Дипломная работа: Использование кругового метода в спортивной тренировке. Байковский Ю.В. Методика круговой тренировки в подготовке спортсмена

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Введение

1. История возникновения и развития круговой тренировки

2. Понятие и характеристика метода круговой тренировки

3. Методы круговой тренировки и их организационные особенности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Основная цель образования в высших учебных заведениях - подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих способностью к эффективной работе по специальности, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В то же время, на протяжении последних лет сложилась тенденция резкого ухудшения здоровья и физического развития студентов. Приобретая профессионально важные знания и умения, будущему специалисту в любой области необходимо обладать определенными психологическими и физическими качествами.

Методический подход к физической подготовке студентов вузов должен обеспечивать формирование необходимых качеств, прикладных знаний, умений и навыков, которые помогут быстро адаптироваться к производственным условиям и повысить уровень профессиональной надежности специалистов. Для решения этой задачи требуется поиск современной эффективной методики занятий по физическому воспитанию.

Применение метода круговой тренировки позволяет добиваться высокой моторной плотности занятия, работа проводится строго в определенных физиологических режимах, что позволяет решать задачи, как повышения физической подготовленности студентов, так и укрепления их здоровья.

1. История возникновения и развития круговой тренировки

Первоначально круговая тренировка возникла в Англии как новая организационная форма эффективного использования физических упражнений. Она была разработана в 1952-1958 гг в университете Лидса специалистами Р. Морганом и Г. Адамсоном. Они предложили варианты кругового занятия различной степени трудности, выделив упражнения для четырех основных мышечных групп (ноги, руки, спина, живот) и общего воздействия, и обосновали эффективность влияния новой формы тренировки на уровень физической подготовленности занимающихся. Предназначалась данная методика для подготовки школьников старших классов, студентов колледжей и даже спортсменов высокого класса. Спортсмены один за другим выполняли определенное количество упражнений на каждой станции (место выполнения определенного упражнения), в то время как партнер наблюдал за действиями, помогал подготовить оборудование. Станции включали: лазанье по канату, прыжки на скамейке, приседания и т. п.

Исторически круговой тренировке предшествовала поточная, поточно-круговая и другие формы организаций занятий физическими упражнениями. Их возникновение было обусловлено необходимостью одновременного охвата занимающихся работой в условиях ограниченного количества мест занятий, снарядов и другими причинами организационного и методического порядка.

Уже с 1952 года круговая тренировка применялась в ряде стран футболистами, гребцами, регбистами и легкоатлетами.

В России (СССР) к идее круговой тренировки в физическом воспитании студентов, пришел преподаватель Одесского государственного электротехнического института связи Б.Д. Фрактман (1955г), стремясь к увеличению общей и моторной плотности занятий физическими упражнениями. Предложенный им вариант получил название «метод дополнительных упражнений».

Известный теоретик физической культуры Л.П.Матвеев указывает на «германский след» происхождения круговой тренировки, отмечая, что «эта форма комплексного использования физических упражнений детально была разработана специалистами из ГДР», а подробная характеристика методических особенностей круговой тренировки дана М. Шолихом (1966). Сам же термин «круговая тренировка» является дословным переводом с немецкого.

В СССР изучением данной проблемы занимались такие ученые как Л. Геркан, Х. Муртазин, М. Пейсахов, Г. Хачатуров, В. В.Чунин, В. Н. Кряж, В. П.Филин, И. А.Гуревич, В. А. Романенко, В. А. Максимович и др. На протяжении многих лет научные исследователи продолжают заниматься изучением, модернизацией и совершенствованием метода круговой тренировки.

Круговая тренировка, применяемая в системе подготовки спортсменов различных спортивных специализаций, зарекомендовала себя как эффективная форма повышения уровня физической подготовленности. Организация тренировочного занятия круговым способом позволила увеличить моторную плотность, а также в определенной мере интегрировать общую физическую подготовку со специальной, что было легко осуществимо в условиях тренировки спортсменов однородной группы (возраста, квалификации и спортивной специализации).

Исследования, рассматривающие эффективность применения круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе, остаются актуальными и сегодня. Стоит отметить, что метод круговой тренировки активно применяется на занятиях ритмической гимнастикой, в аквааэробики, при подготовке тяжелоатлетов, лыжников и пр.

2. Понятие и характерис тика метода круговой тренировки

Круговая тренировка - комплекс упражнений, выполняемых заданное количество раз в неизменном порядке при определенном числе повторов. Круговую тренировку можно проводить, исходя из количества заданных упражнений или из выполнения их за определенный промежуток времени. Материалом методики круговой тренировки служат в основном технически несложные упражнения, в большинстве своем имеющие ациклическую структуру. Им придают циклический характер путем серийных слитных повторений. Простота движений позволяет повторять их многократно, а сами движения подбирают по специальной схеме так, чтобы обеспечить последовательное воздействие на основные мышечные группы и дать достаточную нагрузку на все внутренние органы. Этот метод позволяет значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей дыхания, кровообращения.

Круговая тренировка:

По форме - специфическая разновидность поточного выполнения физических упражнений. По смыслу - совокупность тренировочных заданий, направленных на воспитание физических качеств. По сути - это комплексная организационно-методическая форма выполнения физических упражнений, которая включает в себя ряд методов строго регламентированного упражнения.

Для выполнения различных физических упражнений учащихся распределяют на станции. Их размещают одну за другой в нужной последовательности. На каждой из них размещают необходимый инвентарь и оборудование. Учащихся делят на группы, чаще всего по количеству станций. Желательно, чтобы на каждой станции занималось четное количество участников. В этом случае можно выполнять упражнения в парах.

По рекомендации Л.П. Матвеева, в комплекс круговой тренировки необходимо включать 10-12 упражнений, а со специальной направленностью - 6-8 упражнений. Примерное общее время выполнения упражнений должно составлять 10-15минут, на каждое упражнение 30-45 секунд, паузы для отдыха 30 секунд.

Важное место в «круговой тренировке» занимает дозировка нагрузки. На первом занятии перед учащимися ставится задача выполнить максимальное для себя количество повторений за определенное время. Для контроля нагрузки между сериями измеряют частоту сердечных сокращений. Показатели служат исходными данными для подбора индивидуальной нагрузки учащегося. круговой тренировка физический упражнение

В процессе совершенствования и адаптации к нагрузкам количество упражнений или время их выполнения постепенно увеличивается. Комплектовать группы желательно учениками примерно одинаковой подготовленности Необходимо помнить, что повторная нагрузка на следующей станции не должна задействовать с большой интенсивностью группы мышц, несших на предыдущей станции максимальное усилие.

Упражнения на станциях вместе со способами их выполнения образуют комплексы круговой тренировки, позволяющие решать задачи спортивной подготовки, физического воспитания и самовоспитания студентов.

По преимущественной направленности тренировочного эффекта в круговой тренировке применяют силовые, скоростные, скоростно-силовые упражнения, направленные на развитие выносливости и гибкости.

Силовые упражнения развивают преимущественно собственно силовые возможности, проявляемые в медленных движениях со значительным отягощением или в статических положениях. Применение скоростно-силовых упражнений в наибольшей мере способствует повышению возможности быстро выполнять движения, связанные с преодолением внешних сил.

Упражнения круговой тренировки, направленные на развитие выносливости, повышают способность студентов противостоять утомлению и эффективно действовать при многократном выполнении упражнений, предусмотренных программой по физическому воспитанию в вузе.

При развитии гибкости в круговой тренировке повышается способность выполнять упражнения с максимальной амплитудой.

Для решения задачи высокой работоспособности организма на занятиях самое главное - моделирование специальных комплексов, направленных на воспитание физических качеств (каждое занятие можно посвящать развитию определенного качества).

3. Методы круговой тренировки и их организационные особенности

В основе традиционной круговой тренировки лежат три метода:

1. Непрерывно-поточный метод

Преимущественная направленность данного метода - на воспитание выносливости. Круговая тренировка по методу непрерывно-поточной работы заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, без перерывов или с небольшим интервалом отдыха и состоит из нескольких повторений прохождения круга в зависимости от количества станций. Особенность этого метода - постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60% максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах.

Непрерывно-поточный метод имеет три варианта выполнения:

1.Упражнения проводятся без пауз в момент выполнения их в комплексе и между кругами. После того, как разучены упражнения и проведено испытание, определившее максимальное число повторений (максимальный тест - МТ), каждый из занимающихся получает стандартную физическую нагрузку, составляющую МТ/4 или МТ/2. Упражнения на каждой станции и переход между ними осуществляются в свободном темпе, без учета времени. Последующее повышение нагрузки идет за счет увеличения повторений на одно или два на каждой станции (МТ/2+1) или за счет замены комплекса на более трудный.

