Корригирующая гимнастика как здоровьесберегающая технология. Корригирующие упражнения Упражнения для укрепления мышц задней поверхности бедра

Исправить осанку поможет специальная корригирующая гимнастика. Правильно подобранный комплекс физических упражнений может предупредить некоторые заболевания, значительно улучшить состояние на ранних стадиях или замедлить развитие болезни. В данной статье рассмотрим, когда необходимы подобные упражнения, а также специфику их выполнения.

Что такое корригирующие упражнения

Термин происходит от латинского слова corrigo, что значит исправление. Следовательно, корригирующие упражнения призваны исправить проблемы, возникшие в различных частях организма человека. Регулярные занятия, подобранные врачом и физиотерапевтом, способны справиться со многими задачами.

Цель

Корригирующая гимнастика ставит своей целью:

  • восстановление и расслабление мышечной системы;
  • укрепление мышечного корсета;
  • активизацию обменных процессов в организме.

Комплекс разрабатывается так, чтобы оказывать влияние на нужный орган или систему органов человека.

Воздействие на организм

Лечебная гимнастика увеличивает кровоснабжение всего тела. Происходит регенерация тканей и улучшенное питание клеток. Учащённое дыхание расправляет альвеолы и улучшает газообмен в лёгких. Нормализуется давление.

Знаете ли вы? Во время интенсивной нагрузки мышцы поглощают в двадцать раз больше кислорода, чем в состоянии покоя.

Гимнастика способствует укреплению сердечных мышц, костей скелета, сухожилий и связок. Физическая активность ускоряет обменные процессы в организме, что положительно сказывается на всех внутренних органах.

Показания к корригирующей гимнастике

Корригирующая гимнастика - часть лечения заболеваний пациентов любого возраста. После медицинского осмотра комплекс может быть назначен при следующих проблемах:

  • проблемы с осанкой, сколиоз различной степени;
  • заболевания глаз;
  • проблемы с кровообращением, сердцем и сосудами;
  • болезни органов дыхания;
  • нарушение работы ЖКТ;
  • гинекологические заболевания;
  • плоскостопие.

При выборе упражнений врач основывается на конкретном диагнозе, а также общем состоянии пациента.

Для положительной динамики при любом заболевании необходимо придерживаться общих рекомендаций:

  • регулярность занятий (ежедневно утром и вечером);
  • несколько подходов для каждого упражнения;
  • общее время одного занятия - 30 минут;
  • занятия начинают с разминки, потом переходят к более сложным упражнениям и заканчивают расслабляющими движениями.
Для гимнастики нужно хорошо проветриваемое место с температурой +17...+20 °С. Одежда и обувь не должны стеснять движения. Необходимо обеспечить доступ к питьевой воде на протяжении всего времени занятий.

В зависимости от решаемой проблемы комплекс корригирующей гимнастики будет составлен из различных упражнений. Консультация с врачом обязательна!

Важно! Промежуток между едой и гимнастикой должен составлять 1,5–2 часа.

Для глаз

Призвана снять напряжение зрительного нерва и активизировать работу зрительных мышц. При косоглазии и амблиопии выполняют упражнения для развития функций движения и слежения глаз, а также сосредоточения на выбранных объектах.
Существует несколько видов упражнений:

  • сильное зажмуривание способствует циркуляции внутриглазной жидкости, улучшает функции кровоснабжения (5–10 раз);
  • частое моргание обеспечивает увлажнение глазного яблока, выполняется 10–15 секунд;
  • массаж надбровных дуг («прищепочки») усиливает кровоснабжение;
  • смена фокусировки с ближнего предмета на дальний тренирует аккомодационные мышцы;
  • вращение глазами снижает напряжение и тренирует функцию движения глаз (по 6 раз в обе стороны);
  • слежение за предметом или «рисование» взглядом выполняется около 30 секунд для тренировки двигательных мышц.

Во время занятий используют специальные тренажёры и ориентиры. Продолжительность одного занятия - от 5 до 15 минут.

Знаете ли вы? Гимнастика была известна ещё во времена Древнего Египта, о чём говорят дошедшие до наших дней рисунки.

