым агентством.

Тестирование осуществляется как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период. Под соревновательным периодом понимается период, связанный с участием спортсмена и (или) животного в конкретном соревновании , если правилами международной спортивной федерации по соответствующему виду спорта или иной международной антидопинговой организацией либо общероссийской антидопинговой организацией не предусмотрено иное.

Время, не включенное в соревновательный период, является внесоревновательным периодом .

Меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним включают в себя:

1) проведение допинг-контроля;

2) установление ответственности спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта за нарушение антидопинговых правил;

3) предупреждение применения запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов;

4) повышение квалификации специалистов, проводящих допинг-контроль;

5) включение в дополнительные образовательные программы образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, разделов об антидопинговых правилах, о последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил;

6) проведение антидопинговой пропаганды в средствах массовой информации;

7) проведение научных исследований, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;

8) проведение научных исследований по разработке средств и методов восстановления работоспособности спортсменов;

9) оказание федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, общероссийской антидопинговой организацией содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в антидопинговом обеспечении спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

10) установление ответственности физкультурно-спортивных организаций за нарушение условий проведения допинг-контроля, предусмотренных порядком проведения допинг-контроля;

11) осуществление международного сотрудничества в области предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним.

Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним :

– утверждает общероссийские антидопинговые правила;

– утверждает перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте;

– утверждает порядок проведения допинг-контроля;

– принимает в установленном порядке решение об исключении общероссийской спортивной федерации из реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций в случае неисполнения общероссийской спортивной федерацией обязанностей;

– осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законом о физической культуре и спорте 2007 г.

Общероссийские спортивные федерации в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним обязаны:

– опубликовывать в общероссийских периодических печатных изданиях и (или) размещать на своих официальных сайтах в сети Интернет общероссийские антидопинговые правила и антидопинговые правила, утвержденные международными спортивными федерациями по соответствующим видам спорта, на русском языке;

– предоставлять в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами необходимую общероссийской антидопинговой организации информацию для формирования списка спортсменов в целях проведения тестирования, как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;

– уведомлять спортсменов в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами о включении их в список спортсменов, подлежащих тестированию как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;

– содействовать в проведении тестирования в соответствии с порядком проведения допинг-контроля;

– применять санкции (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов) на основании и во исполнение решения соответствующей антидопинговой организации о нарушении антидопинговых правил спортсменами, а также тренерами, иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании;

– информировать о примененных санкциях федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта (Минспорт России), органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, общероссийскую антидопинговую организацию, международную спортивную федерацию по соответствующему виду спорта;

Организаторы спортивных мероприя тий в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним обязаны:

– обеспечивать условия для проведения допинг-контроля на спортивных мероприятиях, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами, а также содействовать проведению тестирования на указанных спортивных мероприятиях в соответствии с порядком проведения допинг-контроля;

– выполнять иные требования федерального закона и антидопинговых правил.

Федеральный закон о физической культуре и спорте 2007 г. дополнен статьей 26.1 следующего содержания:

Статья 26.1 закона о спорте определила правовой статус и задачи Общероссийской антидопинговой организации:

Под общероссийской антидопинговой организацией понимается некоммерческая организация, которая признана Всемирным антидопинговым агентством и целями деятельности которой являются разработка общероссийских антидопинговых правил, обеспечение соблюдения этих правил и элементов допинг- контроля. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта выступает от имени Российской Федерации в качестве одного из учредителей общероссийской антидопинговой организации.

Общероссийс кая антидопинговая организация:

1) разрабатывает общероссийские антидопинговые правила с учетом антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, представляет общероссийские антидопинговые правила на утверждение в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта и реализует их;

2) формирует в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами и по согласованию с общероссийскими спортивными федерациями по соответствующим видам спорта список спортсменов в целях проведения тестирования как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;

3) проводит тестирование в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами;

4) проводит слушания с применением санкций в отношении спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта, в вину которым вменяется нарушение антидопинговых правил, если иное не предусмотрено антидопинговыми правилами, утвержденными международной спортивной федерацией по соответствующему виду спорта;

5) организует повышение квалификации специалистов. проводящих допинг- контроль;

6) разрабатывает методические и инструктивные материалы по вопросам предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним;

7) осуществляет сбор информации o местонахождении спортсменов, включенных в список спортсменов, подлежащих тестированию, как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами;

8) передает в общероссийскую спортивную федерацию по соответствующему виду спорта, международную спортивную федерацию по соответствующему виду спорта, во Всемирное антидопинговое агентство, в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта сведения о возможном нарушении антидопинговых правил, а также об обстоятельствах, имеющих значение для привлечения виновных лиц к ответственности, в том числе для применения санкций;

9) выполняет иные функции».

Процедура тестирования.

Антидопинговое тестирование проводится по плану соревновательного и внесоревновательного допинг-контроля; утвержденного Минспортом России, а также заявок всероссийских федераций по видам спорта на дополнительное тестирование.

Внесоревновательному контролю или контролю по закрытому графику могут быть подвергнуты любые спортсмены сборных команд России, учащиеся СДЮШОР, Центров олимпийской подготовки (федеральные и региональные), на сборах и вне соревнований.

Тестирование во внесоревновательном режиме может проводиться:

– Международным параолимпийским комитетом (МПК);

– Международной федерацией по виду спорта;

– Минспорттуризмом России;

– Национальной антидопинговой организацией стран текущего пребывания спортсмена.

Сотрудник отдела Антидопингового контроля (далее – АДК) входит в состав Оргкомитета или Главной судейской коллегии по проведению соревнований

Судейская коллегия на соревнованиях выделяет 1-3 судей, ответственных за явку спортсменов на пункт допинг-контроля.

Главная судейская коллегия обязана обеспечить представителей АДК стартовыми и итоговыми протоколами, информировать о выступлении спортсменов.

Командирование, аренда помещений для работы, обеспечение напитками для допинг-контроля, оплата спец транспорта, связи, проживания, питания – осуществляется ГУ «Центр спортивной подготовки сборных команд» Минспорттуризма России (далее – ГУЦСП).

Расселение сотрудников отдела АДК отдельно от участников соревнования без права подселения к ним посторонних лиц.

Организаторы соревнований обязаны обеспечить условия для допинг-контроля, в том числе пропусками с грифом «пропуск всюду» (раздевалки, подходы, финиш, помост, поле, дорожка, ринг) легковой транспорт и т. д..

Тестированию подлежат:

– члены сборных;

– спортивных организаций, клубов, обществ

– учащиеся ДЮСШ, УОР.