2.Упражнения проводятся без пауз, но с целевым временем. После того, как разучены упражнения и на каждой станции проведен МТ (30 сек - упражнения и 30 сек - отдых) засекается тренировочное время для однократного прохождения круга с дозировкой МТ/2 или МТ/4. Время прохождения одного круга умножается на количество кругов (в зависимости от количества станций), получается целевое время. При стандартном объеме упражнений учащимся на уроке необходимо стремиться к сокращению времени прохождения круга до целевого. Повышение нагрузки осуществляется за счет определения нового МТ или перехода к более сложному комплексу. Заводится карточка достижений с занесением в неё результатов.

3.Упражнения проводятся без перерывов со стандартизированным временем и стандартным числом повторений, но с различным количеством прохождения кругов. После того как разучены упражнения и определен МТ на каждой станции по принципу 30 сек работы и 30 сек отдыха, проводится тренировка со стандартным тренировочным временем. Дозировка и время прохождения каждого круга остаются стандартными, а количество кругов увеличивается. Данный вариант особенно важен для второй половины основной части урока физической культуры, так как время стандартизировано. Минимальное время, необходимое для проведения этого варианта, позволяет вводить круговую тренировку практически в каждый урок, а простота фиксации времени позволяет преподавателю постоянно следить за ходом выполнения упражнений и значительно облегчает учет. После окончания круговой тренировки ученики заносят в карточку достижений только число пройденных кругов и станций. При использовании непрерывно-поточного метода, можно применять от 10 до 15 станций в зависимости от обеспечения занимающихся спортивным инвентарем на каждом конкретном занятии. Метод непрерывно-поточного способа выполнения можно применять на всех учебно-тренировочных уроках.

2. Поточно-интервальный метод

Прохождение двух-трех кругов, применяя поточно-интервальный метод в основной части урока, позволяет комплексно развивать у учащихся физические качества: преимущественно общую и силовую выносливость, скоростную силу, а также совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Круговая тренировка, организованная по методу поточно-интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха, проводится с краткими перерывами, «действенными» паузами как между упражнений, так и между кругами.

Данный метод имеет три варианта выполнения. Первый и второй варианты основываются на принципе выполнения упражнений учениками по 15 сек. на каждой станции и перерывом в 30-45 сек. При применении данных вариантов проводится тренировка с индивидуальной дозировкой МТ/2 за 15 сек. с интервалом отдыха 30-45 сек. Продолжительность отдыха полностью соответствует величине и интенсивности упражнений, а также уровню двигательной подготовленности учащихся. Чем выше интенсивность упражнений, тем успешнее будет идти процесс развития максимальной и скоростной силы, а также силовой выносливости. При применении данных вариантов, необходимо строго следить за четким выполнением упражнений учащимися в среднем темпе, не допускать увеличения темпа упражнений за счет некачественного их выполнения.

Третий вариант поточно-интервального метода базируется на уже более длительном выполнении упражнений - 30 сек. с перерывом отдыха в 30 сек. При работе с данным методом нужно обратить внимание на особенность подбора упражнений. Комплексы нужно составлять из упражнений, которые учащиеся могли бы выполнять без суеты и с предельной точностью на протяжении 30 сек. Повышение индивидуальной нагрузки идет за счет увеличения количества повторений на станциях МТ+1/2, МТ+2/2, а общей - за счет увеличения прохождения количества кругов всей группой.

3. Интенсивно-интервальный метод

Данный метод используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Мощность его заданий составляет 75% от максимальной, с полными паузами отдыха и является разновидностью интервальной тренировки, которая направлена на развитие скоростной и силовой выносливости. Имеет два варианта выполнения.

1.Длительность выполнения упражнения на каждой станции составляет 10-15 сек. с 30-90 сек. паузами отдыха. Повышение нагрузки идет за счет уменьшения времени с 15 до 10 сек. при условии сохранения прежнего количества повторений, только за более короткое время.

2.Работа на станциях выполняется без ограничения времени и каждое упражнение повторяется максимум 8-10 раз в среднем темпе, а пауза отдыха колеблется от 30 до 180 сек. в зависимости от тренировочного эффекта нагрузки. Повышение нагрузки идет за счет увеличения темпа выполняемого упражнения при постоянном интервале отдыха. Во время отдыха необходимо применять упражнения на восстановление дыхания, расслабление для лучшего восстановления сил и подготовки организма к предстоящей работе. Организационной особенностью интенсивно-интервального метода является тот факт, что количество занимающихся на станциях подбиралось так, чтобы пока один-два учащихся выполняли упражнения, остальные отдыхали и выполняли упражнения на расслабление, не нарушая полный цикл работы и отдыха. На одной станции может находиться сразу до 4 учащихся, что помимо прочего формирует и развивает навыки взаимопомощи и контроля хода выполняемых упражнений. Отличие данного метода от других заключается и в определении МТ. Учащиеся на каждой станции занимаются не все одновременно, так как размещены по 2-4, а выполняют задание поочередно. Организация процесса круговой тренировки при этом может быть обычной, включающей прохождение одного или более кругов, или специфической, когда каждое упражнение на станции выполняется сериями до трех раз, а затем следует переход к следующей станции.

Заключение

Круговая тренировка, проводимая на занятиях по физическому воспитанию, представляет собой целостную организационно-методическую форму физической подготовки. Основная задача использования данного метода на занятии - это эффективное всестороннее развитие двигательных качеств в условиях ограниченного лимита времени при строгой регламентации и индивидуально подобранной дозировке выполняемых физических упражнений. Особенностью круговой тренировки является не какой-либо способ выполнения определенных упражнений, она включает несколько методов строго-регламентированного упражнения, помогающим как, в общем, так и точечно воздействовать на организм студентов.

Круговая тренировка приучает студентов к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, вырабатывает алгоритм заранее запланированных двигательных действий, воспитывает организованность и собранность при выполнении упражнений. Существенным является и то, что круговая тренировка позволяет предельно эффективно использовать время занятия для решения задачи физической подготовки. Ведь обучая студентов какому-либо техническому элементу, одновременно оказывается воздействие на развитие тех или иных физических качеств. Работая над укреплением силы, развитием быстроты или выносливости, создается необходимая база для более лучшего освоения двигательных умений и навыков.

С писок использованной литературы

1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студ. фак. физ. культуры пед. институтов / Б. А. Ашмарин. - М.: Просвещение, 1990.

2. Романенко, В. А., Максимович, В. А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой - М. : Физкультура и спорт, 1986.

3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование задач и содержания круговой тренировки. Физические упражнения при моделировании круговой тренировки. Форма круговой тренировки на уроках физической культуры. Изучение процесса адаптации организма к различным видам физических упражнений.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2014

    Понятие о силе и силовых качествах. Основные методы развития быстроты, воспитание выносливости, ловкости. Понятие о гибкости. Содержание и характеристика метода круговой тренировки. Организация круговой тренировки на уроках физического воспитания.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Научно-теоретические аспекты круговой тренировки в спорте. Сущность круговой тренировки. Критерии отбора упражнений в комплексы круговой тренировки. Задачи, методы и организация исследования. Круговая тренировка в гиревом спорте. Техника упражнений.

    дипломная работа , добавлен 06.06.2008

    Особенности и общее описание круговой тренировки, степень развития физических качеств при ее использовании, методические правила и значение в воспитании выносливости спортсмена. Правила использования круговой тренировки в забеге на дистанцию 400 метров.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2013

    Систематическая оценка результатов по максимальному тесту и учет нагрузки. Физические качества человека, средства, методы их воспитания. Развитие физических качеств методом "круговой тренировки". Примерный комплекс круговой тренировки для развития силы.

    реферат , добавлен 12.12.2010

    Физическая подготовка юных спортсменов с учетом возрастных особенностей. Классификация этапов подготовки юных футболистов и их задачи. Особенности и направления использования метода круговой тренировки в тренировочном процессе, оценка ее эффективности.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2013

    Функциональная подготовка боксеров, методы развития их физических качеств, скоростных и силовых способностей, выносливости. Возрастные особенности юношеского спорта. Общие положения применения метода круговой тренировки в занятиях боксом и ее организация.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2010

    Составляющие круговой тренировки, подбор и распределение упражнений для ее проведения. Показатели физического развития и подготовленности тяжелоатлетов, отбор подростков. Методика повышения эффективности учебно-тренировочных занятий в тяжелой атлетике.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2011

    Понятие круговой тренировки и построение занятия. Особенности подготовки горнолыжника, организация занятий в горнолыжном спорте. Цели и задачи комплекса круговой тренировки горнолыжников на начальном этапе подготовки. Методические рекомендации к занятию.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2012

    Общетеоретические положения по использованию круговой тренировки в развитии физических качеств, оценка ее эффективности в процессе формирования силы и выносливости спортсменов. Утомление и восстановительные процессы. Средства, используемые в тренировке.