Исправление осанки

Упражнения, формирующие правильную осанку, включают в большинство корригирующих комплексов. Наиболее популярны следующие варианты:

  • стоя спиной к стене, нужно прижаться пятками, икрами, ягодицами и затылком к ровной поверхности и зафиксировать положение. Отойдя от стены, положение тела сохраняют на несколько секунд и повторяют периодически во время всей тренировки;
  • в том же положении возле стены выполняют приседания, поднятия на носки и махи руками, сохраняя ровную спину;
  • принять правильную осанку возле стены, после чего положить на макушку головы мешочек с песком или другой небольшой утяжелитель. С мешочком на голове выполняют медленные приседания, ходьбу простую и с перешагиванием препятствий, упражнения с мячом.

Видео: как исправить осанку Основное упражнение у стены выполняют в течение всего дня, контролируя осанку, например, перед зеркалом.

При плоскостопии

Комплекс занятий подбирается ортопедом в зависимости от вида плоскостопия (врождённое, травматическое, после полиомиелита или рахита, от внешнего воздействия).

Для разминки используют общие упражнения для мышц спины и осанки. Специальные движения могут включать:

  • сильное сжатие и расслабление пальцев ног в положении лёжа на спине (3 минуты);
  • в том же положении вращение голеностопом в обе стороны по 2 минуты;
  • сидя на твёрдой поверхности, выполняют сжатие коленями кулака, расположенного между ними. Внутренняя часть стоп поднимается вверх, а внешняя прижимается к полу;
  • катание резинового мячика попеременно каждой стопой;
  • поднятие и опускание на носках, с фиксацией в приподнятом положении на 2–3 секунды (10–15 раз).

Видео: лечебная гимнастика при плоскостопии После основного блока выполняют закрепляющие движения, например, ходьбу на пятках и носках по наклонному полу.

Укрепление и растягивание мышц поясницы

Для растяжки поясничной области подойдут такие движения:

  • сидя на стуле, выполняют наклон грудью до колен, а также наклоны с широко расставленными ногами;
  • сидя на полу с вытянутыми ногами, выполняют наклоны вперёд, стараясь коснуться лбом коленей.

Растяжку выполняют медленно, с постепенной амплитудой. Для укрепления мышц поясничного отдела есть такие варианты:

  • лёжа на спине с согнутыми ногами, поднимают вверх таз (ноги поднимаются на носках) и задерживаются в этом положении на 3–5 секунд. Дополнительно двигают таз в стороны;
  • выполнив такое же поднятие таза, добавляют приставные шаги в обе стороны;
  • лёжа на животе, поднимают прямые ноги по очереди, потом отводят ноги в стороны;
  • стоя на четвереньках, выполняют прогибы и выгибы спины («кошка»).

Эту группу движений также включают в комплексы занятий при сколиозе и других проблемах с позвоночником.

Видео: как избавиться от боли в пояснице и укрепить ее

При сколиозе

Различают несколько степеней в разных отделах позвоночника, для каждой из которых существуют специальные комплексы упражнений. Наиболее эффективна корригирующая гимнастика для сколиоза 1-й степени (особенно у детей). Упражнения могут быть симметричными и асимметричными, последние обязательно должны подбираться врачом.

Важно! В конце занятий обязательно необходимо выровнять дыхание и расслабить мышцы, выполняя медленную ходьбу.

Занятия начинают с разминки, куда входят упражнения на правильную осанку. В основном блоке могут быть такие движения:

  • махи и вращения руками (по очереди и вместе, до 20 раз);
  • соединение лопаток и ходьба в таком положении около 30 секунд;
  • «кошка» из положения на четвереньках;
  • «ножницы» - скрещивание ног лёжа на спине;
  • скручивания в правую или левую сторону (по назначению врача) в различных отделах позвоночника.

Особенности выполнения упражнений детьми

Выполнение гимнастики детьми обязательно должно контролироваться физиотерапевтом или родителями. Поскольку организм ребёнка постоянно развивается, лечебный комплекс для дошкольников должен периодически обновляться, включая новые и убирая уже ненужные движения.
Для решения проблем у детей грудного возраста используют массажи. Выполняя индивидуальный комплекс корригирующих упражнений, человек нормализует работу своего организма. Регулярные занятия укрепят здоровье и улучшат общее самочувствие.

