Когда фигурное катание. Всё, что вы хотели знать о фигурном катании, но боялись спросить. Физиологические особенности данного вида спорта

Фигурное катание — один из самых красивых и зрелищных видов зимнего спорта. В эпоху правления Петра I были завезены из Европы первые образцы коньков, придуман способ крепления лезвия к сапогам.

Русское фигурное катание, как вид спорта, зародилось в Петербурге в 1865 году. В этом году в Юсуповском саду на Садовой улице был открыт общественный каток , он был самым благоустроенным в России и стал центром подготовки юных фигуристов.

Фигурное катание, как самостоятельный вид спорта , появилось уже в середине XIX века , а признано официальным на первом Конгрессе конькобежцев в 1871 году . Начальные соревнования прошли в Вене в 1882 году среди мужчин фигуристов. В 1924 году эту дисциплину включили в программу зимних Олимпийских игр .

С 1986 года официальные международные соревнования, такие как, чемпионат мира, чемпионат Европы и чемпионат Четырёх континентов по фигурному катанию проходят под эгидой Международного союза конькобежцев.

Классификация видов фигурного катания

Выделяют несколько видов этого спорта, такие, как одиночные и парные.

Мужское и женское одиночное

Фигурист на льду выступает один . Он должен показать уровень исполнения всех групп элементов движения:

  • вращений (заклон, либела, волчок — выполняется на лезвии одного или двух коньков);
  • шагов (тройки, перетяжки, скобки, петли, дуги, выкрюки, с помощью которых перемещается фигурист по льду);
  • прыжков (тулуп, лутц, флип, аксель, риттбергер, сальхов);
  • спиралей (позиция с одним коньком на льду и свободной ногой выше уровня бедра).

Уровень спортсмена оценивается судьями по степени сложности и качеству исполнения элементов программы. При выставлении оценок учитывается артистизм, пластика, эмоциональность, связь движений с музыкой.

Соревнования в одиночном катании проходят в 2 этапа:

  • короткая программа;
  • произвольная программа.

Парное выступление

Спортсмены выступают в паре. Задача усложняется тем, что они должны показать не только мастерство исполнения движений, но и выполнять все элементы синхронно , необходимо создать впечатление единства действий.

В парном катании, кроме традиционных элементов движения (прыжки, спирали, шаги, вращения) исполняются поддержки, выбросы, подкрутки, тодесы, параллельные и совместные вращения.

Судьи оценивают качество и сложность выполнения элементов движения, артистизм. Очень важный критерий при выставлении баллов — синхронность исполнения элементов движения в паре.

В парном катании соревнования также проходят в два этапа: короткая и произвольная программа.

Какие существуют спортивные танцы на коньках

Различаются от других видов совместным исполнением танцевальных шагов в разнообразных позициях. Здесь нельзя допускать длительного разъединения партнёров.

В отличие от парного катания спортивные танцы не предусматривают прыжков, поддержек, выбросов .

В этой программе большое внимание уделяется плавности движений, музыкальному сопровождению, тщательному подбору костюмов, привлекательному внешнему виду спортсменов и правильному подобру образа в танце.

Спортивные танцы являются одним из самых зрелищных видов фигурного катания.

Они включают 3 вида танцев:

  • обязательный;
  • оригинальный;
  • произвольный.

Справка. Спортивные танцы были включены в программу Олимпийских игр в 1976 году .

Сколько есть категорий у синхронного катания?

Это относительно новое и динамично развивающееся направление конькобежного спорта. Фигуристы выступают командами по 16—20 человек , в соревнованиях участвуют как мужчины , так и женщины .

По правилам ИСУ фигуристы разделяются по следующим возрастным категориям :

  • новички (спортсмены с первым и вторым спортивным разрядом) — до 15 лет включительно;
  • юниоры (кандидаты в мастера спорта) — 12—18 лет;
  • сеньоры (мастера спорта) — 18 лет и старше.

Фото 1. Выступление российской команды «Парадиз» из Санкт-Петербурга: девушки в одинаковых костюмах одновременно выполняют движения.

В синхронном катании исполнение отдельных элементов и техника скольжения ничем не отличается от классического вида. Основной задачей является — выступление команды как единого целого. Здесь также есть обязательные элементы:

  • линия;
  • круг;
  • колесо;
  • пересечение.

Важно! Правилами соревнований запрещается делать прыжки более одного оборота , совершать поддержки и пересечения , включающие спирали назад.

Соревнования по синхронному катанию проходят также в 2 этапа: произвольная и короткая программа.

Полезное видео

Ознакомьтесь с видео, в котором показано выступление одной из команд Чемпионата России по синхронному катанию в 2018 году.

Заключение

Судейская система ИСУ введена и поддерживается Международным союзом конькобежцев в 2004 году , она используется на всех международных соревнованиях , включая зимние Олимпийские игры. В данной системе имеется более детальная статистика по судьям и фигуристам. Это позволяет тренерам проанализировать недочёты в выступлении и лучше подготовиться к следующим. У оценок нет верхней границы , поэтому исключено недооценивание фигуристов, катающихся первыми.