КРУГОВАЯ тренировка – это особая организационно-методическая форма проведения упражнений, используемая в спортивной тренировке преимущественно с целью развития двигательных качеств.

В круговую тренировку обычно включают хорошо освоенные упражнения, с помощью которых можно избирательно или комплексно воздействовать на организм спортсмена. Средствами круговой тренировки являются обще подготовительные и специально-подготовительные упражнения, а так же упражнения из других видов спорта: легкой атлетики, тяжелой атлетики, гимнастики и др. Один круг может представлять собой комплекс из 8-12 упражнений, которые распределяются по «станциям». Круг может повторяться от 3 до 5 раз и более в зависимости от задач тренировки и подготовленности занимающихся. Индивидуальное дозирование нагрузки осуществляется с помощью предварительного определения, так называемого, «максимального теста» - МТ. В качестве тренировочной нагрузки чаще всего берут от 1\3 до 2\3 МТ. Такая программа тренировки продолжается 4-5 недель, затем снова проводится МТ соответственно которому, спортсмены переходят на новый режим нагрузки. Это позволяет волнообразно и прогрессивно увеличивать ее. Упражнения в круговой тренировке могут выполняться непрерывно и с интервалами отдыха между «станциями». В первом варианте упражнения выполняются слитно, равномерно, такая тренировка направлена, главным образом, на повышение уровня общей физической подготовки и развитие общей выносливости. Во втором варианте нагрузка осуществляется по типу интервальной тренировки и включает в себя последовательное серийное прохождение «станций». Дозировка устанавливается в соответствии с индивидуальной работоспособностью спортсмена, причем объектом регулирования нагрузки является: число повторений, длительность перерывов для отдыха, время прохождения круга и количество кругов. Такая тренировка направлена преимущественно на развитие скоростной и скоростно-силовой выносливости. Круговая тренировка применяется не только среди начинающих спортсменов, но она занимает большое место в подготовке высококвалифицированных спортсменов в разных видах спорта. Применяют ее преимущественно в подготовительном периоде. В недельном цикле круговая тренировка может занимать до 3-х занятий (при 6-ти разовых тренировках), причем, каждая из них может иметь комплексы разного содержания и направленности. Например, 1-ая круговая тренировка – преимущественно на быстроту и ловкость; 2-ая – на развитие силовых качеств; 3-я – на выносливость.

Применение круговой формы организации упражнений при подготовке спортсменов имеет ряд положительных сторон, обусловленных ее структурой и содержанием.


1. Использованием разнообразных упражнений, направленных на развитие различных двигательных качеств, достигается эффект широкого к о м п л е к с н о г о воздействия, способствующего повышению уровня общей физической подготовленности. Такая тренировка соответствует задачам подготовительного периода, особенно первого этапа и может применяться спортсменами любой спортивной квалификации.

2. С помощью специально подобранных упражнений и их рационального сочетания достигается направленное воздействие на развитие специальных качеств, таких как: быстрота, ловкость, сила, гибкость, специальная выносливость.

3. Применение интервального метода в круговой тренировке способствует не только развитию двигательных качеств, но и адаптации вегетативных функций, в частности сердечно-сосудистой и дыхательной, что особенно важно в подготовительном периоде.

4. Форма организации круговой тренировки такова, что приближает характер деятельности спортсмена к игровым условиям (быстрая смена упражнений, их разно направленность, эмоциональность деятельности, отсутствие монотонности). Это позволяет повысить объем тренировочной нагрузки, что особенно важно при подготовке спортсменов высокой квалификации. Способности для моделирования нагрузки в неспецифических условиях. Так, например, известно, что продолжительность одного выхода хоккеиста на лед во время игры равна 1 минуте, за один период он выходит на лед 6-7 раз, а за всю игру – около 20. Соответственно игровому режиму строится круговая тренировка хоккеиста в подготовительном периоде, в которой моделируются не только компоненты нагрузки, но и сами физические упражнения по своему характеру и направленности.

5. Круговая тренировка предполагает индивидуальное дозирование для каждого спортсмена. Это исключает перенапряжение и дает возможность планомерно управлять тренировочными воздействиями на организм спортсменов.

6. Круговая тренировка может проводиться не только в зале и на стадионе, но и в естественных условиях (в лесу, в парке и т.д.). Такие занятия не требуют специального оборудования. Упражнения включают бег по песку, по траве, по воде, в гору с преодолением препятствий, метания камней, прыжки, много скоки, упражнения в равновесии, имитацию специальных упражнений и т.д.

7. В круговой тренировке спортсмены сами контролируют динамику нагрузки и рост собственных достижений (с помощью специальных карточек, куда записываются результаты МТ, величина нагрузки, частота пульса и самочувствие). Такой самоконтроль воспитывает сознательное отношение к тренировками активизирует усилия спортсменов.

Введение 2
Глава 1. Научно-теоретические аспекты круговой тренировки в спорте 1.1. Сущность круговой тренировки 1.2. Критерии отбора упражнений в комплексы круговой тренировки 1.2.1. Энергообеспечение двигательной деятельности 1.2.2. Характеристика физических упражнений применяемых в круговой тренировке 1.2.3. Сочетание различных режимов мышечной деятельности в круговой тренировке 1.2.4. Перенос тренированности и повышение эффекта круговой тренировки
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 2.1. Задачи исследования 2.2. Методы исследования 2.3. Организация исследования Глава 3. Круговая тренировка в гиревом спорте 3.1. Методические правила круговой тренировки 3.2. Техника соревновательных упражнений 3.3. Комплексы круговой тренировки и методика их применения в процессе тренировки гиревиков Выводы Указатель литературных источников

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Упражнения с гирями являются в России истинно народным видом спорта. На праздниках и гуляниях издревле проводились состязания силачей. Как средство физической культуры, упражнения с гирями начали применяться в России в конце 19-го столетия. Периодом становления современного гиревого спорта считаются 60-е годы прошлого столетия. В 70-х годах гиревой спорт был включен в ЕВСК, в раздел национальных видов спорта. А в 90-е годы гиревой спорт вышел на международную арену. Разработаны нормативы мастера спорта международного класса. В связи с возрастающими требованиями, предъявляемыми к физической подготовленности гиревиков, предается большое значение вопросам совершенствования структуры тренировочного процесса (Е.Н. Захаров и др., 1994; В.А. Поляков, В.И. Воропаев, 1988 и др.).

Одной из наиболее актуальных проблем повышения эффективности тренировочного процесса является его интенсификация, то есть увеличение работы с интенсивностью, стимулирующей у спортсменов рост общей и специальной подготовленности в ходе всего тренировочного процесса. Эффективность решения данной проблемы зависит от повышения сопряженности, устранения нежелательного явления диссоциации ведущих физических качеств и расширения вариативности в процессе подготовки спортсменов (А.Е. Гульянц, 1987; Л.П. Матвеев, 1999; Ю.В. Веркошанский, 1988, и др.).

Изучение литературных источников позволяет нам выдвинуть предположение о том, что наиболее рациональным путем повышения эффективности как отдельного занятия, так и всего учебно-тренировочного процесса может служить применение методов круговой тренировки, разработанных английскими учеными Р. Морганом и Г. Адемсоном (1958).

Объект исследования: система подготовки спортсменов-гиревиков.

Предмет исследования: методика использования методов круговой тренировки в процессе тренировки гиревиков.

Цель исследования: совершенствование методики физической подготовки гиревиков посредством применения методов круговой тренировки.

Рабочей гипотезой явилось предположение, что использование методов круговой тренировки силовой направленности в процессе спортивной подготовки гиревиков, позволит усовершенствовать физическую подготовленность спортсменов.


Глава 1

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТЕ

1.1. Сущность круговой тренировки

Круговая тренировка (КТ) является одной из эффективных организационно-методических форм применения физических упражнений. Она получила свое наименование ввиду того, что все упражнения выполняются занимающимися как бы по кругу.