вера полкунова
Мастер-класс для родителей «Корригирующая гимнастика для малышей»

Мастер - класс для родителей : «»

(оздоровление детей дошкольного возраста через корригирующие упражнения )

Цель : Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка корригирующий гимнастики . Освоение и последующее применение родителями здоровьесберегающей технологий в домашних условиях.

Задачи : Познакомить родителей с упражнениями корригирующий гимнастики адаптированные для дошкольников, которые помогут предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей.

Оборудование : спортивные атрибуты.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, уважаемые родители !

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Корригирующая гимнастика для малышей »

Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер - класса .

Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы детского сада, является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий адаптированных к возрастным особенностям детей.

Острота проблемы состоит в том, что :

"Гимнастика , физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь" Гиппократ

Физическое воспитание ребенка – не простое дело. Для того, чтобы добиться успеха, родителям надо много знать и уметь. Ваш ребенок растет, становится все более самостоятельным. Его организм крепнет, движения делаются более четкими, уверенными, быстрыми, игры усложняются. В процессе игры ребенок приобретает жизненный опыт, развивает творческое воображение. Он тянется ко всему новому и очень подвижен. Не торопитесь останавливать его, лучше постарайтесь направить эту подвижность в нужное русло, использовать ее для формирования жизненно важных навыков. Одним из важных средств воспитания являются гимнастические упражнения , различные формы ручного труда, подвижные игры.

Ежедневные упражнения предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета, хорошо укрепляют весь организм, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребенка. Современная жизнь перенасыщена нервными перегрузками. Хотите Вы или нет, но Вам не остановить стремительный темп жизни.

Физические упражнения – противовес, который поможет вашим детям противостоять стрессовым ситуациям. Чем более крепким здоровьем мы вооружим наших детей, тем лучше они приспособятся к современной жизни.

Корригирующие упражнения - это специальные упражнения, которые применяются с целью коррекции уже имеющейся деформации, т. е. восстановительной функции и с целью профилактики дефектов осанки и плоскостопия.

Цель корригирующей гимнастики :

Главная задача корригирующих упражнений :

Во-первых, корригирующие упражнения необходимы детям с ослабленными мышцами спины, потому что они предупреждают патологические искривления позвоночника.

Во-вторых, корригирующие упражнения восстанавливают гибкость и вытяжение позвоночника, укрепляют мышцы спины.

Дети, у которых ослаблена мышечная система, и дети, у которых имеются дефекты в осанке должны заниматься так, чтобы все группы мышц были вовлечены в работу.

Детям, у которых растянуты мышцы, надо их укреплять, способствовать их укорочению, а укороченные мышцы – растягивать.

Фундамент физического и психического здоровья закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от Вас, родители , от того, как вы будете воспитывать детей, какие полезные привычки они приобретут. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. С самого момента своего рождения ребнок стремится к движениям. Конечно, вначале эти движения беспорядочны, хаотичны. Но с течением времени движения ребенка начинают приобретать осмысленный скоординированный характер. Движения приводят мышцы человека в тонус, оказывая важное влияние на общее самочувствие. В дальнейшем движениями ребенка нужно грамотно управлять.

Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Цель корригирующей гимнастики :

Тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхательный тракт. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости.

Мы будем с ребенком «выгибать по-кошачьи спину» , «колоть дрова» , «качать воду» , «звонить в колокола» - проводить все эти подражательные упражнения, которые следует сопровождать стишками или сказкой, специально для этой цели нами выбранными.

Следует разрешить детям кататься по полу, пролезать через низкие и узкие отверстия (под стулом, креслом, под натянутой веревкой) . Ребенок может изображать «канатоходца» (ходить по щели или нарисованной на полу ровной линии) - переносить на голове какую-нибудь вещь, например, мешочек с песком. Полезно упражнение «птичка» - ребенок ляжет на животик, а мы его легонько придержим за щиколотки; ребенок раскинет в стороны, как крылья, руки и приподнимет от земли на короткий срок голову и туловище. Это надо повторять от 3 до 6 раз. Или, положив ребенка на спину, прикажем ему так прижаться к земле, чтобы мы и руку не могли просунуть под его бедрами (чтобы и мышь не могла проскользнуть) . Целью этого упражнения является ликвидация чрезмерного поясничного изгиба позвоночника, результатом чего бывает выпяченный животик.