16.3 Процедура допинг - контроля состоит:

– из отбора проб (А и В);

– доставки проб в ГПАДЦ;

– физико-химические исследования проб и оформления заключения по анализу (проб А);

– проведение контрольного исследования пробы Б;

– наложение санкций.

Представители АДК и федераций обязаны ознакомить спортсменов, тренеров, врачей и руководителей команд с процедурой контроля.

В качестве пробы по правилам ВАДА производится отбор мочи или крови с соблюдением правил асептики и антисептики.

Допинг-контроль проводится на соревнованиях по одному из видов регламента ВАДА, медицинской комиссии МСФ, а также регламента, утвержденного главной судейской коллегии.

Пример классического регламента допинг -контроля:

обязательному допинг - контролю подлежат:

– призёры, а так же спортсмены (по жребию);

– в командных соревнованиях (1-2 спортсмена от команд, занявших первые три места, а также от команды выбранной по жребию);

– спортсмен может быть тестирован несколько раз в течение соревнований.

На технологическом совещании представителей команд, судей перед соревнованиями объявляется выбранный тип регламента, который не меняется в течение соревнований (исключение – изменение внести вправе представитель МСФ или Главная судейская коллегия).

По решению главной судейской коллегии АДК вправе подвергнуть тестированию спортсмена, вызывающего подозрение своим поведением, внешним видом, неадекватными реакциями (ситуационный регламент).

Спортсмену, выбранному в результате жеребьёвки, сразу же после окончания соревнования вручается уведомление, где сообщается о месте, времени взятии пробы (ставит подпись и обязан явиться не позднее, чем через один час). Неявка или отказ расценивается как факт применения допинга, к нему применяются соответствующие санкции.

Порядок взятия проб.

По прибытии спортсмена руководитель допинг-пункта знакомит его и сопровождающего с правилами процедуры взятия проб, спортсмен расписывается.

Спортсмен выбирает из нескольких предложенных упаковку, в которой имеются два флакона и один мочеприёмник.

В мочеприёмник под наблюдением сотрудника допинг-контроля должно быть взято не менее 75 мл мочи.

При этом одежда спортсмена не должна препятствовать наблюдению за мочеиспусканием.

Спортсмен сам разливает равное количество мочи в два флакона и плотно их закрывает.

В мочеприёмнике по остаткам мочи измеряется плотность и удельный вес и заносится в протокол.

Руководитель допинг-пункта убеждается, что оба флакона плотно закрыты, герметично опрессовывает, маркирует их кодовым номером, выбранным спортсменом.

Руководитель пункта записывает в протокол кодовый номер и перечень медикаментов, принятых спортсменом за последние три дня (спортсмен проверяет, подписывает, тоже производит сопровождающий и представитель АДК, копия протокола дается спортсмену).

Опечатанные флаконы в контейнере отправляются спецтранспортом в Государственное предприятие Антидопингового центра (ГПАДЦ) и сдаются под расписку на анализ.

Регистрационные протоколы, содержащие фамилию, имя, отчество спортсмена и код флаконов опечатываются и передаются в управление научно-методического обеспечения ГУЦСП, где хранятся в сейфе до получения результатов анализа проб. Данные заносятся в компьютер. Возможна перекодировка по распоряжению Минспорта России, председателя АДК и соответствующей федерации.

Приложение 1: Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности»(ФК).

1.Предмет и метод дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности».

2.Предпосылки и история возникновения спортивного права.

3. Классификация форм (источников) права в Российской Федерации.

4.Цели и задачи законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации.

5.Система правовых актов о физической культуре и спорте в Российской Федерации, перспективы ее развития.

6.Конституция Российской Федерации о регулировании различных аспектов (направлений, сторон). функционирования и развития физической культуры и спорта как предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

7.Роль государства в развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации. 8.Принципы государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

9.Компетенция Министерства спорта Российской Федерации.

10.Компетенция органов исполнительной власти субъектов в области физической культуры и спорта.

11.Сущность и содержание Международной хартии физ. воспитания и спорта.

12.Сущность и содержание Спортивной хартии Европы.

13.Сущность и содержание законов о спорте различных стран мира (на конкретном примере по выбору студента).

14.Олимпийская хартия: основные нормы и правила регулирования Олимпийского движения.

15.Олимпийское движение (гл. I Олимпийской хартии МОКа).

16.МОК: юридический статус, членство, организация.

17.Олимпийская хартия: основные нормы и правила регулирования деятельности международных федераций по видам спорта.

18.Правовое положение НОКов (ОХ МОК).

19.Олимпийская хартия: основные нормы и правила организации и проведения Олимпийских игр.

20.Структура и основное содержание ФЗ № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» как правового регулятора современных отношений в сфере физической культуры и спорта.

21.Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» о полномочиях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта.

22.Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» об организации деятельности в области физической культуры и спорта (гл.2 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»).

23.Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» о правовом статусе общероссийских, региональных и местных федераций.

24. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти, по месту работы и месту жительства граждан Адаптивная физическая культура (гл.3 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»).

25. Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» о подготовке спортивного резерва (гл.4).

26. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» о спорте высших достижений (гл.5).

27. Финансовое, медицинское и иное обеспечение физической культуры и спорта (ФЗ «О физической культуры и спорта в Российской Федерации», гл.6).

28 . Комплекс ГТО. Физкультурно-спортивные клубы и их объединения, основная деятельность которых направлена на реализацию комплекса ГТО (Глава 3.1).

29. Рассмотрение споров в профессиональном спорте и спорте высших достижений (Глава 5.1)

30 . Указы и распоряжения Президента Российской Федерации как инструмент нормативно-правового регулирования определенных правоотношений в сфере физической культуры и спорта.

31. Организационно-правовые формы некоммерческих Физкультурно-спортивных организаций.

32. Организационно-правовые формы коммерческих Физкультурно-спортивных организаций.

33. Особенности создания и организации деятельности некоммерческой физкультурно-спортивной организации.

34. Нормативно-правовые основы государственной регистрации физкультурно-спортивных организаций как юридических лиц.

35. Особенности создания и деятельности коммерческих физкультурно-спортивных организаций.

36. Нормативно-правовые основы учреждения и деятельности спортивных школ (создание, цели, задачи, критерии деятельности).

37. Олимпийский комитет России. Нормативно-правовые основы деятельности. Юридический статус.

38 . Правовой статус сборных команд по видам команд.

39. Структура и содержание правил спортивных соревнований (на примере вида спорта специализации)

40. Структура и содержание положения о спортивном соревновании (на примере вида спорта).