Один из видов бега на коньках - фигурное катание, иначе искусство катания на коньках, представляет собой особый вид спорта.

По форме это - движение по льду по кривым линиям на коньке той или другой ноги, реже на обоих коньках, сопряженное с переменами направления и фронта, с вращениями, с прыжками, преимущественно вращательными, и связанное с известной красотой постановок тела и пластичностью движений его.

По содержанию это - одно из наиболее разносторонних и увлекательных упражнений человеческого тела и одно из полноценнейших средств физической культуры. На льду, в условиях почти полного отсутствия трения, человек лишен, казалось бы, всякой устойчивости и всяких средств передвижения естественными присущими ему способами - ходьбой и бегом. Но силой своей изобретательности, окрылив ногу сталью с острыми ребрами, он наоборот непомерно расширяет свои двигательные возможности путем использования огромной разницы между минимальным трением при скольжении вперед и назад и максимальным - при боковых действиях на лед острых ребер конька. Путем отталкивания этими ребрами может быть достигнуто стремительное движение; эти же ребра дают возможность точного управления последним. Условия, в которых протекает катание на коньках - беспыльный зимний воздух и умеренно низкая температура, исключающая чрезмерную испарину, а также форма и характер применяемых здесь телодвижений придают ему весьма большое значение в деле физического воспитания, а бесконечное разнообразие упражнений, входящих в состав фигурного катания, обеспечивают для занимающихся им неослабевающий интерес и возможность постоянного продвижения вперед.

Не случайно, поэтому, мы видим горячих энтузиастов фигурного катания не только из молодежи. Уже полтора века тому назад один из виднейших теоретиков физического воспитания, математик и ректор высшей школы Гергард Ульрих Фит назвал катание на коньках «наиболее совершенным движением».

Мы знаем, что великие поэты старой Германии Гёте и Клопшток сильно увлекались искусством катания. Но наиболее примечательно для нас то, что мы знаем о катании на коньках В. И. Ленина.

Соседи его по Минусинской ссылке рассказывают, как высыпала, бывало, своя компания на гладкий лед замерзшей реки, чтобы «погиганить» на коньках. Возбужденный и жизнерадостный Ильич уже первый там и задорно выкрикивает вызов на соревнование. Н. К. Крупская писала М. И. Ульяновой 24/1 1898 г.: Володя вывез из Минусы целую кучу коньковых штук и теперь поражает шушенских жителей разными «гигантскими шагами» да «испанскими прыжками».

Наша советская физическая культура, как составная часть общей социалистической культуры, ставит перед собой ряд конкретных задач и пользуется для разрешения их стройной совокупностью строго подобранных средств - физических упражнений, получивших наиболее яркое выражение в комплексах ГТО, и методикой, отвечающей основным принципам системы.

Фигурное катание занимает свое место в нашей системе и заслуживает включения в комплексы ГТО, так как отвечает задачам подготовки к труду и обороне, развивая целый ряд ценных для этого качеств.

Основные задачи в области психофизических процессов человека, разрешаемые фигурным катанием, помимо чисто гигиенических и оздоровительных, относятся к различным группам воспитательно-образовательных задач физической культуры и сводятся к овладению экономичностью и выразительностью движений и спортивной техникой; точнее, мы имеем здесь: а) высокое совершенствование координации движений; б) усвоение техники движений, имеющих спортивно-прикладное значение и постоянное совершенствование навыков; в) совершенствование психомоторных качеств (силы, выносливости и главным образом ловкости) через координацию работы различных органов и различных систем - нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и органов выделения; г) совершенствование волевых качеств - настойчивости, решительности и смелости; д) приобретение умения пользоваться своими навыками и качествами в конкретных условиях среды.

Но, кроме того, будучи одним из красивейших видов спорта, фигурное катание дает известное художественное воспитание и исполнителям, и зрителям его.

Само собой разумеется, что углубление специализации в фигурном катании и совершенное овладение им может иметь место только на основе всесторонней физической подготовки. Отсюда ясна необходимость параллельной работы по подготовке и сдаче комплексов ГТО, ясна и теснейшая связь фигурного катания со всеми другими видами упражнений.

Одни из них, как гимнастика общая, партерная и художественная, легкая атлетика, служат необходимейшей подготовкой к фигурному катанию; другие - дополнением к нему. С другой стороны, фигурное катание само служит отличной подготовкой для таких видов спорта, где требуются быстрые и точные движения и постановки отдельных частей тела (например, быстрая и точная стрельба, защита и нападение) или тонкое чувство равновесия и привычка к вращениям (планеризм, парашютный спорт). В особенности важно фигурное катание как подготовка к высокогорному лыжному спорту, где новейшие высокие технические достижения сплошь основаны на аналогичных элементах техники.