Одновременно с другими упражнениями и играми, о которых мы будем говорить дальше, этому упражнению ежедневно следует уделять не менее 10-15 минут. Понятно, что надо подчеркивать развлекательный характер этого упражнения, чтобы у ребенка создавалось впечатление игры, в которой он с удовольствием принимает участие. Наибольших успехов мы достигнем в том случае, если отец или мать будут упражняться вместе с ребенком. Понятно, что эти упражнения должны происходить всегда на чистой подстилке (одеяле, линолеуме, ковре, вымытом полу) .

Летом надо брать ребенка на купанье, а когда ребенок привыкнет к воде, его можно будет держать на поверхности в горизонтальном положении так, чтобы, лежа на животе, он мог двигать руками и ногами. При этом мы ходим с ребенком вперед и назад, что создает у ребенка впечатление собственного движения вперед. Обыкновенно это упражнение доставляет детям радость. Придерживая голову над водой, дети напрягают мышцы спины и с раннего возраста привыкают к холодной воде. Ребенок, с которым родители регулярно упражняются, относится к ним с доверием и в воде и не противится этим упражнениям, которые подготовляют почву для обучения плаванию. Лучше с ребенком входить в воду часто, но держать его в воде не долго. В положении на спине ребенок должен упражняться минуту.

Наш ребенок нуждается в полезных для него движениях. Передвигаясь вперевалку, бегая и играя по-своему, ребенок совершенно инстинктивно и естественно упражняется. Некоторые обстоятельства, однако, его в этом ограничивают (жизнь в городе, лютая зима, поэтому надо стараться ему помочь и создать все условия для его здорового развития.

Правильная осанка у детей формируется, в первую очередь, под влиянием родителей . Именно от их усилий зависит, будет ли у их чада правильная осанка или нет. Нужно понимать, что правильная осанка у детей не возникает сама по себе, это результат постоянного контроля и заботы с вашей стороны. Какой родитель хочет , чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой? Не хочет никакой. Так что же делать? Выполнять пять простых правил.

ПЯТЬ ПРОСТЫХ ПРАВИЛ

1. Наращивать ребенку “мышечный корсет”. Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. “Мышечный корсет” спасет даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости…

2. Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она – правильная поза! Тело должно ее запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку.

3. Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом.

Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 30 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!

4. Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.

5. Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким, подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно, а ему удобна жесткая постель

Что влияет на формирование правильной осанки?

На формирование осанки оказывает большое влияние окружающая среда. Родители и сотрудники дошкольных и школьных учреждений обязаны контролировать правильное положение детей при сидении, стоянии и ходьбе.

Рассмотрим самые важные принципы, влияющие на формирование правильной осанки :

Правильное питание;

Свежий воздух;

Хорошая освещенность в комнате;

Правильно подобранная мебель по росту ребенка;

Перенос тяжестей;

Правильная поза при сидении;

Двигательная активность.

Все ли в порядке? Чтобы понять, нормальная ли у ребенка осанка, разденьте его, попросите встать ровно и внимательно осмотрите его тело. Осмотр сзади

Лопатки прилегают к спине (у дошкольников – слегка выступают назад, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника и на одном уровне. Отростки позвонков расположены по средней линии спины. Позвоночник не имеет отклонений ни вправо, ни влево. Ягодичные складки – симметричны, ямки под коленками находятся на одной горизонтальной линии. Осмотр сбоку Голова слегка приподнята. Грудная клетка не впалая и не выпуклая. Живот лишь слегка выступает вперед. Ноги прямые, а не согнуты в коленях. Осмотр спереди.

Ребра симметричны. Плечи не выступают вперед, находятся на одной линии.

7 «тайных» симптомов

Родители должны знать о том , что есть не только явные, хорошо видимые признаки нарушений осанки, но и скрытые симптомы.

1. Ребенок быстро устает, вялый, неуклюжий.

2. Не любит подвижные игры.

3. Жалуется, что у него болит голова или шея.

4. После длительной прогулки хнычет, что у него болят ножки.