41 Особенности заключения трудовых договоров в сфере физической культуры и спорта.

42. Структура и содержание трудового договора спортсмена.

43. Общая характеристика прав потребителей физкультурно-спортивных товаров и услуг.

44. Учредительные документы физкультурно-спортивной организации.

45.Юридическая ответственность в сфере физической культуры и спорта, ее виды..46 46.Гражданско-правовая ответственность участников отношений в области физической культуры и спорта

47. Дисциплинарная и административная ответственность работников физической культуры и спорта.

48. Уголовная ответственность работников физической культуры и спорта.

49. Социальная защита спортсменов и работников физкультурно-спортивных организаций.

50. Система льгот в области физической культуры и спорта.

51.Внешнеэкономическая деятельность в области физической культуры и спорта

52.Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации»: на период до 2020 года (структура, содержание).

53. Структура, содержание подпрограммы №1 «Развитие ФК и массового спорта» Государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» на период до 2020 года.

54. Структура, содержание подпрограммы №2» Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва» Государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» на период до 2020 года.

55. Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» об организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий

56. Принципы законодательства РФ о физической культуре и спорте в РФ.

57. Права и обязанности спортсмена. Трудовой договор о спортивной деятельности.

58..Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» об организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий

Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности» (АФК).

1. Предмет, метод, источники дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности»

2. Правовые основы Паралимпийского, Сурдлимпийского движения России, Специальной Олимпиады России и развития адаптивной физической культуры (АФК).

3.Конституция Российской Федерации о регулировании функционирования и развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, как предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4.Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ГА ООН,

03.12, 1982 года), цели документа, задачи, содержание.

5. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов(ГА ООН,20.12.1993года): цели документа, содержание, целевые области для создания равных возможностей.

7..Характеристика законодательства зарубежных государств о реализации концепции равных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сущность и содержание законов об адаптивной физической культуре различных стран мира (на конкретном примере по выбору студента).

8. Роль государства в развитии физической культуре в Российской Федерации. Принципы государственной политики в сфере физической культуры и спорта, адаптивной физической культуры и спорта.

9.Компетенция Министерства спорта Российской Федерации в сфере ФК и С, АФК.

10Европейская антидопинговая конвенция, как первый международный документ по борьбе с допингом в спорте

11.Сущность и содержание Международной хартии физического воспитания и спорта.

12 Сущность и содержание спортивной хартии Европы.

13. Сущность и содержание законов о спорте и адаптивной физической культуре различных стран мира (на конкретном примере по выбору студента).

14. Европейская конвенция « Против насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, в частности, футбольных матчей» (1985, СЕ).

15. Европейский Манифест « Молодые люди и спорт» (1995г.).

16. Олимпийская хартия: основные нормы и правила регулирования Олимпийского движения.

17. Олимпийская хартия: основные нормы и правила регулирования деятельности международных федераций по видам спорта.

18. Олимпийская хартия: основные нормы и правила организации и проведения Олимпийских игр.

19. Олимпийское движение и его деятельность (гл. 1 Олимпийской хартии МОК).

20. МОК: юридический статус, членство, организация, меры и санкции (гл.2 Олимпийской хартии МОК).

21. Правовой порядок организации и проведения Олимпийских игр (гл. 5 Олимпийской хартии МОК).

22. Правовой статус МПК (Международного паралимпийского комитета).

23. Юридический статус паралимпийского, сурдлимпийского комитетов и Специальной Олимпиады в Российской Федерации, их цели и задачи.

24. Структура и основное содержание ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ как правового регулятора современных отношений в сфере физической культуры и спорта.

25 Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» об организации деятельности в области физической культуры и спорта (гл.2 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»).

26. Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» о правовом статусе общероссийских, региональных и местных федераций.

27. Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» об организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий.

28. Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов. (гл. 3 Федерального Закона « О физической культуре и спорте в Российской Федерации

29. Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» о подготовке спортивного резерва (гл.4)

30. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» о спорте высших достижений (гл.5)

31. Финансовое, медицинское и иное обеспечение физической культуры и спорта (Федеральный Закон «О физической культуры и спорта в Российск

На сегодняшний день применение допинга стало одной из самых актуальных проблем в мировом спортивном движении. Допинговые скандалы происходят на глазах у миллиардов зрителей и наносят невосполнимый ущерб репутации государства и всему спорту.

По данным Интерпола мировой оборот допинговых средств превышает оборот наркотиков. В Российской Федерации наблюдается тенденция к развитию аналогичной ситуации. К сожалению, в глазах мировой общественности существует стереотип, что Россия – это мировой лидер в производстве и применении допинга. Такие подозрения не являются беспочвенными. Ситуация с антидопинговой деятельностью в нашей стране внушает тревогу: нет формализованной национальной антидопинговой организации, нет законодательства на тему борьбы с допингом, отсутствует систематическая информационно-образовательная работа в спортивной и молодежной среде. Вместе с постоянными допинговыми скандалами с участием российских спортсменов все вышесказанное приводит к тому, что существующая ситуация является крайне неблагоприятной, наносит ущерб национальному имиджу, и делает наш спорт практически беззащитным перед давлением со стороны международных антидопинговых организаций.

В московском спорте проблема допинга является одной из самых актуальных. За последнее время доля молодежи, занимающейся физической культурой и спортом, значительно увеличилась, одновременно участились случаи применения допинговых средств в детском и молодежном спорте.

Выборочный антидопинговый контроль, проведенный в некоторых клубных командах города Москвы, показал, что большое количество спортсменов, в том числе молодых, регулярно применяют допинговые вещества. Проблема использования запрещенных веществ особенно остра среди категорий спортсменов, в отношении которых не проводится допинг-контроль.

Примерно третью часть от общего числа допинговых средств составляют наркотические и психотропные вещества, что напрямую связано с проблемой наркомании.

Назрела необходимость в срочных мерах по противодействию распространения допинга в спорте, особенно в детском и молодежном. В первую очередь необходимо разработать и внедрить антидопинговые информационно-образовательные программы. Важно также организовать проведение антидопингового контроля на всех этапах подготовки московских спортсменов.

По существующей практике, сегодня в России антидопинговый контроль проводится исключительно в спорте высших достижений. Процесс подготовки спортсменов в образовательных учреждениях, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта города Москвы и Департаменту образования города Москвы, находится вне зоны антидопингового контроля.

Для эффективной борьбы с допингом в московском спорте необходимо объединить усилия различных ведомств: Департамента физической культуры и спорта города Москвы, Департамента образования города Москвы, Департамента здравоохранения города Москвы, Управления Федеральной Службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по городу Москве и других заинтересованных организаций.