Круговая тренировка была разработана английскими специалиста­ми Р. Морганом и Г. Адамсоном в 1952-1958 гг. Независимо от них к идее круговой тренировки пришел БД. Фрактман. Еще в 1955г. Б.Д. Фрактман наметил пути применения круговой тренировки и обосновал необходимость индивидуального дозирования нагрузки на дополнительных снарядах, что благотворно сказывалось на развитии у занимающихся быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости, способствуя, в конечном счете, улучшению их физической подготовленности. Круговая тренировка занимала до 55% времени основной части занятий.

Методы и принципы круговой тренировки нашли свое отражение в работах немецкого специалиста М. Шолиха, отечественных ученых Л. Геркана, X. Муртазина и М. Пейсахова, Г. Хачатурова, В.В. Чунина.

Полторы тысячи упражнений, сгруппированных по принципу развития физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости, предложены И.А. Гуревичем. Для повышения моторной плотности учебно-тренировочных занятий И.А. Гуревич предложил ввести в них элементы либо целые комплексы круговой тренировки.

С позиций концепции П.К. Анохина о функциональной системе рассматриваются вопросы круговой тренировки В.Н. Кряжем. Применительно к подготовительному отделению и группам спортивного совершенствования им предложены тренировочные комплексы и методические правила их использования в скоростно-силовых упражнения и дисциплинах, требующих высокого уровня развития ловкости и выносливости.

Традиционная круговая тренировка предполагает на первом заня­ии комплектование групп и ознакомление их с комплексами упражнений на «станциях». На втором занятии определяется максимальное количество повторений с учетом времени и без учета времени. В дальнейшем в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретных задач занимающиеся проходят 1-3 круга при количестве повт­рений, равных 1/4, 1/3, 1 /2 от максимума.

В основе традиционной круговой тренировки лежат три метода:

1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода - постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60% максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15 - 20 с) и увеличивается продолжительность отдыха (до 30 - 40 с). Этот метод, по мнению В.В. Чунина, способствует комплексному развитию двигательных качеств.

2. Поточно-интервальный метод, базирующийся на 20 - 40- секундном выполнении простых по технике упражнений с мощностью работы (50% от максимальной) на каждой станции с минимальным интервалом отдыха. Здесь интенсивность достигается за счет сокращения контрольного времени прохождения 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечнососудистую системы.

3. Интенсивно-интервальный, который используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Упражнения в данном режиме выполняются с мощностью работы до 75% от максимальной и продолжительностью 10 - 20 с, а интервалы отдыха остаются полными

(до 90 с). Подобный метод развивает максимальную и «взрывную» силу.

Б.А. Наумов (1965) считает, что сущность метода круговой тренировки заключается в том, чтобы по возможности на большем количестве снарядов выполнить упражнения различной направленности, трудности и интенсивности. Он предполагает применять два принципа изменения нагрузки в занятиях:

Многократное повторение мышечной работы, при которой происходит формирование координированности в мышечной деятельности, и возникают изменения в сердечнососудистой, дыхательной и других системах, способствующие увеличению работоспособности в целом;

Постоянное повышение объема и интенсивности тренировочной нагрузки, адекватное состоянию организма занимающихся в данный период.

Х.М. Муртазин (1967) отмечает, что при помощи круговой тренировки можно целенаправленно воспитывать необходимые двигательные качества, составлять программу их развития, видеть наглядно результаты работы. Менять нагрузку он предлагает такими методами:

Увеличение количества повторений за то же время;

Сокращение времени на выполнение того же количества повто­рений;

Повторение кругов (2 - 3);

Сокращение пауз отдыха;

Введение новых, более эффективных упражнений.

При подборе упражнений для круговой тренировки автором предлагается учитывать их общее и локальное воздействие на организм в целом и на отдельные группы мышц.

Наиболее полно комплексно-круговая форма тренировочных занятий описана в монографии М. Шолиха (1965). Он успешно объединил идею слитного, непрерывного выполнения разнородных упражнений, детально разработанную английскими специалистами Р. Морганом и

Г. Адамсоном с идеей так называемой «интервальной тренировкой», обоснованной в трудах X. Рейнделла и X. Роскамма (1961). М. Шолих широко использовал также работы советских авторов А. Гугина(1951) и Б. Фрактмана (1955).

М. Шолих дает следующее определение круговой тренировке: «Под «крейзтрэнингом» и его вариантами мы понимаем эффективные организационно-методические формы занятий для совершенствования двигательных качеств силы, быстроты и выносливости, а также в особенности таких их комплексных форм, как силовая выносливость, скоростная выносливость и скоростная сила в зависимости от метода нагрузки и с применением несложных упражнений, из которых состав­ляет неизменная на некоторое время программа упражнений».

Разные варианты КТ, даже при одинаковом подборе упражне­ний, будут по-разному влиять на работоспособность и соотношение воспитываемых физических и двигательных качеств (в зависимости от сочетания работы и отдыха). У М. Шолиха варианты именуются по методам, положенным в их основу - длительного (непрерывного), интервального и повторного упражнений. Интервальный имеет в свою очередь два варианта - экстенсивной и интенсивной работы. Экстенсивная работа характеризуется мощностью в 50-60% от максимальной, длительностью 15 - 30 с и паузами отдыха 45 - 90 с. Интенсивная работа - мощностью 75% от максимума, длительностью 8 - 15 с и паузами 90 -120 с.

В настоящее время круговая тренировка представляет собой комплексную организационно-методическую форму, включающую ряд частных методов использования физических упражнений (Кряж В.Н., 1982).

Эффективность такой организации заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям (Нойгебауэр Х.П., 1971).

Круговая тренировка позволяет воспитывать у спортсменов такие физические качества, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость, и комплексные формы их проявления - силовую, скоростную, скоростно-силовую выносливость и т.д. (Филин В.И., 1974).

При проведении круговой тренировки в зале борьбы или в тренажёрном зале отводятся специальные места для выполнения физических упражнений - "станции". На каждой станции, если это необходимо, размещается инвентарь или оборудование для выполнения физических упражнений. Станции располагаются по кругу, что и послужило причиной для названия "круговая тренировка".

Комплекс круговой тренировки, как правило, не является простой суммой упражнений на станции. В большинстве случаев это совокупность взаимосвязанных между собой физических упражнений, дающая такой тренировочный эффект, который нельзя получить, используя каждое из этих упражнений в отдельности (Мазур А., 1979).

Способ передвижения с одной станции на другую как бы по кругу - только внешний признак круговой тренировки, характеризующими её как относительно самостоятельную организационно-методическую форму, являются: регламентация работы и отдыха на каждой станции, использование хорошо разученных упражнений, индивидуализация тренировочной нагрузки, систематическое и постепенное повышение тренировочных требований, периодическая смена тренировочных упражнений на станциях, последовательное включение в работу различных мышечных групп (Матвеев В.П., 1977).

В круговой тренировке применяются упражнения с внешним сопротивлением и с преодолением веса тела занимающихся. В качестве внешнего сопротивления используют вес предмета, их упругие свойства, противодействие партнёра. В качестве же предмета отягощений применяют гири, гантели, штанги, диски от штанг, мягкие отягощения (Максименко А. М., 2001).

При проведении круговой тренировки определённые требования предъявляются к степени изученности и координационной сложности упражнений. Они вытекают из особенностей образования двигательных навыков - закреплённых до автоматизма движений. Хорошо выученное, закреплённое упражнение можно выполнять в сложных условиях, без риска нарушить технику. Отсюда вытекает одно из важных методических требований: в комплексы круговой тренировки следует включать только хорошо изученные упражнения (Матвеев Л.П., 1991).

Учитывая это, в комплексы круговой тренировки следует включать технически простые упражнения, не требующие страховки и помощи (Ивлев В.Г., 1980).

Силовые упражнения развивают преимущественно собственно силовые возможности, проявляемые в медленных движениях со значительными отягощениями или в статических положениях.

С помощью скоростных упражнений, применяемых в круговой тренировке, повышают частоту движения и скорость одиночных движений.

Упражнения круговой тренировки, направленные на развитие выносливости, повышают способность противостоять утомлению и эффективно действовать при многократном выполнении упражнений, предусмотренных программой упражнений избранного вида спорта.

Выносливость - очень своеобразное физическое качество человека. Можно быть очень выносливым в одном виде деятельности и не выносливым в другом. Это объясняется тем, что выносливость в различных видах спорта зависит от различных факторов. Наиболее общие из них - степень владения техникой движений, уровень развития силы, аэробной и анаэробной производительности. Упражнения круговой тренировки могут способствовать развитию всех этих факторов, кроме техники (Каганов Л.С., 1990).