5. Сидит, упираясь руками в сиденье стула.

6. Не может длительно находиться в одном положении.

7. «Хруст» в различных суставах при движениях у детей старше 2-х лет.

Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу малышу .

Корригирующие упражнения (2-ая младшая группа)

«Ножницы»

Цель : укреплять связочно-мышечный аппарат ног, мышцы нижних конечностей, участвующих в формировании сводов стопы.

Давайте представим, что наши ножки- ножницы.

Первый вариант : и. п.: лежа на животе, поднимать поочередно прямые ноги вверх-вниз. Чтобы «ножницы» хорошо «резали» , ноги должны быть прямые. Лечь на спину, отдохнуть. Повторить 3 раза. (Второй вариант : и. п.: лежа на спине.)

«Стойкий оловянный солдатик»

Цели : развивать умение сохранять равновесие; формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и конечностей.

Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику.

Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик?

И. п.: стоя на коленях, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Сесть на пятки, отдохнуть. Повторить 3 раза.

«Колобок»

Цели : улучшать функцию вестибулярного аппарата; укреплять мышцы позвоночника, верхних и нижних конечностей.

Что за странный колобок на окошке появился?

Полежал чуток, взял и развалился.

И. п.: лежа на спине, затем сесть, обнимая руками колени. Убрать голову в колени. Прижать колени к плечам и посмотреть на свои стопы.

Вот вы все и колобки!

Раз, два, три, четыре, пять -

Развалились все опять.

Вытянуть ноги и лечь на спину.

«Лягушки» («Лягушата» )

Цели : формировать правильную осанку; укреплять мышцы нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании сводов стопы.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква-ква!

Скачут, вытянувши ножки!

Первый вариант : и. п.: стоя на четвереньках, присесть, пальцами рук касаясь пола. Колени развести в стороны, руки между ногами. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и. п.

«Мышка и мишка»

Цели : укреплять мышцы верхних и нижних конечностей; формировать правильную осанку; улучшить координацию движений.

У мишки дом огромный.

И. п.: о. с. Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки вдох.

У мышки - очень маленький.

Присесть, обхватить руками колени, опустить голову - выдох с произнесением «ш-ш-ш» .

Мышка ходит в гости к мишке,

Он же к ней не попадет.

«Ель - елка - елочка»

Цели : воспитывать и формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и конечностей; тренировать внимание.

В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь. (Голова, туловище, ноги - прямо, раздвинуть руки-«ветки» слегка в стороны ладонями вперед.) Пойдемте дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички? Вот и сестрички ели - едки. Они пониже, но такие же стройные. (Принять правильную осанку, но в полу приседе.) Пойдемте, поищем еще сестричек елей. Вот они - совсем маленькие, но и удаленькие : красивые и тоже стройные. (Сесть на корточки, голова и спина выпрямлены, руки, ладонями вверх слегка разведены в стороны.)

«Велосипед»

Цели : улучшать кровообращение в ногах; укреплять мышцы брюшного пресса и нижних конечностей; развивать координацию движений.

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед,

А за ним комарики на воздушном шарике.

А за ними раки на хромой собаке.

лежа на полу, руки вдоль туловища, круговые движения ногами, руки упираются о пол.

«Часики»

Цели : тренировать умение координировать движения; развивать мышцы голеностопного сустава и мышц, формирующих стопу.

И. п.: о. с., поднять левую (потом правую) ногу. Поворот стопы наружу, затем поворот стопы внутрь. Повторить 4-6 раз.

«Птица»

Цели : развивать координацию и быстроту движений в крупных и мелких мышечных группах; укреплять мышечный корсет позвоночника.

И. п.: лежа на животе, поднять руки вверх, в стороны, прогнуться. Махать руками, как птица крыльями.

Лечь на живот, опустить руки, пауза, отдых. Затем продолжить «полет» . Повторить 2-3 раза.

«Черепахи»

Цели : формировать правильную осанку; укреплять мышечный корсет; развивать координацию движений в крупных мышечных группах рук и ног.

И. п.: стоя на четвереньках с опорой на колени и кисти рук, передвигаться вперед, одновременно переставляя правую руку, левую ногу, затем левую руку, правую ногу. Спина ровная, голову приподнять.