Антидопинговая политика в мире.

Деятельность национальных антидопинговых организаций базируется на следующих международных документах: Всемирного антидопингового Кодекса ВАДА, Международной конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте и Конвенции Совета Европы против применения допинга.

В последнее время в деятельности как ВАДА, так и Совета Европы и ЮНЕСКО появились новые акценты. Эти организации перемещают центр тяжести своих усилий с собственно допинг-контроля на превентивные меры по предотвращению применения допинга не только в профессиональном спорте, но и в обществе в целом. Для этих целей страны – участницы обязаны развивать информационно-образовательные программы, проводить пропагандистские акции, принимать меры по борьбе с допинг-трафиком, а также вносить изменения в национальные законодательства для юридического обеспечения всего комплекса мер.

Страны, которые не приводят спортивную инфраструктуру в соответствие с этими принципами, ставят под сомнение свою репутацию и рискуют быть постоянными фигурантами громких допинговых скандалов, в том числе на глазах у миллиардов зрителей, наблюдающих крупные спортивные соревнования, особенно Олимпийские игры.

В 2003 году Россия подписала Всемирный антидопинговый Кодекс и антидопинговые правила российского спорта приведены в соответствие с этим документом. В 2006 году Россия ратифицировала Международную конвенцию ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте. Россия активно участвует в работе Совета Европы по антидопинговой политике.

Для сохранения лидирующих позиций Москвы и России в мировом спорте, особенно при жесткой конкуренции за право проведения крупных международных соревнований, необходима кардинальная модернизация национальной антидопинговой системы в нашей стране.

Спорт высших достижений и его антидопинговая политика являются мощным инструментом формирования национального имиджа. Департамент физической культуры и спорта города Москвы, выступив с инициативой разработать Московскую комплексную антидопинговую программу «Честный спорт», осознает масштаб опасности, исходящей от допинга.

Московская комплексная антидопинговая программа «Честный спорт» разработана в соответствии с положениями Международной конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте, Всемирного антидопингового Кодекса, международными стандартами организации антидопинговой деятельности. Программа признает организующую роль Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) в принятии единых стандартов и координации антидопингового движения во всем мире, а также роль официальных российских антидопинговых инстанций системы Росспорта и Олимпийского комитета России.

Целевой аудиторией Программы являются учащиеся образовательных учреждений спортивной направленности, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта города Москвы, а также спортивные врачи и тренеры системы Москомспорта.

Для реализации и координации Программы в ГУ «ЦСТ Москомспорта» создан Отдел антидопингового мониторинга и профилактики (ОАМП).

ГУ «ЦСТ Москомспорта» в лице ОАМП координирует выполнение Программы, включая оценку деятельности спортивных организаций и учреждений в сфере борьбы с допингом, и предоставляет ежегодные отчеты о своей работе в Департамент физической культуры и спорта города Москвы, а также готовит изменения и дополнения к настоящей Программе, если таковые потребуются.

В борьбе с допингом международные и национальные спортивные федерации, а также и государства применяют различные формы и методы, а именно: правовые – посредством принятия нормативных правовых актов; организационные – создание и наделение специальными юрисдикционными полномочиями соответствующих органов; финансово-экономические.

В совокупности это позволяет применять: запретительные меры воздействия, носящие предупредительный (профилактический) характер; пресекательные меры воздействия; в зависимости от тяжести совершенного лицом правонарушения (деликта) в виде проступка (дисциплинарного, гражданско-правового) или преступления – к виновному в соответствии с установленной процедурой могут применяться различные меры юридического воздействия, в том числе и в виде дисквалификации.

Правоприменительными полномочиями наделяются национальные и международные спортивные органы (федерации, спортивные инстанции) и государственные структуры (судебные и правоохранительные). Например , в феврале 2013 г. ФИФА дисквалифицировала до 21 января 2015 г. игрока сборной Перу по футболу Жоэля Санчиса за допинг, который у него нашли после матча отборочного турнира к чемпионату мира-2014. В октябре 2012 г. после матча против сборной команды Боливии (1:1) у Санчиса нашли запрещенный препарат – метилгексанамин, который входит в состав некоторых БАД и оказывает стимулирующее воздействие на организм, повышая способность к концентрации и работоспособность.

Кроме того, уличенные в допинге лица несут весьма солидные имиджевые и финансовые потери в виде прекращения спонсорства и разрыва рекламных контрактов. Так, японская автомобильная компания Nissan решила свернуть свою маркетинговую активность в велосипедном спорте. Nissan отказался от титульного спонсорства команды "Трек", которой владеет одноименный производитель велосипедов. Логотип японской компании больше не будет размещаться на экипировке велогонщиков этой команды. Эксперты связывают это с громким допинговым скандалом, разгоревшимся вокруг семикратного победителя престижнейшей велогонки Тур де Франс американского велогонщика Лэнса Армстронга, который под грузом неопровержимых улик признался в многолетнем применении допинга. Это сильно ударило по имиджу всего профессионального велоспорта.

В Закон о физической культуре и спорте были внесены изменения , направленные на дальнейшее совершенствование механизмов противодействия использованию допинговых средств и методов в спорте. В частности, введено законодательное определение понятия "допинг", под которым в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте.

Нарушением антидопингового правила являются одно или несколько нарушений и, в частности: наличие запрещенных субстанций либо их метаболитов или маркеров в пробе, взятой в соревновательный период или во внесоревновательный период из организма спортсмена, а также из организма животного, участвующего в соревновании; отказ спортсмена явиться на взятие пробы; фальсификация элемента допинг-контроля; обладание запрещенными субстанциями и (или) запрещенными методами без разрешения на их терапевтическое использование, выдаваемого в соответствии с Международным стандартом ВАДА; использование или попытка использования запрещенной субстанции в отношении спортсмена.

Законом предусмотрено расширение перечня мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним. Кроме того, определены полномочия федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта в целях реализации мер по предотвращению допинга. Регламентированы обязанности общероссийских спортивных федераций и организаторов спортивных мероприятий но предотвращению допинга в спорте. Законодательно закреплен правовой статус общероссийской антидопинговой организации и определены ее полномочия.

Стимулированию принадлежит важная роль в достижении искомого результата во всех сферах общественной жизни, в том числе и в области спортивных достижений. Организаторы соревнований заблаговременно объявляют о сумме вознаграждения для победителя и других призеров. Национальные федерации для дополнительного стимулирования своих спортсменов также объявляют о сумме выплаты за призовые места. Это является определенным сдерживающим фактором для возможности применения спортсменами запрещенных стимулирующих средств.