При развитии гибкости в круговой тренировке повышается способность выполнять упражнения с максимальной амплитудой. Для борьбы характерна высокая двигательная активность, насыщенность схваток технико-тактическими действиями. Всё это предъявляет высокие требования к технике спортсмена, его тактической подготовленности, скоростным, скоростно-силовым возможностям и силовой выносливости (Лукин К., Филиппов Г., 1980).

Комплексное развитие физических качеств с учётом особенностей соревновательной деятельности, может быть, достигнуто с помощью круговой тренировки. Круговая тренировка должна в этом случае органически вписываться в тренировочном процессе, как его составная часть с учётом периодов и этапов подготовки борца (Сёмкин А.А., Кочурко Е.И., 1984).

У высококвалифицированных борцов может быть использование круговой тренировки по методу интервальных упражнений с жёсткими интервалами отдыха (15 с. - работа, 45 с. - отдых), с дозировкой на станциях, составляет половину (Вишневский В.А., Мороз В.В., Кузнецов А.И., 1988).

После 3-4-х недель тренировок условия выполнения комплексов могут быть усложнены путём серийно-интервального выполнения упражнений на каждой станции. Если до этого упражнения на станции выполнялись один раз и спортсмены проходят 3 круга, то после усложнения упражнения на станции повторяются трижды, но проходят один круг (Кряж В.Н., 1982).

Введение

Круговая тренировка является эффективным способом для развития двигательных качеств. При круговой тренировке большая плотность занятий. Простота упражнений возможна для занятий любого учащегося. При изучении видов спорта: легкой атлетики, гимнастики, волейбола, баскетбола, футбола применяются интересные уроки по круговой тренировке. На уроках физической культуры в школе было замечено, что детям очень нравятся уроки по круговой тренировке. Если подобрать хорошую музыку, то эффективность уроков также станет очень высокой.
В публикации последних лет отмечается, что здоровье детей ухудшается из-за стрессов, эколого-гигиенических условий, социально экономических факторов, во многом, здоровье школьников зависит от двигательной активности. И проблема поиска путей повышения эффективности занятий на уроках физической культуры поможет решить оздоровительные задачи. Уроки по методу «Круговой тренировки» оказывают положительное влияние на физическое состояние учащегося, воспитывают устойчивый интерес к занятиям на уроках физической культуры в школе, повышают его эффективность, и оказывают оздоровительную направленность, поэтому на сегодняшний день эта тема «Особенности применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры в общеобразовательных учреждениях» актуальна.
Цель: Исследовать особенности круговой тренировки на уроках физической культуры
Задачи:
1.Анализ изученной литературы по теме: «Особенности применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры в общеобразовательных учреждениях»
2.Изучить особенности применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры.

Глава I
Характеристика круговой тренировки как организационно
методическая форма развития физических качеств.
1.1 Понятие содержание «круговой тренировки»

Круговая тренировка - многократное выполнение определенных движений в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка его изменения и чередования с отдыхом.
В соответствии с применяемым методом нагрузки используется элементарные, технически простые упражнения, из которых составляют тренировочные комплексы, выполняемые с последовательной и постепенной заменой упражнений с полным обновлением комплекса в течении месяца. При этом соблюдаются принципы прогрессирующей нагрузки. Практика показала, что однообразные нагрузки замедляют развитие таких физических качеств, как сила, выносливость и быстрота. Нагрузка должна быть волнообразной: то возрастать, то снижаться, но при этом быть постоянно и постепенно возрастающей. Чередование различных нагрузок создает благоприятные условия для роста результатов и восстановления работоспособности организма.
Организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под названием круговой тренировки, обладает многими достоинствами и заслуживает самого широкого распространения в работе учителей. Однако эта форма дает эффект, если применять ее правильно. Наблюдения же показали, что многие учителя понимают под круговой тренировкой мелкогрупповой поточный метод: Класс делят на несколько небольших групп (5-6 человек), в каждой из которых задания выполняются потоком. Даются любые задания - повторение разученного движения с целью закрепления его техники, выполнение специально подобранных упражнений для развития двигательных качеств и т. д. Он, несомненно, повышает плотность урока. Но круговую тренировку с присущими ей особенностям не следует смешивать с проведением любых упражнений поточным способом, так как это снижает ее значение. Термин «круговая тренировка», обозначает иной способ проведения упражнений. В основе организации учеников для выполнения упражнений по круговой тренировке лежит тот же мелкогрупповой поточный способ. Но должна быть разработана четкая методика выполнения упражнений. Назначение упражнений тоже строго определено - для комплексного развития двигательных качеств. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств. (Вильчковский Э.С. 1971г.)

1.2 Особенности круговой тренировки на уроках физической культуры.

Одна из важнейших особенностей урока по методу круговой тренировки - четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее. Есть и другие особенности круговой тренировки. Раскроем каждую из них.
Для проведения занятий по круговой тренировке составляют комплекс из 6 - 12 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц - рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма.
В зависимости от числа упражнений в комплексе класс делят на 6 - 8 групп по 3 - 5 человек.
Заранее (перед уроком) размечают места (станции) для выполнения упражнения. Для более четкой организации занятий у каждой станции ставят указатель (стойка с укрепленным на ней плотным листом бумаги 25x30 см) с графическим изображением и кратким описанием упражнения, выполняемого на этом месте.
Также можно сделать из фанеры (жести) рамки, которые нужно закрепить на стене зала, и в них вставить карточку с изображением и описанием упражнения.
Последовательность прохождения станций устанавливается по кругу, прямоугольнику или квадрату; в зависимости от того, как более рационально использовать площадь зала и оборудование. Нужно стараться использовать все снаряды и подручный инвентарь, который есть в зале. Учитель указывает каждой группе, на каком месте она начинает упражняться и в каком порядке переходит от станции к станции. В дальнейшем сохраняется тот же порядок.