«Походи боком»

Цели : воспитывать и формировать навыки правильной осанки; развивать координацию движений; укреплять мышечный корсет позвоночника и мышечный аппарат стоп.

И. п.: о. с., Принять правильную осанку, мешочек с песком на голове. Ходьба боком приставным шагом (вправо, влево) .

«Самолет»

Цели : укреплять мышечный корсет позвоночника, мышцы тазового пояса.

И. п.: сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны («полетели самолеты» ). Удерживать позу 5- 10 с, затем отдохнут. Повторить 3 раза.

«Ходим в Шляпах»

Цели : воспитывать и формировать навыки правильной осанки; укреплять мышечный корсет позвоночника; развивать координацию движений.

И. п.: положить на голову легкий груз - «шляпу» . Следить за осанкой, голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища. Ходьба по залу, сохраняя правильную осанку.

Вот настал момент прощанья, сегодня было очень приятно общаться с вами. Ведь только совместными усилиями мы можем воспитать сильных, бодрых, веселых, а значит, и здоровых детей. Надеюсь, что сегодняшняя встреча не прошла даром. И вы многое почерпнули из неё.

Ведь недаром говорят «Здоров будешь – всё добудешь! Так будьте здоровы!»

Корригирующие упражнения - это специальные упражнения, которые направлены на коррекцию патологической деформации позвоночника. Они могут быть симметричными, асимметричными, деторсионными.

В основе симметрических упражнений лежит принцип минимального биомеханического воздействия специальных упражнений на кривизну позвоночника. Эти упражнения не требуют учета сложных биомеханических условий работы деформированной опорнодвигательной системы, что снижает до минимума риска их ошибочного применения. Симметричные упражнения оказывают неодинаковое воздействие на симметрично расположенные мышцы туловища, которые в результате деформации позвоночника находятся физиологически несбалансированном состоянии.

Преимущество симметричных упражнений состоит, вопервых, в том, что их проще правильно подобрать и выполнить, и, вовторых, в том, что они вовлекают внутренние резервы организма в процесс компенсации нарушений.

При выполнении таких упражнений необходимо сохранять серединное положение позвоночника. Это само по себе -- нелегкая задача для ребенка с дефектом осанки во фронтальной плоскости, так как мышцы правой и левой сторон туловища при таких нарушениях развиты неодинаково и симметричные по характеру выполнения упражнения являются асимметричными с точки зрения работы мышц. Чтобы удержать спину прямой, ослабленные мышцы с выпуклой стороны искривления вынуждены преодолевать сопротивление более сильных мышц с вогнутой стороны. При асимметричной осанке любые симметричные упражнения для укрепления и растягивания мышц спины и брюшного пресса являются корригирующими, если при их выполнении особенно тщательно следить за тем, чтобы позвоночник находился точно по средней линии. Мышечный тонус при такой тренировке постепенно выравнивается: мышцы на выпуклой стороне становятся сильнее и выносливее, а перенапряженные мышцы на вогнутой стороне немного растягиваются.

Примеры симметричных корригирующих упражнений.

Исходное положение: лежа на животе.

Кисти положены одна на другую под подбородком. Принять правильное положение тела (остистые отростки на прямой линии, руки и ноги расположены симметрично относительно позвоночника). Одновременно приподнять руки, грудь и голову, не отрывая от пола ноги, таз и живот. Удерживать эту позу 37 счетов, сохраняя правильное положение тела. Дыхание свободное.

Выполнить то же упражнение, одновременно подняв прямые ноги.

Исходное положение: лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища.

  • 1. Принять правильное положение тела, проверить его, приподняв голову и плечи. Перевести руки на пояс, медленно сесть, сохраняя правильную осанку, вернуться в ИП (выдох). Расслабить мышцы (вдох), проверить положение тела.
  • 2. «Велосипед»: круговые движения ногами.
  • 3. Приподнять прямые ноги под углом 3045°,развести их в стороны, соединить, опустить (выдох),расслабить мышцы (вдох).

Асимметричные упражнения также базируются на принципе коррекции позвоночника, однако отличаются оптимальным воздействием на его кривизну, умеренным растягиванием мышц и связок на вогнутой дуге искривления и дифференцированным укреплением ослабленных мышц на выпуклой стороне.