В США с 1984 г. олимпийские премии для всех спортсменов на протяжении долгих лет оставались неизменно символическими: 25, 15 и 10 тыс. долл, за золото, серебро и бронзу. К летним Олимпийским Играм в Лондоне 2012 г. эти суммы, благодаря специальному национальному фонду, были увеличены соответственно до 250, 150 и 100 тыс. долл.

Ранее в Канаде не поощряли денежными премиями своих олимпийских призеров. Считалось высшей наградой выступать за национальную команду. Это правило действовало до декабря 2009 г. Затем назначили денежное вознаграждение за олимпийские медали – 20, 15 и 10 тыс. канадских долл.

Казахстан, оставшийся без олимпийских медалей в Турине-2006, решил значительно усилить стимулирование призеров олимпиады. Чемпионам предназначалось 250 тыс. долл., вторым призерам – 150 тыс. долл, и 75 тыс. долл. – за третье место.

Украина выделила для своих олимпийцев-призеров 140 тыс. долл, за золото, 100 тыс. долл, за серебро и 70 тыс. долл, за бронзу. Такие же суммы получают и их тренеры.

Эстонские олимпийцы получают от государства 100 тыс. евро за первое место, 70 тыс. – за второе и 45 – за третье. Тренеры победителей и призеров Олимпиады получат вознаграждение в размере половины от суммы, которая полагается их воспитанникам. В Латвии олимпийскому чемпиону государство выделяет 50 тыс. долл., вице-чемпиону – 25 и 15 – бронзовому призеру.

В Норвегии, Северной Корее, Швеции, Новой Зеландии и еще в ряде стран не принято платить спортсменам за олимпийские награды. Они сражаются за престиж страны и могут рассчитывать только на памятные значки-грамоты, а также щедрость спонсоров.

За победы в других престижных международных соревнованиях государства также щедро стимулируют своих спортсменов. Например, в случае победы на чемпионате мира по футболу в ЮАР (2010) каждому из игроков национальными футбольными федерациями было обещано: сборной Испании – по 550 тыс. евро; сборной Аргентины – по 520 тыс. евро; сборной Англии – по 470 тыс. евро; сборной Германии – по 250 тыс. евро .

Совсем другой уровень призовых определен в шахматах, значительно уступающим в популярности таким игровым видам спорта, как футбол, хоккей, баскетбол. Членам сборной мужской команды России по шахматам за победу в шахматной Олимпиаде 2010 г. в соответствии с заключенным контрактом должны были заплатить по 50 тыс. долл, каждому игроку, за второе место – по 25 тыс. и за третье – по 15 тыс. Членам сборной женской команды России по шахматам за первое место предусмотрено было заплатить по 25 тыс. долл., за второе – по 12 тыс. и за третье – по 8 тыс. долл .

Несмотря на значительное увеличение призового фонда, годовые бюджеты ведущих российских шахматистов по-прежнему продолжают оставаться в несколько раз меньше бюджетов таких шахматистов, как Виши Ананд (Индия), Магнус Карлсен (Норвегия), Веселии Топалов (Болгария).

Для российских олимпийцев размер вознаграждений за призовые места постоянно увеличивается. В Ванкувере-2010 по сравнению с зимними Олимпийскими играми в Турине они возросли для спортсменов в три раза, а для паралимпийцев – почти в 30 раз. Российским олимпийцам, ставшим золотыми, серебряными и бронзовыми призерами зимней Олимпиады в Ванкувере-2010, в качестве поощрения государство гарантировало соответственно напрямую 100, 60 и 40 тыс. евро.

Помимо этого спортсмены, ставшие призерами, получают дополнительное вознаграждение от своих федераций (до 100 тыс. долл.), региональных органов государственной власти, спортивных клубов и частных спонсоров. Некоторые губернаторы олимпийским призерам выделяют бесплатные квартиры, земельные участки или вкладывают финансовые средства в создание спортивных школ имени прославленных земляков. Кроме того, от Фонда поддержки олимпийцев каждый призер Олимпиады получает по автомобилю ценой около 3 млн руб.

Рейтинг российских олимпийцев, ставших призерами зимней Олимпиады в Ванкувере-2010 по сумме полученных премиальных от государства, федераций и регионов без учета спонсорских премиальных сумм и обязательного для каждого призера автомобиля, выглядел следующим образом.

  • 1. Ольга Зайцева (биатлон). Призовые: 15,3 млн руб. Медали: золото и серебро.
  • 2. Евгений Устюгов (биатлон). Призовые: 11,1 млн руб. Медали: золото и бронза.
  • 3. Никита Крюков (лыжные гонки). Призовые: 8 млн руб. Медаль: золото.
  • 4. Анна Богалий-Титовец, Ольга Медведцева, Светлана Слепцова (биатлон, эстафета). Призовые: 7,5 млн руб. Медаль: золото.
  • 5. Иван Скобрев (конькобежный спорт). Призовые: 6,3 млн руб. Медали: серебро и бронза.
  • 6. Александр Панжинский (лыжные гонки). Призовые: 4,8 млн руб. Медаль: серебро.
  • 7. Евгений Плющенко (фигурное катание). Призовые: 4 млн руб. Медаль: серебро.
  • 8. Иван Черезов, Максим Чудов, Антон Шипулин (биатлон, эстафета). Призовые: 3,25 млн руб. Медаль: бронза.
  • 9. Екатерина Илюхина (сноуборд). Призовые: 3 млн руб. Медаль: серебро.
  • 10. Оксана Домнина и Максим Шабалин (парное фигурное катание). Призовые: 2,5 млн руб. Медаль: бронза.
  • 11. Николай Морилов и Алексей Петухов (лыжные гонки). Призовые:
  • 2.5 млн руб. Медаль: бронза.
  • 12. Наталья Коростелева и Ирина Хазова (лыжные гонки). Призовые:
  • 2.5 млн руб. Медаль: бронза.
  • 13. Алексей Воевода и Александр Зубков (бобслей). Призовые: 2,1 млн руб. Медаль: бронза.
  • 14. Александр Третьяков (скелетон). Призовые: 2 млн руб. Медаль: бронза.

В сезоне-2010 в структуре медицинского комитета РФС был создан совет комиссаров, уполномоченный на взятие допинг-проб у игроков футбольных клубов премьер-лиги в шесть раз больше по сравнению с 2009 г. Пробы берутся не только выборочно у отдельных игроков, но и у всей команды. Процедуру проверки на допинг проводят три человека: комиссар РФС, представитель антидопингового агентства и врач команды. Ранее эту работу поручали выполнять одному врачу футбольной команды.