Перед началом выполнения комплекса для каждого ученика устанавливается индивидуальная физическая нагрузка. Это делается с помощью так называемого максимального теста (МТ).
Максимальный тест определяется на первых двух уроках. Ознакомившись с упражнениями после их показа и объяснения, ученики по команде учителя начинают выполнять на своих станциях намеченное упражнение в обусловленное время - 30 45 секунд, стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз.
Определяя максимальный тест на каждой станции, нужно делать паузы в пределах 2-3 минут для отдыха.
В это время ученики записывают число повторений в личную карточку учета результатов и затем переходят на следующую станцию, где принимают
исходное положение для выполнения очередного упражнения. По истечении 2-3 минут определяется максимальный тест этого упражнения и т.д.
После определения максимального теста для каждого устанавливается индивидуальная нагрузка в зависимости от подготовленности класса. На последующих уроках ученики выполняют каждое упражнение комплекса установленное число раз, но в разных вариантах.
Выполняют каждое упражнение комплекса (проходят один круг) заданное число раз в строго обусловленное время (30 - 45 сек.), стараясь как можно точнее исполнять каждое движение.
Выполняют весь комплекс (проходят один круг) за строго обусловленное время, повторяя каждое упражнение в индивидуальной для каждого дозировке (установленное число раз).
Организм учеников постепенно приспосабливается к систематически повторяемой нагрузке. Поэтому необходимо постепенно повышать ее, увеличивая дозировку упражнения и т.д. - в зависимости от количества уроков, запланированных на выполнение данного комплекса. Каждый из них повторяется без изменений на 4 -5 уроках. На последнем из них рекомендуется вновь проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить с исходными результатами, чтобы ученикам были видны их сдвиги.
По сигналу «Раз!» или короткому свистку они начинают подсчитывать пульс и после команды «Стой!» или повторного свистка заканчивают подсчет. Для того чтобы они могли самостоятельно подсчитать свой пульс, учителю биологии или физической культуры нужно заранее научить их этому. (Новиков А. Д.; Матвеев Л.П. том 1 1976г.)
Подсчет пульса дает возможность контролировать реакцию организма на предложенную физическую нагрузку. Ученикам, пульс которых после выполнения упражнений (по прохождению всего круга) превышает 180 ударов в минуту, рекомендуется снизить дозировку в упражнениях большой
интенсивности при последующем прохождении круга или на следующем уроке.
Систематическая оценка результатов по максимальному тесту и учет нагрузки дают возможность учителю судить об улучшении работоспособности организма. Сравнение реакций пульса на стандартной нагрузке (комплекс упражнений, неоднократно повторяемый на уроках) позволяет сделать выводы о приспособлении сердечно-сосудистой системы к ним. Улучшение ее регуляции отражается в более быстром снижении частоты пульса после стандартной нагрузки. Все это обеспечивает четкий педагогический контроль и самоконтроль учеников за соответствующими реакциями организма.
Определение максимального теста, установлении индивидуальной нагрузки, подсчет пульса, запись результатов в личную карточку рекомендуется начинать с VIII класса, где учащиеся лучше подготовлены к выполнению указанных требований. В данном возрасте (15 - 17 лет) уровень физического развития и функциональных возможностей организма юношей и девушек имеет большие отличия. Поэтому у них наиболее резко проявляются индивидуальные особенности в отношении приспособления к значительным физическим нагрузкам. Повышается роль индивидуальных заданий на уроках физической культуры, что подтверждает необходимость определения максимального теста для каждого ученика VIII - X классов при выполнении упражнений по методу круговой тренировки. (Дихтярев В.Я. 2005г.)
Исходя из обобщения опыта, можно рекомендовать в учебном году 16 -18 занятий по методу круговой тренировки. Ориентировочное распределение их в году может быть таким:
I четверть - на 4 -5 уроках,
II четверть - на 4 - 5 уроках,
III четверть - на 3 - 4 уроках,
IV четверть - на 3 - 4 уроках.
Для каждой серии уроков нужно составить соответствующий комплекс упражнений.
В V - VII классах проводится собственно не круговая тренировка, а занятие по типу круговой тренировки, точнее - упражнения выполняются мелкогрупповым поточным способом. Время на выполнение каждого упражнения остается в пределах 30 - 45 секунд, дозировка их зависит от пола, возраста, подготовленности ученик, характера предложенных движений и определяется учителем для каждой группы отдельно или всего класса в целом. В V - VII классах приемлем такой вариант выполнения упражнений: прохождение круга с заданиями выполнить каждое упражнение в обусловленное время в произвольном темпе, но по возможности более точно.
В этих классах нужно очень осторожно относиться к дозировке упражнений, не следует предлагать учащимся максимальной нагрузки. Количество повторений упражнений должно быть на уровне половины среднего результата при выполнении того или иного упражнения для данного класса. Например, мальчики VI класса выполняют приседания на одной ноге, держась рукой за бревно, в среднем 6-8 раз, количество повторений этого упражнения за один подход - 3 - 4 раза. Во время выполнения данного упражнения на соответствующей станции ученики успевают выполнить два подхода (приседания на правой и левой ноге) с интервалом 10-15 секунд. Этим обеспечивается эффективное воздействие данных упражнений на развитие силы, выносливости и других качеств без отрицательных последствий для их организма. (Вильчковский Э.С 1971г.)

1.3 Варианты метода круговой тренировки на уроках физической культуры.

Выявляются несколько вариантов метода круговой тренировки на уроках физической культуры в общеобразовательных учреждениях:
1. Метод непрерывного упражнения. Учащиеся проходят круг и без остановки на отдых продолжают проходить комплекс упражнений повторно. Количество кругов и нагрузки зависит от возраста и особенностей учащегося. Применяется для развития общей и силовой выносливости.
2. Метод экстенсивного интервального упражнения. Применяются для совершенствования общей, скоростной и силовой выносливости, скоростно-силовых качеств, ловкость.
Для экстенсивного интервального метода характерны следующие параметры нагрузки:
Интенсивность работы 50-60% от максимальной мощности в ациклических упражнениях и 60-80% в циклических. ЧСС во время работы находится на уровне 160-180 уд/мин.
Продолжительность однократной работы 45-90 с. Однако, это не исключает применения продолжительных нагрузок (2-3 мин и более). Установлено, что они оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и весьма эффективны для развития специальной выносливости.
Интервалы отдыха могут быть от 45-90 с и до 1-3 мин. Сигналом к окончанию отдыха может служить уменьшение ЧСС до 120-130 уд/мин.
Характер отдыха: активный - легкий бег трусцой, ходьба.
3. По методу интенсивного интервального упражнения. Он рассчитан на
совершенствования коростнои силы, максимальной силы, специальной
скоростной и силовой выносливости.
Интенсивный - интервальный метод характеризуется следующими параметрами нагрузки:
Интенсивность работы - 80-95% от максимальной мощности в циклических упражнениях и около 75% - в ациклических. ЧСС в конце упражнения не должна превышать 180 уд/мин.
Продолжительность однократной работы - от 30 с до 2 мин.
Интервал отдыха контролируется по восстановлению ЧСС до уровня 120-130 уд/мин и составляет в среднем 2-3 мин. С повышением тре-нированности они сокращаются до 1-1,5 мин. Между сериями отдых более продолжительный - до 15-20 мин. 4. По методу повторного упражнения. Его предлагают использовать для
развития максимальной и скоростной выносливости. Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. При применении этого метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается не только в период выполнения упражнения, но и благодаря суммации утомления организма от каждого повторения задания.
Данный метод используется как в циклических, так и в ациклических упражнениях. Интенсивность нагрузки может быть: 75-95% от максималь¬ной в данном упражнении, либо околопредельной и предельной - 95- 100%. Длительность упражнения может быть самой разнообразной. Упражнения выполняются сериями. Число повторений упражнений в каждой серии невелико и ограничивается способностью занимающихся поддерживать заданную интенсивность (скорость передвижения, темп движений, величину внешнего сопротивления и т.д.). Интервалы отдыха зависят от длительности и интенсивности нагрузки. Тем не менее, они устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить восстановление работоспособности к очередному повторению упражнения, В циклических упражнениях повторная работа на коротких отрезках направлена на развитие скоростных способностей. На средних и длинных - скоростной выносливости. (Курамшин Ю.Ф. 2004г.)
Раскроем один из наиболее часто применяемых методов в общеобразовательных учреждениях (экстенсивно-интервальный метод)

1.4 Средства, используемые на круговой тренировке

Средствами для круговой тренировки могут быть самые разнообразные общеразвивающие упражнения и специальные, обычно, технически не сложные. Они могут быть циклическими и ациклическими. Упражнения подбираются в зависимости от задачи занятий, двигательных возможностей учащихся и с учетом переноса двигательных качеств и двигательных навыков. В круговой тренировке широко используются такие упражнения как: прыжки через скакалку, сгибание, разгибание рук, подтягивание, приседание, сед из положение лежа, но и упражнения могут выполняться на снарядах (брусья, перекладина, кольцах, лазанье по канату, бревно) Используется инвентарь: набивные мячи, гантели, штанги, резиновые амортизаторы.

При занятиях необходимо использовать медико-биологические средства. А именно рациональный суточный режим, личная гигиена занимающихся, гигиеническое обеспечение мест занятий, гигиеническое состояние спортивного оборудования и инвентарь, рациональное питание (Курамшин Ю. Ф. 2004г.)
Средствами психологического воздействия на уроках физической культуры является музыка. Комплексное использование выше перечисленных средств - необходимое условие эффективного решения задач в процессе урока по круговой тренировке.

1.5 Способ контроля и учета результатов деятельности в процессе круговой тренировки.