Асимметричные корригирующие упражнения используются с целью уменьшения сколиотического искривления. Они подбираются индивидуально и воздействуют на патологическую деформацию локально. Асимметричные упражнения тренируют ослабленные и растянутые мышцы. Например, из исходного положения стоя, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч, выполняется следующее упражнение:

  • а) на стороне грудного сколиоза опускается предплечье, плечо поворачивается наружу, при этом лопатка приводится к средней линии. В момент приведения лопатки происходит коррекция реберного выбухания;
  • б) на противоположной стороне грудного сколиоза поднимается предплечье, и плечо поворачивается вперед и внутрь, лопатка при этом оттягивается кнаружи. В этом движении участвуют предплечье, плечо и лопатка. Поворот туловища не допускается. При выполнении этого асимметричного упражнения происходит растягивание верхней порции трапециевидной мышцы и укрепление лопаточных мышц на стороне сколиоза; укрепление верхней порции трапециевидной мышцы и растягивание лопаточных мышц на противоположной стороне. Упражнения способствуют выравниванию тонуса мышц, положения предплечий, уменьшению асимметрии стояния лопаток. Следует помнить, что неправильное применение асимметричных упражнений может спровоцировать дальнейшее прогрессирование сколиоза.

Хорошая осанка - это не только красота, но и здоровье. Ведь если спина сутулая, а грудная клетка сдавлена, то происходит нарушение дыхания, что может привести к различным заболеваниям. Дефекты осанки можно устранить. Для этого необходимо регулярно, не реже 3 раз в неделю, выполнять корригирующие упражнения для мышц спины, а самое главное - стараться не сутулиться, держать спину прямой, но не прогибаться в пояснице. Если не следить за положением своей спины, то эффективность упражнений будет невысокой. Надо всегда держать грудную клетку приподнятой, плечи - отведенными назад, спину - прямой.

Упражнения, укрепляющие мышцы спины.

1. Исходное положение - лежа на спине, руки вдоль туловища. Сильно прижимайте лопатки к полу в течение 5-7 с (рис. 1).

2. Исходное положение то же. Локти поставьте на пол. Опираясь ими, слегка прогнитесь и держите до 7 с (рис. 1).

3. Исходное положение то же руки. Разведите в стороны, и сильно давите ими на пол в течение 5-7 с.

4. Исходное положение - лежа на спине, подложите кисти под голову. Надавливайте головой на кисти в течение 5-7 с (рис. 2).

5. Исходное положение - лежа на животе, кисти на затылке, локти в стороны. Слегка приподнимите голову, локти отведите назад, лопатки соедините. Держите 5-7 с (рис. 2).

6. Исходное положение. - то же. Руки с гантелями весом 3 кг отведите в стороны. Голову и плечи слегка приподнимите, руки отведите назад, лопатки соедините и держите 3-5 с (рис. 3).

7. Исходное положение - стоя, лицом к двери. Проденьте толстый резиновый жгут через дверную ручку (скобу), держите концы жгута. Медленно разведите руки в стороны, растягивая резину в течение 5-7 с (рис. 4).

Многолетние наблюдения врачей подтверждают огромную пользу для сохранения и коррекции осанки оздоровительной гимнастики, если выполнять ее систематически, а не от случая к случаю. Она - обязательное условие укрепления здоровья, развития физических качеств, воспитания воли.

Корригирующая гимнастика –. одна из разновидностей лечебно-оздоровительной гимнастики которая проводится для исправления дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм, профилактики нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопие и др. В детском возрасте в период роста организма корригирующая гимнастика применяется с наибольшим успехом. Для проведения занятий корригирующей гимнастикой необходимо выполнять следующие условия:

    Наличие помещения: спортивного зала,кабинета оздоровительной гимнастики.

    Наличие коврика для занятий.

    продолжительность занятия – 35–40 мин.

    ежедневное выполнение комплекса специальных физических упражнений.

    Желание и терпение.