5 ноября 2010 г. в штаб-квартире Международной федерации лыжных видов спорта (далее в данной главе – FIS) в Оберхофен-ам-Тунерзее (Швейцария) состоялось заседание Антидопинговой комиссии FIS, на которой был рассмотрен отчет Ассоциации лыжных видов спорта России (далее в данной главе – АЛВСР) о борьбе с допингом. После этого комиссия рекомендовала запланированному на следующий день Совету FIS снять или ужесточить санкции в отношении АЛВСР, вынесенные 2 июня 2010 г. на 47-м конгрессе FIS в турецкой Анталье. Максимальная мера – приостановка членства АЛВСР в FIS на период до четырех лет. Это означало бы, что на домашних Играх в Сочи-2014 не смогли выступить сборные России сразу по шести видам спорта – лыжным гонкам, прыжкам на лыжах с трамплина, лыжному двоеборью, горнолыжному спорту, сноуборду и фристайлу. Было принято решение о наложении на АЛВСР денежного штрафа.

В сентябре 2011 г. WAD А утвердило новый список запрещенных веществ и методов на 2012 г. на заседании исполнительного комитета в Лозанне (Швейцария), организованном МОК . Он является обязательным документом для всех организаций, которые приняли всемирный антидопинговый кодекс. Новый список вступил в силу с 1 января 2012 г.

Список запрещает все бета-2 агонисты, за исключением сальбутамола (максимум 1600 мкг в течение 24 ч), салметерола, а теперь и формотерола (максимально 36 мкг в течение 24 ч). Не нашел своего решения вопрос о бета-2 агонистах. Он по-прежнему будет в центре внимания научно-исследовательской деятельности WADА для того, чтобы гарантировать, что введение больших доз этих веществ запрещено, но необходимо для надлежащего ухода и лечения астматических заболеваний у спортсменов.

Па Олимпиаде-2012 в Лондоне планировалось применять новый шведский метод по выявлению запрещенных препаратов в крови. Он был разработан при содействии ВАДА и является недорогостоящим, эффективным и простым в применении по сравнению с уже имеющимися. Если ранее надо было ждать результат в течение трех суток, то этот метод позволяет определить итоговый результат уже через сорок минут .

24 мая 2012 г. в Москве состоялась вторая Общероссийская научно-практическая конференция на тему: "Допинг в спорте: риски, противодействие, профилактика". Мероприятие было организовано Российским антидопинговым агентством совместно с Минспорттуризма России, Общероссийской общественной организацией "Лига здоровья нации" и Комиссией Общественной палаты РФ по здоровью нации, развитию спорта и туризма. Infox.ru провел прямую трансляцию конференции на этой странице, ее можно посмотреть в записи в любое удобное время.

Антидопинговое сообщество сегодня вынуждено признать, что современная антидопинговая система до сих пор еще недостаточно эффективна. В спортивной практике постоянно появляются новые субстанции, способствующие улучшению спортивных результатов, обнаружить которые с помощью традиционных методов становится все сложнее. Недостаточную эффективность действующей антидопинговой системы можно преодолеть, объединив усилия антидопинговых организаций и разработав новые механизмы борьбы с допингом в спорте.

Такими механизмами могут быть биологический паспорт спортсмена, целевое тестирование, сотрудничество с правоохранительными органами, максимально эффективное использование информационных ресурсов при планировании тестов и др.

Биологический паспорт спортсмена представляет собой систему сбора и обработки информации о биологических параметрах спортсмена, изменения в которых косвенно свидетельствуют об использовании запрещенных препаратов или запрещенного метода.

В России благодаря усилиям Российского антидопингового агентства "РУСАДА" уже с 2010 г. используется биологический паспорт спортсмена. Известно, что эритропоэтин можно "ловить" только несколько дней, а переливание собственной крови вообще тяжело обнаружить. Паспорт позволяет разработать для спортсмена "легенду", что и в какие сроки происходило в прошлом с его организмом. Путем мониторинга и сбора информации строится прогноз о том, как именно запрещенная субстанция использовалась, и в нужный момент это выявляется путем прямого тестирования. Биологический паспорт выполняет и карательную функцию, выражающуюся в том, что ряд его показателей может быть использован для применения дисциплинарных мер.

Программа биологического паспорта спортсмена разрабатывается с 2002 г. С 1 декабря 2009 г. было одобрено "Руководство по созданию и использованию биологического паспорта спортсмена". После этого все антидопинговые организации получили возможность использовать в своей работе программу биологического мониторинга.

Концепция паспорта основана на знании эффектов и побочных эффектов действия препаратов в медицинской практике. В отличие от обычного допинг-контроля постоянный мониторинг дает возможность косвенного выявления допинга. Большее внимание уделяется выявлению следов присутствия субстанции в организме спортсмена. Обычно эффект воздействия субстанции на организм наблюдается значительно дольше, чем присутствие самой субстанции, которая может быть быстро выведена из организма. Допинг применяется по-разному, зачастую длительным курсом, когда препарат вводится неделями и даже месяцами. Паспорт состоит из трех модулей: гематологического, стероидного и эндокринного.

Гематологический модуль посвящен параметрам крови и позволяет отследить влияние на ее кислородную емкость. В специальную компьютерную программу заносятся все показатели крови спортсмена (гемоглобин, ретикулоциты, гематокрит и др.), индивидуальные данные человека (пол, возраст, национальность и др.), на основании которых программа устанавливает границы физиологических значений параметров крови для данного спортсмена.

Второй модуль – стероидный . Принцип его действия такой же – оценить влияние стероидов на функциональные возможности человека при помощи отслеживания и контроля определенных маркеров. Все это касается и эндокринного модуля: здесь оценивается влияние на эндокринную систему в целом, в большей степени это связано с сомато- тропным гормоном.

В настоящий момент в действие введен только гематологический (кровяной) модуль биологического паспорта.

В начале июля 2012 г. впервые в России по данным биологического паспорта Всероссийская федерация легкой атлетики приняла решение о двухлетней дисквалификации трех известных легкоатлеток: 29-летней Евгении Зинуровой – чемпионки Европы 2011 г. на 800 м в помещении; 31-летней Наили Юламановой – чемпионки Европы 2010 г. в марафоне; 33-летней Светланы Клюки – 2-е место на чемпионате Европы 2006 г. и 4-е место на Олимпийских играх в Пекине па 800 м.