Специфика фигурного катания, его отличие от простого катания и от бега на скорость заключается прежде всего в том, что его показатели имеют качественный, а не количественный характер. Простое катание обычно сводится к бессистемному передвижению по катку, в лучшем случае со счетом пройденных кругов, а скоростной бег стремится к покрытию дистанций в минимальное время. Ближайшие же задачи фигурного катания как спорта - это 1) совершенное овладение техникой передвижения по льду с использованием всех возможностей, предоставляемых в этом отношении современным коньком; 2) использование этой техники, с одной стороны, для начертания на льду красивых, округленных линий и рисунков любых, в пределах возможности, форм и сочетаний, путем красивых, свободных, непринужденных телодвижений, а с другой-для воспроизведения художественных образов путем выполнения в музыкальном сопровождении целых связных программ катания, составленных из разнообразных по характеру и содержанию элементов, в которых рисунок на льду играет уже более или менее второстепенную роль. Но кроме того, при достаточном овладении как техникой, так и пластикой, свободой постановок и выразительностью движений, и в рисунках, и в самом выполнении их, и в совокупности телодвижений безрисуночного значения (прыжки, пируэты) - может проявляться известное художественное содержание. Красота и разнообразие линий и рисунков (например, в сложнейшем орнаменте специальных фигур), с одной стороны, а с другой - ритм, грация, темперамент, пластика, гармония и музыкальность движений могут вызывать как в самом исполнителе, так и в зрителе эмоциональные состояния, обусловленные удовлетворением требований чувства красоты.

Мало того, без этих элементов красоты вообще не мыслится и самое фигурное катание в современном смысле слова (международный стиль). Чувство красоты имеет в фигурном катании весьма большой удельный вес, что, как увидим ниже, ярко отражается и на методике его.

Уже это необычно большое значение эстетической стороны отличает фигурное катание от других видов спорта.

Но отличие это идет гораздо дальше. Высшие проявления фигурного катания - произвольное катание одиночное, парное и групповое - должны не только воздействовать на самих исполнителей, но заражать своей эмоциональностью и массу; они могут не только вызывать в последней определенные ассоциации, но и создавать известные художественные образы с каким-то тематическим (психологическим или социальным) содержанием. Поэтому нельзя не признать фигурное катание стоящим почти в одной плоскости с хореографическим искусством, оговорившись при этом, что эта сторона фигурного катания до сего времени носит у нас еще крайне сжатый и неопределенный характер и что развитие ее является актуальнейшей задачей ближайшего будущего.

Само собой разумеется, что здесь возможен целый ряд постепенных градаций от чисто элементарных и по преимуществу физкультурных упражнений до высших форм фигурного катания, где оно уже вплотную подходит к искусству, сохраняя в то же время и все признаки средства физической культуры. Таким образом природа фигурного катания имеет двойственный характер.

Это, с одной стороны, определяет границы его проявлений: составные элементы его не должны выходить за пределы этой двойственности, т. е. уклоняться в чисто спортивные или, наоборот, в чисто хореографические номера, например, в простой бег, хотя бы и очень быстрый, в простые прыжки в длину или высоту, в многократное повторение бесконечной восьмерки «на выдержку», так же как и в сплошные танцы или в позы и группы, не имеющие прямого отношения к катанию на коньках. С другой стороны, из двойственного характера фигурного катания вытекает чрезвычайная сложность построения его теории; механика выполнения его элементов с первого взгляда как будто бы совсем расходится с требованиями пластики, так как приводит к необходимости периодически прибегать во время катания к очень некрасивым, часто уродливым по своей напряженной перекрученности постановкам тела *, которые, взятые в отдельности, неприятно поражают взор даже совсем неопытного зрителя. Можно ли было ввести их в технику как непреложное правило? Казалось бы, нет. Потому-то так долго, до 1910 года, не существовало законченной теории фигурного катания, и только правильное понимание действительной роли как будто безобразных «предварительных положений» дало возможность создать ее.

Биомеханический анализ эмпирического материала приводит нас к открытию основного принципа фигурного катания на коньках, с которым мы познакомимся ниже (скручивания стана) и из которого вытекает неизбежность вышеупомянутых некрасивых и неудобных, собранных, напряженных положений, которые, однако, в силу того же принципа, немедленно разрешаются снова в развернутые, спокойные и красивые постановки. Оказывается далее, что, благодаря этим постоянным последовательностям противоположных по характеру положений, некрасивая напряженность части их не только не нарушает общей эстетичности движений, но становится необходимейшим элементом для создания высшей гармонии их. Всякая попытка построить школьное катание на одних только красивых, пластичных постановках или составить свободное катание без контрастов в постановках тела и в характере движений приведет лишь к скучной монотонности и обречена на такую же неудачу, как компоновка музыкальной пьесы из одних только трезвучий без диссонирующих септаккордов.

Но для того, чтобы во всех деталях понять современную школу катания на коньках, необходимо ознакомиться со всей историей развития этого спорта и в частности проследить за тем, как в течение последних 200 лет, под действием тех или иных общественных влияний, формы фигурного катания в разные исторические периоды и в разных странах постепенно складывались в своеобразные системы - «стили».