Разучиваются упражнения всем классом одновременно без липших перестроений. Вначале упражнения 5 и 10 (см примерный комплекс) с палками, затем 4 и 9, 3 и 7, далее 1 и 6 на скамейках и наконец 8 и 2.
Желательно каждое упражнение повторить 3-4 раза. После этого учеников можно посадить на скамейки и раздать карточки. Кратко (5-7 минут) рассказать о занятиях по методу круговой тренировки, в результате которых развиваются двигательные качества в их комплексном проявлении; о систематическом увеличении дозировки для всех и в то же время с индивидуальной нагрузкой для каждого. Научить правильно делать записи в карточке. Ученики записывают в карточках фамилию, имя и другие общие сведения и затем идут на указанные места (станции), готовят для себя нужные снаряды и записывают в карточки номер станции, на которой находятся (а последующие - в порядке прохождения их). Перед выполнением первого упражнения ученики подсчитывают пульс (по команде) в течение 10 секунд (затем это число умножается на 6). Учитель напоминает, что на каждое упражнение затрачивается 1 минута: 30 секунд на выполнение упражнений с подсчетом, 30 секунд на запись результатов и переход к следующей станции (активный отдых) по кругу против часовой стрелки.
Предупредив учеников о том, что начинается определение максимального теста, что секундомер будет остановлен только через 10 минут, учитель командует: «Исходное положение - принять! Упражнение начи-най!». Через 30 секунд: «Стоп!» В таком же порядке выполняются все 10 упражнений. Нужно внимательно следить за секундомером и вовремя подавать команды.
После выполнения последнего упражнения снова по команде ведется подсчет пульса в течение 10 секунд.
Ученикам, у которых пульс после упражнения превышает 180 - 200 ударов в минуту, на последующих занятиях предлагается снизить нагрузку.
Максимальное число повторений упражнения за 30 секунд - это и есть максимальный тест, в зависимости от которого устанавливается индивидуальная дозировка на последующие 6 занятий цикла.
Такая нагрузка дается для того, чтобы упражнение выполнялось в два раза медленнее максимального теста, но с широкой амплитудой, наибольшей точностью. Например упражнение 10 (примерного комплекса) в максимальном темпе выполнялось несмотря на замечания с неполным наклоном туловища, с плохо прогнутой спиной, палка не поднималась выше головы. Следовательно, выполняя в два раза медленнее, ученик должен следить за тем, чтобы после глубокого вдоха вместе с выдохом палка поднималась точно вверх одновременно с наклоном туловища до горизонтального положения (палка выше головы, смотреть на палку). Также более точно и правильно выполнять и все другие упражнения.
Указанную дозировку учитель может изменять в зависимости от подготовленности своих учеников.
На VIII занятии (заключительном в цикле) определяется II максимальный тест. Его показатели и данные педагогических наблюдений служат отправным моментом для усложнения или изменения комплекса на следующий цикл.
Все 45 минут урока занимает только первое занятие по круговой тренировке, а остальные: 10 минут - если комплекс выполняется один раз (один круг); 20 минут - если комплекс повторяется дважды (два круга) и 30 минут - если комплекс повторяется три раза (три круга).
Упражнения с дозировкой в один круг целесообразно проводить в первые или последние 15 минут урока; с дозировкой в два круга - в последние 20 минут; в три круга - в последние 35 минут урока. Между повторениями желательны 2- 3 минутные паузы, во время которых выполняются спокойная ходьба, упражнения на расслабление и восстановление дыхания.
Строгая индивидуальная дозировка нагрузки - весьма ценная черта круговой тренировки. В результате этого и у физически слабых, и у сильных занимающихся поддерживается интерес к занятиям. Систематическая оценка достижений по максимальному тесту и учет прироста нагрузки дают
наглядное представление о развитии работоспособности по ее внешним количественным показателям (общему количеству повторений упражнения, времени прохождения каждого круга и т.д.).
Сравнение же реакции пульса на очередную нагрузку в кругах позволяет судить о том, насколько успешно идет адаптация организма к нагрузке. Регулярная запись каждым занимающимся своих достижений в специальных карточках, которые используются для контроля за ростом работоспособности, одновременно воспитывает честность, самостоятель-ность, упорство, целеустремленность. Поочередная смена «станций», зависимость выполнения задания от действия всех других занимающихся в группе, классе требует согласованности действий всех занимающихся, полного порядка работы и дисциплины. Все это предоставляет благопри-ятные возможности для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения. (Дихтярев В.Я 2005г.)

Глава II.
Варианты метода «круговой тренировки» и их особенности на уроках физической культуры.
2.1 Факторы определяющие воздействия физических упражнений на
занимающихся

В формировании развивающейся личности принимают участие множество факторов. Одни из этих факторов имеют социальную направленность, другие - биологическую. Бесспорным является то, что социальное и биологическое воздействие оказывает огромное влияние на формирование развивающейся личности, развитие физкультурных способностей, достижение высоких результатов в спорте.
При планировании педагогического процесса, в том числе и проводя уроки по круговой тренировке, нужно учитывать прежде всего, то, что рост и биологическое развитие учащегося характеризуются глубокими внутренними и внешними изменениями, отражающимися как на отдельных системах, так и на всем организме в целом. Эти изменения требуют соответственно перестройки системы занятий как по форме, так и по содержанию. Такая перестройка основывается на закономерностях растущего организма, которая, вступая в диалектическую взаимосвязь с педагогическим воздействием, образует единую систему многолетнего учебно-тренировочного процесса. Ведь «...не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей. Это относится как к законам внешней природы, так и к законам, управляющим телесным и духовным бытием самого человека». (Энгельс Ф. Анти-Дюринг, 1980г.) Это основной тезис для построения возрастной системы педагогических воздействий обучения и воспитания детей, подростков, юношей. Наиболее характерная закономерность растущего организма - это гетерохромность развития систем. Если одна система организма, которая, например, является предпосылкой для воспитания быстроты движений, развивается раньше, то другая - для воспитания силовых способностей - позже. Отмечают следующие периоды развития: ускорение роста системы, замедление, относительная стабилизация. И в связи с этим изменяется содержание средств, методов и форм организации занятий физическими упражнениями.
Подростковый и юношеский возрастные периоды характеризуются глубокими биологическими изменениями всех систем организма: усиливается темп роста, повышается интенсивность обменных процессов, увеличивается потребление кислорода, значительно изменяется регуляция соматических и вегетативных функций.
Биологические изменения, происходящие в каждом возрасте, требуют
использования других форм и содержания педагогических воздействий,
соответствующих его возрастным возможностям. Как показали
исследования, значительные изменения количества взаимосвязей между
системами организма как у девочек, так и у мальчиков, наблюдаются в
период полового созревания (см. Рис.1)


И это естественно - энергетический потенциал используется на развитие половой системы.
Применение большого объема физических нагрузок в этом возрасте не целесообразно даже если спортивный результат снижается. (Андреев С.Н. 1985г.)

2.2 Организация учащихся на уроке физической культуры по методу «круговой тренировки»

Школьный урок по методу «круговой тренировки» в любом разделе программы вызывает интерес у учащихся. Используются такие уроки, начиная с IV-V классов, естественно учитывая возрастные особенности учащихся и уровень их подготовленности. Направлен такой урок главным образом на комплексное развитие физических качеств в единстве с закреплением и совершенствованием усвоенных двигательных качеств. К «Круговой тренировке» прибегают как правило в основной части урока. Организация учащихся на уроке физической культуры по методу «круговая тренировка»:
1. Ученики делятся на группы примерно одинаковой подготовленности. В каждой группе есть ответственный (командир группы)
2. Группы размещаются на нескольких 6-12 «станциях» (Местах для выполнения упражнения с необходимым оборудованием, которые располагаются «по кругу» используя все возможности спортивного зала или площадки)
3. На всех «станциях» одновременно под общим руководством учителя выполняются заданные упражнения с индивидуальным нормированием и в тоже время относительно одинаковой дозировкой.
4. Упражнения распределяются так, чтобы обеспечить чередование нагрузки на основные группы мышц (ноги, руки, спины, брюшного пресса, общее воздействие)
5. По команде учителя или самостоятельно по мере окончания упражнения ученики переходят от «станции» на другую, пока не пройдут весь круг.
Для более четкой организации занятий целесообразно заметить «номера станций» и направление переходов начертить мелом на полу или еще лучше поставить около каждой «Станции» специальную картинку с номером и графическим изображением упражнения. (Матвеев Л.П.; Новикова А.Д. том 2 1976г.)

2.3 Организация занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки на уроках физической культуры