Олимпийские игры-2012 в Лондоне, как и ожидалось, в целом были признаны чистыми от употребления допинга. На начало последнего соревновательного дня Игр в употреблении запрещенных препаратов были уличены 11 спортсменов. Особенностью является то, что теперь отрицательные допинг-пробы, взятые в Лондоне-2012, впоследствии могут быть признаны положительными в течение восьми лет – по мере усовершенствования оборудования, позволяющего выявить в анализах запрещенные стимуляторы. Таким образом, вплоть до 2020 г. призеры летних Олимпийских игр 2012 г. могут быть уличены в употреблении допинга и лишены наград.

  • См.: Зарудный П. Мяч на троих не делится // Российская газета. 2010. 3 июня.
  • См.: Васильев Ю. Илья Левитов: "Мы не впереди паровоза, мы его догоняем" // Спорт-Экспресс. 2010. 17 сент.
  • См.: РИА Новости. 2011. 17 сент.
  • См.: Допинг // Спорт-Экспресс. 2012. 27 апр.
  • Цит. по: Рерих Е. Клюгин Сергей: "Чтобы высоко прыгать, Ухову нужен кураж" // Спорт-Экспресс. 2012. 25 авт.
  • Основной целью Конвенции против применения допинга, (вступила в силу для РБ 1 мая 2006) - снижения и в конечном счете искоренение допинга в спорте.

    Определение и сфера применения Конвенции

    Для целей настоящей Конвенции:

    1) "допинг в спорте" означает введение спортсменами или применение ими различных видов фармакологических допинговых препаратов или методов допинга;

    2) "виды фармакологических допинговых препаратов или методы допинга" с учетом нижеследующего пункта 2 означают типы допинговых препаратов и методы допинга, перечисленные в списках, одобренных группой по рассмотрению действия в соответствии со статьей 11.1 "b", и запрещенные международными компетентными спортивными организациями;

    3) "спортсмены" означают лиц обоих полов, обычно принимающих участие в организованных спортивных мероприятиях.

    Стороны координируют политику и деятельность своих правительственных и других заинтересованных государственных организаций, занимающихся борьбой против применения допинга в спорте.

    Они следят за практическим применением Конвенции и, перепоручая в случае необходимости осуществление некоторых положений Конвенции какому-либо правительственному или неправительственному спортивному учреждению, избранному для этой цели, или спортивной организации.

    Меры, направленные на ограничение доступности допинга и применения запрещенных допинговых препаратов и методов допинга:

    1. В зависимости от каждого конкретного случая принимают законы, правовые положения или административные меры ограничения доступности допинга (и, в частности, положения, контролирующие перевозку, хранение, импорт, распространение и продажу), а также применения в спорте запрещенных препаратов и методов допинга и, в частности, анаболических стероидов.

    2. В этих целях или при необходимости компетентные неправительственные организации определяют критерии предоставления государственных дотаций спортивным организациям для эффективного осуществления последними антидопинговых правил.

    3. А также:

    3.1.оказывают своим спортивным организациям помощь в финансировании антидопингового контроля и анализов либо путем предоставления прямых дотаций или субсидий, либо учитывая стоимость контроля и анализов при установлении общей суммы дотаций и субсидий, предоставляемых этим организациям;

    3.2. принимают соответствующие меры для предотвращения предоставления в целях проведения тренировок дотаций из общественных фондов тем спортсменам, участие которых в соревнованиях было приостановлено вследствие обнаружения нарушений правил о допинге в спорте, на весь период отстранения от соревнований;

    3.3 способствуют и в случае необходимости облегчают осуществление своими спортивными организациями антидопингового контроля, требуемого компетентными международными спортивными организациями как в период, так и вне соревнований;

    3.4 способствуют и содействуют заключению между спортивными организациями соглашений, предусматривающих проведение допинг-контроля должным образом уполномоченными группами антидопингового контроля на территории других стран.

    4. Оставляют за собой право по своей инициативе и под ответственность принимать антидопинговые правила и организовывать антидопинговый контроль при условии, что он согласуется с соответствующими принципами Конвенции.

    Лаборатории

    1) обязуется создавать или способствовать созданию на своей территории одной или нескольких лабораторий антидопингового контроля, которые могли бы быть признаны согласно критериям, принятым компетентными международными спортивными организациями и утвержденным группой по рассмотрению действий в соответствии с Конвенцией;

    2) обязуется либо содействовать этим спортивным организациям в получении доступа к такой лаборатории на территории другой.

    2. Данные лаборатории призваны:

    a) принимать соответствующие меры по набору, трудоустройству, подготовке, переподготовке квалифицированных кадров;

    б) проводить соответствующие программы исследований и разработок по допинговым веществам и по применяемым или вероятным методам допинга в спорте, а также в областях аналитической биохимии и фармакологии для получения лучшего представления о воздействии различных субстанций на человеческий организм и их влиянии на спортивные результаты;

    в) оперативно публиковать и распространять новые данные, полученные в результате их исследований.

    Информационно-просветительная деятельность

    Стороны Конвенции обязуются разрабатывать и осуществлять в случае необходимости в сотрудничестве с заинтересованными спортивными организациями и с привлечением средств массовой информации образовательные программы и кампании, показывающие опасность для здоровья, связанную с допингом, и наносимый им ущерб этическим ценностям спорта. Эти программы и кампании обращены как к молодежи в школьных учреждениях и спортивных клубах и их родителям, так и к взрослым спортсменам, спортивным руководителям и деятелям и тренерам. Для лиц, работающих в области медицины, эти образовательные программы подчеркивают важность соблюдения медицинской этики.

    Стороны обязуются поощрять и поддерживать в сотрудничестве с заинтересованными региональными, национальными и международными спортивными организациями исследования, связанные с разработкой программ физиологической и психологической тренировки, строящихся на научной основе и уважающих целостность человеческой личности.

    Сотрудничество со спортивными организациями в отношении принимаемых ими мер.

    Стороны Конвенции обязуются поощрять свои спортивные организации и через них международные спортивные организации в том, что касается разработки и применения всех надлежащих, относящихся к их компетенции, мер по борьбе с допингом в спорте.