Слово «стиль» за последние десятилетия вошло в постоянное употребление в нашем спортивном мире с совершенно неверным значением. Стилем стали называть различные способы исполнения упражнений: прыжки западно-американским «стилем», восточно-американским; плавание «стилем» кроль или брасс. Дошли до того, что стали различать «стили» отдельных лиц в том или ином виде спорта. По существу все это только способы, методы или манеры - стиль тут совершенно не при чем. Стиль - это единая, цельная художественная система, образуемая совокупностью художественных приемов, господствующих в данный исторический период в данном социальном организме, причем все частности так строго друг с другом согласованы и так органически друг друга дополняют, что представляют в общем одно неразрывное целое. Общий характер каждого стиля всегда тесно связан с социально-бытовыми особенностями данной эпохи; другими словами, всякий художественный стиль в его главенствующей идее есть особое, в художественно-эстетическом преломлении проведенное выражение стиля самой общественно-бытовой жизни данного социального организма в данный исторический период. Этому положению в известной степени подчиняются и стили фигурного катания на коньках.

Рис. 6. Макс Богач (Вена).

Рис. 7. Скульптура
Рис 8. Девушка в лучах прожектора.

Рис. 9. Мерибель Уинсон, (США).

Рис. 10. Н. Панин
Рис. 11. Соня Гени.

Рис. 12. Прыжок оленем.

Рис. 13. Шпитц-пируэт.

Рис. 14. К. Шэфер.

Рис. 15. Соня Гени.

* В так называемых «предварительных положениях».


Фигурное катание - конькобежный олимпийский вид спорта, основная идея которого заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов по льду на коньках и выполнении специальных элементов под музыку. Фигурным катанием занимаются как мужчины, так и женщины.

История возникновения и развития фигурного катания

Прежде чем говорить о возникновении фигурного катания, следует упомянуть о появлении первых коньков. Находки археологов говорят о том, что прототипы коньков были уже в бронзовом веке (35/33 — 13/11 вв. до н. э.), но такие коньки не годились для фигурного катания, их предназначение было лишь для ускорения их владельца.

Фигурное катание зародилось в Голландии, в XII—XIV веке. Заниматься им стало возможно после создания железных коньков с двумя ребрами. Но это было не то фигурное катание, к которому мы с вами привыкли. Спортсмены вычерчивали на льду различные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

В 1742 году в Эдинбурге появился первый клуб любителей фигурного катания, тогда же был придуман первый перечень обязательных фигур и первые правила. Из Европы фигурное катание быстро распространилось в США, где получило огромное развитие. Стали открываться новые клубы фигуристов, совершенствоваться правила, разрабатываться новые модели коньков.

К середине XIX века были сформированы практически все из существующих обязательных фигур, а также технические приемы для их выполнения. На первом Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта, а ещё спустя 11 лет был проведен первый официальный чемпионат по фигурному катанию.

В 1890 году в честь 25-летия катка в Юсуповском саду в Санкт-Петербург съехались все звезды фигурного катания, а получившиеся соревнования носили статус «неофициального чемпионата мира». Продемонстрированный международный размах позволил уже в 1896 году провести в Санкт-Петербурге первый официальный чемпионат мира по фигурному катанию.

Правила в фигурном катании

Правила зависят от разновидности фигурного катания: индивидуальное женское, индивидуальное мужское, парное фигурное катание, а также парные танцы на льду.

В индивидуальном катании мужчины и женщины обязаны откатать две программы - короткую и произвольную. За короткую программу, которая может длиться до 2 минут 40-50 секунд, фигуристы обязаны представить 8 обязательных элементов (двойной или тройной Аксель, тройной или четверной прыжок, одна комбинация прыжков, несколько разных типов вращений и две дорожки шагов) в любом порядке. За отсутствие одного из элементов следует штраф.

Произвольная программа почти в два раза дольше короткой, она занимает 4 с половиной минуты у мужчин и 4 минуты у женщин. Фигуристы стремятся включить свою программу самые сложные элементы (за которые можно получить больше баллов).

В парном фигурном катании правила очень схожи с индивидуальными, разница лишь в обязательных элементах. Так, обязательными элементами для пар являются поддержки (партнер поднимает партнершу), прыжки с выбросом (когда партнер кидает партнершу), а также синхронные прыжки и вращение.

А вот программа танцоров несколько отличается. Они должны исполнить обязательный, произвольный и оригинальный танцы. Обязательный танец всем фигуристам дается один и тот же, с набором обязательных элементов. Затем следует оригинальный танец, в котором всем участникам дают определенную тему для вариаций, а уж они должны интерпретировать ее, как сочтут нужным. Ну а всю свою фантазию, талант и мастерство танцоры могут показать в произвольной программе. Здесь и музыку, и костюмы, и движения выбирают сами фигуристы, поэтому и очков за него дают больше всего - 50 %.