Анализ методов круговой тренировки и обобщения опыта применения их на практике дает основание выделить экстенсивно-интервальный метод как наиболее приемлемый для школьного урока. Сущность его заключается в том, что движения выполняются в оптимальном темпе, точно, с большой амплитудой, на упражнения и на отдых планируется одинаковое время - по 30 секунд. Стандартная продолжительность работы и отдыха обеспечивает на уроке порядок, дисциплину, позволяет следить за точностью выполнения заданий. Последовательное чередование работы и отдыха при систематическом повышении нагрузки совершенствует комплексное развитие двигательных качеств - силовую выносливость, скоростную силу. (ЖужиковВ.Г 1971г.)
В комплекс обычно включают 10 упражнений (станций), на каждое тратится одна минута (30 секунд на выполнение, 30 секунд на отдых), значит, на весь комплекс (один круг) уйдет 10 минут.
Комплекс может состоять также из 8 упражнений (сокращенный круг).
Упражнения выбирают наиболее простые, чтобы в течение 30 секунд каждое можно было выполнить 10-30 раз. Поэтому подтягивание в висе, например, целесообразно заменить сгибанием рук в висе лежа, а сгибание рук в упоре лежа давать на повышенной опоре (бревно, скамейка).
В комплекс включают по два упражнения для развития мышц ног, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины и два общего воздействия.
На примере VIII класса рассмотрим как проводятся занятия по этому методу.
На уроках в сентябре и в начале октября, которые проводятся на площадке, ученики обучаются в основном бегу, прыжкам, метаниям, выполняя большой объем легкоатлетических упражнений. Это способствует не только освоению техники движений, но и развитию двигательных качеств, в частности быстроты, гибкости, силы. Поэтому на этих уроках обычно не проводятся занятия по круговой тренировке,- Но когда уроки переносятся в зал, чтобы не снижать нагрузки и продолжать развивать двигательные качества в комплексе, необходимо планировать в основной части урока выполнение упражнений по методу круговой тренировки с целью развития в основном силы, силовой и скоростной выносливости.
Приведем примерный комплекс упражнений.
1. (I станция) Сидя верхом на скамейке, встать, стать ногами (поочередно) на скамейку, сойти со скамейки, вернуться в исходное положение.
2. (II станция) Из виса лежа (девушки) согнуть и разогнуть руки. То же (юноши), но из виса лежа согнувшись, одновременно выпрямляясь в тазобедренных суставах.
3. (III станция) Лежа на спине, ноги закреплены (ступни под скамейкой), поднять туловище, вернуться в исходное положение.
4. (IV станция) Лежа на груди, руки вверх ладонями на пол, поднять туловище, руки и ноги (прямые), вернуться в исходное положение.
5. (V станция) Стоя, палка горизонтально вниз хватом сверху на ширине плеч, продеть правую ногу между палкой и руками и выпрямиться, вернуться в исходное положение. То же, левой ногой.
6. (VI станция) Из упора лежа, руки на скамейке. Девушки: согнуть руки, одновременно опуститься на колено; разгибая руки, вернуться в исходное положение. Юноши: переставить руки (поочередно) на пол, вернуться в исходное положение (так же поочередно переставляя руки).
7. (VII станция) Стоя боком к гимнастической стенке, рукой взяться за рейку на высоте пояса, присесть на правой ноге, левую вперед, вернуться в исходное положение. То же на левой.
8. (VIII станция) Из виса на гимнастической стенке поднять согнутые ноги, вернуться в исходное положение.
9. (IX станция) Из полу приседа, руки на коленях, выпрыгнуть вверх, приземлиться в исходное положение.
Ю.(Х станция) Из основной стойки, палка горизонтально внизу, хватом сверху, шире плеч. Наклониться вперед, одновременно поднять палку вверх (спина прямая, палка выше головы, смотреть на палку), вернуться в исходное положение.
Комплекс рекомендуется выполнять на 8 уроках подряд, что составит законченный цикл занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки. Такие циклы целесообразно повторять 3-4 раза в течение года.
Для указания места (станции) выполнения упражнений полезно изготовить 10 указателей: лист плотной бумаги вставляется в пропил деревянной стойки на подставке; на листе крупными цифрами обозначают номер упражнения (станции), делают описание и графическое изображение его.
Размечая станции, нужно учитывать, что упражнения для одних мышц должны чередоваться с упражнениями для других, что для выполнения упражнений целесообразно использовать снаряды, находящиеся в зале, причем так, чтобы не передвигать их далеко.
В зале размером 6x18 метров (см. Приложение №2) можно расположить 10 станций примерного комплекса так, как показано на рисунке.
Поскольку одна из основных особенностей круговой тренировки -выполнение с индивидуальной дозировкой, нужно заготовить личные карточки (см. Приложение № 1) учеников для учета физической нагрузки и показателей реакции на нее.
Карточки заполняют сами ученики, однако порядок записи нужно разъяснить. В графе «№ станций» на первой строчке записывается номер той станции, с которой ученик начинает выполнять упражнения. Например, № 5. Далее в столбик записываются номера последующих: 6, 7, 8, 9, 10,1, 2, 3,4.
Так, если в последнем уроке максимальный тест возрос по сравнению с первым, - значит, возросла сила. Если количество ударов пульса снизилось или осталось прежним при увеличении количества повторений, -значит, повысился уровень выносливости.
Разработкой комплекса упражнений, изготовлением указателей и карточек, собственно, и заканчивается подготовка к проведению круговой тренировки. (Гуревич И. А. 1985г.)

Вывод

Проанализировав литературу подтвердилось, что на занятиях по круговой тренировке высокая плотность и интерес у занимающихся. Используя метод круговой тренировки, происходит комплексное воспитание физических действий, упражнения направлены на развитие различных двигательных качеств. Применяя метод круговой тренировки во время уроков, необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся и их подготовленность. Увеличивать нагрузку следует учитывая индивидуальные особенности и физическую подготовленность учащихся. Во время занятий происходит контроль при помощи замера пульса и осуществляется индивидуальный подход к занимающимся, что является особенностью круговой тренировки. Соразмерно своим возможностям и усилиям, работая одновременно, в тоже время самостоятельно выполняются все задания.
Такая форма организации имеет и большое воспитательное значение: учащиеся проходят практику проведения самостоятельных занятий, что является основой для подготовки их как инструкторов по физической культуре.
Широко освещен вопрос об особенностях метода круговой тренировке в журналах физкультура в школе 1971г. №11, №8, №7, а также в книге И.А.Гуревича «Круговая тренировка при развитии физических качеств». Очень подробно описывается организация круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе по физическому воспитанию в учебных заведениях.
Уроки по круговой тренировке являются очень эффективными: обеспечивают оптимальный уровень нагрузки адекватный физическому состоянию учащегося, что способствует положительной динамике показателей физической подготовленности, воспитывают устойчивый интерес учащихся к уроку физической культуры.
На уроках по круговой тренировке решаются вопросы оздоровительной направленности.
В нашем современном мире компьютеризации, автоматизации, механизации, где двигательная активность не велика, именно такие уроки помогают привить интерес к физическим упражнениям, желание не только увлеченно заниматься в школе на уроках физкультуры, но и во внеурочное время заниматься в секциях и вести здоровый образ жизни.

Список использованной литературы:

1. Андреев С.Н. Проблемы организации подготовки юных спортсменов в специализированных классах / Андреев С.Н., Исмаилов А.И. // Теория и практика физ. культуры. - 1985. - N 9. - С. 22-24.
2. Вильчковский Э.С. Что есть что? Еще раз о круговой тренировке. // Вильчковский Э.С. Физкультура в школе 1971, №7
3. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена / Волков Л.В. -Киев: Здоров"я, 1984. -144 с: ил.
4. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / Гуревич И.А. - Минск: Высшая школа, 1985. - 256 с.
5. Деркач А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта: учеб. пособие для студентов / Деркач А.А., Исаев А.А. -М.: Просвещение, 1985. - 335 с.
6. Деркач А.А. Педагогическое мастерство тренера / Деркач А.А., Исаев А.А. - М.: Физкультура и спорт, 1981.-375 с
7. Дихтярев В.Я Круговая тренировка//Дихтярев В.Я Физическая культура в школе - 2005г. № 5
8. Жужиков В.Г. Наиболее приемлемый. Об организации занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки. // Жужиков В. Г. - Физкультура в школе 1971 №11
9. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник/ Курамшин Ю.Ф. - М.: «Советский спорт» 2004г. - 464 с.
10.Левинов И. Я. Комплексная подготовка круговым методом//Левинов И. Я. Физкультура в школе - 2006. №2
11.Новикова А.Д.; Матвеев Л.П: Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры / Новикова А.Д.; Матвеев Л.П - М; «Физкультура и спорт» 1976г. Том 1 302 с. с ил.
12.Новикова А.Д.; Матвеев Л.П: Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры / Новикова А.Д.; Матвеев Л.П - М; «Физкультура и спорт» 1976г. Том 2 256 с. с ил.
13.Романенко В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой / Романенко В.А., Максимович В.А. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 143 с: табл. - Библиогр.: С. 139-142. - 0.40.
14.Титова Т. Круговая тренировка с индивидуальным подходом / Титова Т. Спорт в школе - 2006. № 3
15.Шарманова С.Б Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / В.К. Бальсевич, Ю.В. Катуков. - М.: Советский спорт, 2004 - 117 с. - Заключ.: с. 96.-Библиогр.: с. 97-103.-Прил.: с. 104-116
16.Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. - М. : госполитиздат 1980., с. 51

Приложения №1

Личная карточка учета достижений учащегося.

Приложение № 2

Расположение станций на уроке физической культуры по методу круговой тренировки.