    С этой целью они призывают свои спортивные организации уточнять и согласовывать их соответствующие права, обязательства и обязанности, и, в частности, путем согласования:

    a) антидопинговых правил на основе правил, принятых компетентными международными спортивными организациями;

    б) списков фармакологической классификации допинговых веществ и запрещенных методов допинга на основе списков, принятых компетентными международными спортивными организациями;

    в) методов антидопингового контроля;

    г) дисциплинарных процедур, применяющих международно признанные принципы естественной справедливости и гарантирующих уважение основных прав спортсменов, на которых падает подозрение; к числу таких принципов, в частности, относятся следующие:

    д) орган расследования должен быть отделен от дисциплинарного органа;

    е) упомянутые лица имеют право на справедливое разбирательство и право юридической помощи или представительства;

    ж) должны существовать четкие и применимые на практике положения, позволяющие подавать апелляцию против любого вынесенного решения;

    з) процедуры применения эффективных санкций в отношении руководителей, врачей, ветеринаров, тренеров, физиотерапевтов и других руководителей или соучастников нарушений спортсменами антидопинговых правил;

    и) процедуры взаимного признания временной дисквалификации и прочих санкций, вводимых другими спортивными организациями в самой стране или в какой-либо другой стране.

    Кроме того, Стороны поощряют спортивные организации:

    a) в проведении достаточного с точки зрения эффективности количества антидопинговых проверок не только в ходе соревнований, но и без предупреждения, в любой удобный момент, вне их; эти проверки должны осуществляться в условиях равенства для всех спортсменов и включать анализы, осуществляемые и повторно проводимые на спортсменах, отобранных в случае необходимости наугад;

    б) заключать со спортивными организациями других стран соглашения, позволяющие подвергать спортсмена, тренирующегося в одной из этих стран, проверке, осуществляемой группой антидопингового контроля, наделенной необходимыми полномочиями в данной стране;

    в) уточнять и согласовывать правила, касающиеся допуска спортсменов к соревнованиям и включающие антидопинговые критерии;

    г) поощрять спортсменов активно участвовать в борьбе с допингом, проводимой международными спортивными организациями;

    д) полно и эффективно использовать как во время спортивных соревнований, так и вне их оборудование, предоставленное в их распоряжение для антидопингового анализа в лабораториях, упомянутых в статье 5;

    е) разрабатывать научные методы тренировки и руководящие принципы, предназначенные для защиты спортсменов любого возраста, с учетом специфики каждого конкретного вида спорта.

    Международное сотрудничество

    Стороны тесно сотрудничают между собой в областях, подпадающих под действие настоящей Конвенции, и поощряют аналогичное сотрудничество между своими спортивными организациями.

    2. Стороны обязуются:

    a) поощрять свои спортивные организации и содействовать применению положений настоящей Конвенции в рамках всех международных спортивных организаций, в которые они входят, в частности, путем отказа регистрировать мировые или региональные рекорды, не сопровождаемые отрицательными результатами официальной антидопинговой проверки;

    б) поощрять сотрудничество между персоналом их лабораторий по антидопинговому контролю, созданных или уже функционирующих в соответствии со статьей 5; и

    в) устанавливать двустороннее и многостороннее сотрудничество между их органами, властями и компетентными организациями, с тем чтобы и в международном плане достигнуть целей, определенных статьей 4.1.

    3. Стороны, располагающие созданными лабораториями или уже функционирующими в соответствии с критериями, определенными в статье 5, обязуются помогать другим Сторонам в приобретении опыта, компетенции, навыков, которые необходимы им для создания своих собственных лабораторий.

    Передача информации

    Каждая Сторона передает Генеральному секретарю Совета Европы на одном из официальных языков Совета Европы всю необходимую информацию в отношении принятых законодательных и других мер, направленных на соблюдение положений настоящей Конвенции.

    В целях Конвенции учреждается группа по рассмотрению действия.

    Любая Сторона может быть представлена одним или несколькими делегатами. Каждая Сторона имеет один голос.

    Любое государство, для которого имеет место момент подписания или момент передачи своего документа о ратификации, принятии, одобрении или присоединении может указать территорию или территории, к которым будет применяться Конвенция и еще не являющееся участником настоящей Конвенции, может направить в группу своего наблюдателя.

    Группа на основе единогласно принятого решения может пригласить любое государство, не являющееся членом Совета Европы и не присоединившееся к Конвенции, а также любую спортивную или профессиональную организацию направить наблюдателя на одно или несколько своих заседаний.

    Группа созывается Генеральным секретарем. Первое заседание группы проводится в кратчайшие сроки и в любом случае не позднее одного года со дня вступления в силу Конвенции. Впоследствии по инициативе Генерального секретаря или одной из Сторон группа проводит заседание по мере необходимости.

    Большинство Сторон составляют кворум, необходимый для проведения совещания группы по рассмотрению действия.

    Заседания группы являются закрытыми .

    С учетом положений настоящей Конвенции группа устанавливает собственные правила процедуры и принимает их консенсусом.

    Группа по рассмотрению действия призвана наблюдать за выполнением Конвенции. В частности, группа может:

    a) проводить на постоянной основе обзор положений настоящей Конвенции и в случае необходимости рассматривать изменения;

    б) утверждать возможные изменения и перечень фармакологических классов допинговых средств и методов, запрещенных компетентными международными организациями; а также критерии аккредитации лабораторий и любые возможные изменения, принятые вышеперечисленными организациями, а также устанавливать дату вступления в силу принятых решений;

    в) проводить консультации с соответствующими спортивными организациями;

    ж) вносить любое предложение, направленное на повышение действенности настоящей Конвенции.

    Для выполнения стоящих перед ней задач группа по рассмотрению действия может по собственной инициативе предусматривать проведение совещаний групп экспертов.

    После каждого заседания группа по рассмотрению действия передает в Комитет министров Совета Европы доклад о своей работе и действии Конвенции.

    Поправки к статьям настоящей Конвенции могут быть предложены одной из Сторон, Комитетом министров Совета Европы или группой по рассмотрению действия.

    Любое предложение о поправке сообщается Генеральным секретарем Совета Европы государствам, упомянутым в Конвенции, и любому государству, которое присоединилось или которому было предложено присоединиться к настоящей Конвенции в соответствии с положениями Конвенции..

    Любая поправка, предложенная одной из Сторон или Комитетом министров, сообщается группе по рассмотрению действий, по крайней мере, за два месяца до совещания, на котором эта поправка должна рассматриваться. Группа представляет Комитету министров свое мнение по предлагаемой поправке в случае необходимости после консультаций с компетентными спортивными организациями.

    Комитет министров рассматривает предлагаемую поправку, а также любое мнение, представленное группой по рассмотрению действия, и может принять поправку.

    Любая поправка, принятая в соответствии Конвенцией, вступает в силу в первый день месяца, следующего за истечением одномесячного срока после даты, на которую все Стороны информировали Генерального секретаря о принятии ими вышеупомянутой поправки.