Есть ещё синхронное катание, в котором одновременно за одну команду выступает от 16 до 20 фигуристов. Цель дисциплины — выступление команды как единого целого. Техника, скольжение, элементы в синхронном катании полностью соответствуют классическому фигурному катанию. В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки.

Прыжки в фигурном катании разделяются на две группы — рёберные и носковые (зубцовые), в зависимости от того, какой частью конька происходит толчок. Сейчас фигуристы выполняют 6 видов прыжков — тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц и аксель.

Ледовое поле

Как правило, это стандартная площадка размерами: 30 х 60 метров. Имеет пластиковые или подвижные борта. На ледяном поле должен быть очень качественный чистый и ровный лед, это достигается специальной техникой, погрешность неровностей не должна превышать 0,50 см.

Одежда и снаряжение для фигурного катания

Профессиональные коньки для фигурного катания изготавливаются из толстой прочной кожи, имеют длинную шнуровку и большой язычок. Для профессиональных фигуристов коньки изготавливаются индивидуально. Лезвия производятся из карбоновой стали и состоят из двух частей. Вогнутая бородка для хорошего скольжения по льду. Носовая часть с зубцами, для исполнения толчков и некоторых элементов программы.

Костюм для фигурного катания должен изготавливаться из легких и эластичных материалов, как правило, это стретчевые ткани. Костюм фигуриста отражает стиль исполнения программы и музыку.

Судейство

  • Главный судья — отвечает за организационную составляющую соревнования: вызывает на лёд фигуристов, даёт сигналы радиоузлу, следит за хронометражем.
  • Технический специалист с помощником — фиксируют элементы, падения.
  • Технический контролёр — контролирует работу технической бригады.
  • 9 судей — оценивают качество исполнения.

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ: КРАСОТА КАЖДОГО МИГА

Сколько себя помню в детстве, все мои знакомые и знакомые знакомых девочки замирали перед голубыми экранами, когда по телевидению транслировали эти соревнования. Ослепительный лед, нарядные изящные фигурки на восхитительных коньках - и неописуемой красоты движения, па, прыжки, поддержки… Фигурное катание я обожаю смотреть по сей день и, наверное, не преувеличу, если скажу, что если уж не каждый мальчик, то каждая девочка - точно! - в душе мечтала о карьере фигуристки.

Фигурное катание по праву пользуется славой одного из самых красивых видов спорта. А еще - одного из самых популярных и самых древних. Впрочем, обо всем по порядку.

Почему катание - фигурное?

Вы удивитесь, но фигурное катание - это одна из разновидностей конькобежного, а вовсе не танцевального вида спорта. В его основе - движения спортсмена, которые он делает под музыку, скользя на одной или обеих ногах, меняя направление движения, вращаясь, прыгая и демонстрируя комбинации шагов. Если фигуристов пара, к этому комплекту добавляются еще и поддержки разной сложности.

Фигурным конькобежное катание стали называть в связи с предусмотренным правилами обязательным исполнением геометрических фигур, кругов, восьмерок, параграфов, призванным продемонстрирова ть искусство спортсмена.

Минутка истории

Один из самых красивых зимних видов спорта - еще и едва ли не самый древний. Корни его уходят аж в бронзовый век (конец 4-ого - начало 1 тысячелетия до нашей эры)! Такое мнение высказывают археологи, обнаружившие костяные коньки, которые изготовлены из фаланг конечностей, принадлежащих крупным животным. Как спорт катание стало развиваться значительно позже, после появления в 12 веке в Голландии железных коньков. Тогда-то и появились зачатки новой спортивной дисциплины - участники состязались в умении вычерчивать на ледяном зеркале изящные вензеля, сохраняя красивые позы.

Что касается России, к нам коньки пришли в эпоху царствования Петра 1, именно он привез из Европы первые образцы коньков и придумал хитроумный способ крепления лезвий прямо к сапогам. Датой рождения русского фигурного катания как вида спорта считается 1865 год, когда для всех желающих открыли каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Он был самым благоустроенным в России.

В качестве самостоятельного и полноценного вида спорта фигурное катание сформировалось уже в 19 веке, а в 1871 году было официально признано на 1 Конгрессе конькобежцев. Первые состязания были организованы среди мужчин, в 1882 году в Вене. Кстати говоря, именно фигурное катание первым из зимних видов спорта попало в олимпийскую программу - прописавшись там в 1924 году, оно неизменно входит в перечень дисциплин Олимпиады.

Фигурное катание - официально

Официальные соревнования по фигурному катанию проводятся с 1986 года: это чемпионат мира, чемпионат Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие. Обычно их организуют под эгидой Международного союза конькобежцев (ISU).

Современные фигуристы катаются в пяти дисциплинах - мужском и женском одиночном катании, парном катании, спортивных танцах и групповом синхронном катании. Отмечу, что последняя дисциплина пока не стала законной частью официальных соревнований, однако, для любителей этого направления в фигурном катании проводится отдельный чемпионат мира.