Корригирующая гимнастика - это не просто вид лечебно-оздоровительной гимнастики. Это супер-физкультурный вид. Кому-то он нужен с самого рождения, кому-то позже или только в старости. Ведь корригировать - значит исправлять. А исправлять в своей фигуре и, тем более, в здоровье почти каждому есть что. И вот в этом огромную пользу оказывают гимнастические упражнения. Следует помнить, что корригирующие гимнастические упражнения дают результаты только тогда, когда они проводятся правильно, систематически, длительно и беспрерывно.

Корригирующая гимнастика оказывает:

общеукрепляющее воздействие на организм ребенка

осуществляет своевременную профилактику и коррекцию опорно-двигательного аппарата

способствует общему укреплению мышц туловища

укрепляет мышцы, формирующие свод стопы

воспитывает и закрепляет навык правильной осанки

формирует правильный свод стопы

развивает и совершенствует двигательные навыки детей

Корригирующая гимнастика, в основном, направлена на исправление осанки, то есть решает проблемы позвоночника. Хотя исправлять, корригировать с помощью гимнастики можно гораздо больше. Средствами корригирующей гимнастики являются разнообразные общие развивающие упражнения, упражнения корригирующего характера с предметами и без них, дыхательные упражнения, а так же подвижные игры, плавание, упражнения на специальных тренажерах.

Одним из главных направлений в нашей школе является физическое развитие, которое содействует как физическому, так и духовному здоровью подрастающего поколения. К сожалению, с самого раннего возраста ребенок привыкает к неправильной осанке, что, в свою очередь, приводит к возникновению различных искривлений позвоночника. Эти искривления не только деформируют туловище, грудную клетку, ноги, но и препятствуют нормальному функционированию различных органов и систем организма. Переход от здоровья к болезни происходит через усиление напряжения или перенапряжение. Чем раньше будет возможность предусмотреть такой исход, тем больше вероятности сохранить здоровье.

Поэтому в нашей школе применяются все формы воздействия на учащихся для сохранения здоровья. Одни из них – это занятия корригирующей гимнастикой во внеурочное время. Занятия проходят под музыку с использованием всего необходимого оборудования. Особое внимание на занятиях уделяется профилактике заболеваний позвоночника. В корригирующих комплексах используются упражнения, направленные на укрепление и тонизирование мышц, улучшения осанки, гибкости позвоночника и чувства равновесия, укрепление мышц спины и подвижности суставов а также упражнения для профилактики плоскостопия.

Основной целью проведения занятий корригирующей гимнастики в нашей школе явилась все более возрастающая и актуальная многие годы проблема нарушения осанки у детей, а так же раннее выявление и профилактика развивающегося сколиоза и кифоза.

Позвоночник ребенка не только выполняет свои функции, но и находится в постоянном развитии, которое могут задерживать чрезмерные нагрузки. До тех пор пока идет рост позвоночника, основная нагрузка падает на мышцы. Чем лучше развиты мышцы, тем в лучших условиях находится позвоночник. Нагрузки же на позвоночник ребенка в повседневной жизни резко возросли. Дети вынуждены почти постоянно сохранять позу сидя. Это и школьные уроки, факультативы, кружки, домашнее задание, сидение у телевизора и компьютера. В то же время относительно небольшой прирост мышечной массы, слабость мышц, невысокая их статическая выносливость и недостаточное развитие нервных двигательных центров не позволяют длительно выдерживать одну и ту же позу. Если с раннего детства мышцы заставить работать в правильном режиме и организмом «руководить» со знанием дела, то можно не допустить развития нарушения осанки и многих заболеваний опорнодвигательного аппарата. Нарушения осанки, в свою очередь, затрудняет работу внутренних органов, ухудшая здоровье и задерживая развитие ребенка.

Наш образ жизни требует не только сильных мышц, но и мышц, способных длительное время поддерживать статическое напряжение. Такую способность мышц следует развивать с детского возраста. С этой целью рекомендуется систематическое включение в уроки физкультуры изучение комплексов упражнений корригирующей гимнастики.

На уроках и физкультурных паузах мы постоянно изучаем и применяем новые методики, направленные на здоровьесбережение: изучаем. психофизиологические упражнения и приёмы самомассажа. Данные упражнения направлены на стимуляцию согласованной работы полушарий головного мозга и применяются для улучшения памяти, внимания, навыков чтения, письма, интеллектуальных способностей.