Пара слов о видах фигурного катания. Итак,

  • женское и мужское одиночное катание

Как понятно уже из названия, спортсмен выступает на льду один. Фигурист должен продемонстрирова ть, насколько хорошо он владеет элементами катания - вращениями (заклон, волчок, либела), прыжками (лутц, флип, тулуп, аксель, сальхов, риттбергер), шагами (дуги, тройки, перетяжки, скобки, выкрюки, петли), спиралями (движения, когда одна нога поднята выше уровня бедра). Уровень спортсмена оценивается по степени сложности и качеству исполнения групп элементов. Но судьи учитывают также и эмоциональную составляющую выступления, эстетику - артистизм, пластику, музыкальность и связь движений со звучащей композицией.

Состязания одиночников традиционно включают два этапа - короткую и произвольную программы.

  • парное фигурное катание

В этой разновидности задача усложняется - спортсмены должны не только продемонстрирова ть мастерство исполнения элементов, но и создать впечатление единства каждого движения.

Фигуристы показывают те же прыжки, спирали, шаги, но есть и особые элементы, которые может исполнить только пара: поддержки, выбросы, подкрутки, тодесы, параллельные и совместные вращения. Судьи оценивают качество и степень сложности исполнения, артистизм, а также синхронность работы фигуристов в паре - это один из очень важных критериев.

Парники катаются также в короткой и произвольной программах.

  • спортивные танцы

Спортивные танцы - весьма любопытная дисциплина с точки зрения технических требований. В отличие от парного фигурного катания, здесь на первый план выходит совместное исполнение танцевальных шагов в различных танцевальных позициях (стандартных и нестандартных). При этом разъединяться партнерам на длительное время нельзя. Программа не включает выбросы, прыжки, поддержки и другие отличительные элементы предыдущей разновидности фигурного катания. Добавлю, что в олимпийскую программу танцы на льду попали лишь в 1976 году.

Спортсмены делают акцент на внешней привлекательност и, красоте и плавности движений, костюмах, потому спортивные танцы очень зрелищны и собирают толпы болельщиков. Соревнуются танцоры в двух танцах - коротком и произвольном (ну, не стали организаторы оригинальничать) .

  • синхронное фигурное катание

Относительно новая разновидность конькобежного спорта. Спортсмены выступают командами, каждая насчитывает 16-20 фигуристов, причем кататься могут и мужчины, и женщины. ISU разграничивает команды следующим образом: новисы (1 и 2 спортивный разряды, возраст до 15 лет), юниоры (кандидаты в мастера спорта, возраст 12-18 лет) и сеньоры (мастера спорта, возраст от 14 лет и старше).

Интересно, что техника скольжения и исполнение отдельных элементов в синхронном фигурном катании ничем не отличаются от классического. Но есть, конечно, и своя специфика - катание в команде вносит коррективы. Задача коллектива - выступить единым целым. Потому у синхронистов есть особенные элементы - линия, круг, колесо, блок, персесечение. А вот прыгать более, чем в один оборот, делать любые поддержки, спирали назад категорически запрещается.

Состязания по синхронному катанию, как и в других разновидностях катания, включают короткую и произвольную программу.

Прелесть этого вида спорта заключается в том, что для получения удовольствия нет необходимости знать все правила. О фигурном катании можно разглагольствова ть долго, но лучше - смотреть и наслаждаться!

Тая Теплая

История фигурного катания

Фигурное катание — конькобежный вид спорта, относится к сложно координационным видам спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов под музыку. Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 60-х 19 в. и в 1871 году было признано на I Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в Вене в 1882 году среди мужчин фигуристов. В 1908 и 1920 годах соревнования по фигурному катанию прошли на летних Олимпийских играх. Надо отметить, что фигурное катание первый из зимних видов спорта, попавший в олимпийскую программу. С 1924 года фигурное катание неизменно входит в программу зимних Олимпийских игр.
C 1986 года и по настоящее время официальные международные соревнования по фигурному катанию, такие как чемпионат мира, чемпионат Европы, чемпионат Четырех континентов и другие проходят под эгидой Международного союза конькобежцев.

История фигурного катания
Изобретение коньков
Истоки конькобежного спорта уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н. э.), об этом свидетельствуют находки археологов — костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Подобные находки встречаются во многих странах Европы, а самые древние «коньки» были обнаружены на берегу Южного Буга недалеко от Одессы. Даже столь примитивные конструкции давали путешественнику или охотнику выигрыш в скорости, но для фигурной езды еще не годились.

Зарождение
(XVI—XIX век). Рождение фигурного катания как вида спорта связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа, а не из кости. По данным исследований, впервые это произошло в Голландии, в XII—XIV веке. Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу. Первые клубы любителей фигурного катания появились в XVIII веке в Британской империи в Эдинбурге. Там же был разработан и перечень обязательных для исполнения в соревнованиях фигур, и первые официальные правила соревнований. Лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках», в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны.
Из Европы фигурное катание попало в США и Канаду, где получило огромное развитие. Здесь были созданы многочисленные клубы фигуристов, разрабатывались новые модели коньков, создавалась своя школа техники. К середине XIX века в фигурном катании уже были известны практически все современные обязательные фигуры и основные технические приемы для их исполнения, о чем свидетельствуют книги «Искусство катания на коньках» Д. Андерсона. В то время фигурное катание выполнялось в чопорном «английском» стиле. Американец Джексон Хейнз, танцор и конькобежец, объединил то и другое и получил свой собственный стиль катания: езда под музыку, танцевальные движения и «волчки» на льду. Коньки, прикреплявшиеся ремнями к обуви, не выдерживали таких нагрузок, тогда он — одним из первых — привинтил их к сапогам намертво. Впрочем, в пуританской Америке этот стиль принят не был, и в 60-х годах XIX века он уехал с гастролями в Европу.
Первые чемпионаты (конец XIX века). На I Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта. В 1882 году в Вене состоялись первые в Европе официальные соревнования по фигурному катанию. Правда первоначально, как отмечает Мишин А. Н., «это были своего рода кулуарные соревнования», так как в них принимало участие всего несколько спортсменов. Но подход к соревнованиям изменился после того, как на соревнования в Санкт-Петербург в 1890 году, посвященные 25-летию катка в Юсуповском саду, были приглашены лучшие фигуристы со всего мира. В Санкт-Петербург приехали: чемпион США Л. Рубен-стейн, чемпион Германии Ф. Кайзер, лучшие фигуристы Швеции, Австрии, Финляндии, Англии, Голландии, Швеции, Норвегии. Соревнования приобрели статус «неофициального чемпионата мира», победителем этих состязаний во всех видах программы стал почетный член «Петербургского общества любителей бега на коньках» Алексей Павлович Лебедев. На следующий год в 1891 году в Гамбурге, состоялся первый чемпионат Европы в мужском одиночном катании. Но демонстрация международного размаха и потенциала фигурного катания, показанного на соревнованиях в Санкт-Петербурге, не давала покоя. Поэтому уже в 1892 был создан Международный союз конькобежцев, который должен был руководить организацией международных соревнований.
Через 4 года, в 1896-ом, в Санкт-Петербурге состоялся первый чемпионат мира по фигурному катанию (победитель — Гилберт Фукс, Германская империя). В 1903 году в честь 200-летия Санкт-Петербурга «Петербургскому обществу любителей бега на коньках» было предоставлено право проведения 8-го чемпионата мира (1 место — швед Ульрих Сальхов, 2-е — Николай Панин-Коломенкин). Первые соревнования по фигурному катанию проходили только среди мужчин-одиночников, женщины-фигуристки получили возможность участвовать в чемпионатах мира лишь через 10 лет. Правда, в 1901 году, под давлением общественности, ИСУ в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине — англичанке Медж Сайерс.
Развитие (1900—1960). Официально первый чемпионат мира среди женщин-одиночниц прошёл в конце января 1906 года в Давосе (Швейцария). Обязательные фигуры у женщин и у мужчин были аналогичными, но произвольное катание женщин сразу же обратило на себя внимание высокой художественностью, пластикой и музыкальностью движений. Парное фигурное катание появилось сразу же после того, как Хейнз продемонстрировал, как можно танцевать на льду; уже в 1897 году оно было кодифицировано как вид спорта. Но официально первые соревнования прошли только в 1908 году в Санкт-Петербурге. Немецкие фигуристы Анна Хюблер и Генрих Бургер вошли в историю как первые олимпийские чемпионы в парном катании. Наиболее титулованный из довоенных фигуристов — одиночница Соня Хени (Норвегия). Блестяще обученная и как конькобежка, и как танцовщица, Соня подняла женское катание на новую высоту — ее произвольные программы на то время были недосягаемо сложными, похожими скорее на балет. Не удивительно, что она выиграла десять чемпионатов мира и три олимпиады, прежде чем уйти в профессионалы. Из мужчин наибольших высот добился австриец Карл Шефер. В парном катании в 1920—30-е годы велась борьба «трюкистов» и «антитрюкистов». Первые поначалу выделялись эффектными, хоть и не сложными в исполнении, поддержками, не требующими от женщины особого умения кататься на коньках, вторые — слаженной ездой обоих партнеров. В конце концов ведущее место заняли «антитрюкисты». До войны прыжки считались «высшим пилотажем», доступным не всем. Даже фигуристы мирового класса обходились двумя-тремя прыжками на программу. В 1948 году Дик Баттон совершил революцию, представив произвольную программу, насыщенную прыжками, включая двойной аксель. С тех пор прыжки прочно обосновались в арсенале фигуристов. Спортивные танцы на льду возникли в 1930-е годы в Великобритании, а затем получили распространение во всём мире. В 1952 году спортивные танцы были включены в программу чемпионатов мира и Европы. В течение первых 10 лет на всех крупных международных состязаниях побеждали фигуристы Великобритании. В программу зимних Олимпийских игр танцы на льду были включены с 1976 года.
Расцвет (1960—2000). В 1961 году случилась трагедия: вся сборная США погибла в авиакатастрофе. Это положило конец доминированию США в фигурном катании. Революцию в танцах на льду совершили брат и сестра чехи Ева Романова и Павел Роман. Они предпочитали танцевать под бурные латиноамериканские ритмы; их постановки на то время звучали вызывающе, но они сумели отстоять свои творческие взгляды, став 4-кратными чемпионами мира (1962—1965). С появлением телевидения возник парадокс: обязательные фигуры были крайне скучной дисциплиной, телевизионщики предпочитали показывать произвольную программу. Нередко встречалась ситуация: фигурист получал огромный отрыв на обязательных фигурах (которые давали 60 % очков), откатывал невзрачную произвольную программу и становился победителем, обходя «любимцев публики». В 1968 году произошёл первый шаг: стоимость обязательных фигур снизили до 50 %. В 1972 году добавилась короткая программа, дававшая 20 %. К 1990 году обязательные фигуры, короткая программа и произвольная программа оценивались уже как 20:30:50. С 1991 года обязательные фигуры упразднили окончательно. Сложность программ повышалась стремительно: Белоусова и Протопопов продемонстрировали новые варианты тодеса; Роднина с Улановым — необычные комбинации прыжков. Стандартным приемом стали тройные прыжки и выбросы. В 1988 году Курту Браунингу был засчитан первый четверной прыжок — тулуп. Практически весь пьедестал почета в парном катании был занят СССР и Россией: Белоусова—Протопопов, Роднина—Уланов/Зайцев, Валова—Васильев, Гордеева—Гриньков, Бережная—Сихарулидзе… В танцах также СССР не было равных: пары Пахомова—Горшков, Линичук—Карпоносов и Бестемьянова—Букин принесли советской стране много первых мест.
В женском катании «правила бал» школа Ютты Мюллер, давшая таких спорсменок, как Зайферт, Петч и Витт. В 1990-е на время вернули свои позиции США. Больше всего чемпионских титулов среди мужчин было за США и Канадой: Хамильтон, Орсер, Бойтано, Браунинг, Стойко. В постсоветские годы успех пришёл к тренеру Алексею Мишину, подготовившему таких спортсменов, как Урманов, Ягудин и Плющенко.
Современность (настоящее время). По мнению арбитра С. Бьянкетти, время таких программ, как «Чаплин» Бережной—Сихарулидзе, к сожалению, прошло. Фигурное катание граничит с искусством и поэтому в принципе не может иметь каких-либо объективных показателей, «кто лучше». Когда силы спортсменов близки, часто судьба медали определяется субъективным решением одного-двух судей. В такой ситуации нередки сговоры. Один из них был раскрыт на Зимних Олимпийских играх 2002. Это стало толчком к появлению Новой судейской системы. Эффект оказался двояким: с одной стороны, был положен конец «подсечкам» через весь каток; даже короткие перебежки спортсмен старается превращать в маленькую дорожку шагов. С другой — исчезла театральность, программы разных участников стали всё больше похожи друг на друга: спортсмены предпочитают выполнять не красивые и необычные фигуры, а те, за которые дают больше очков. Хотя в Новой системе оценок существуют неофициальные рекорды, большого смысла они не имеют: все 2000-е годы система отрабатывалась и балансировалась. В мужском катании первые места занимали Евгений Плющенко, Стефан Ламбьель и Бриан Жубер. На олимпиаде-2010 сенсационно выиграл американец Эван Лайсачек. В женском — Ирина Слуцкая, Мики Андо, Ким Ён А и Мао Асада. В парном катании заслуженные победы получала пара Тотьмянина—Маринин; также можно отметить китайцев Пан Цин—Тун Цзянь, Шэнь Сюэ—Чжао Хунбо и интернациональную пару Савченко—Шолковы. Наиболее титулованная из танцевальных пар последнего времени — Навка—Костомаров. Несмотря на то, что сегодня большая часть видов спорта профессионализовалась, ИСУ всё ещё сохраняет любительский статус соревновательного катания. В чемпионат мира и Олимпийские игры профессионалам вход запрещён. В 2010 году Плющенко был дисквалифицирован за профессионализм.
История проведения чемпионатов мира по фигурному катанию
Чемпионат мира по фигурному катанию - ежегодное соревнование по фигурному катанию, организуемое Международным союзом конькобежцев (ИСУ). Первый официальный чемпионат мира по фигурному катанию состоялся в 1896 г. в Санкт-Петербурге. В нем приняли участие четыре фигуриста из трех стран: Гильберт Фукс из Мюнхена, австриец Густав Хюгель и два русских фигуриста из Петербурга - Георгий Сандерс и Николай Подусков. Золотую медаль и звание первого чемпиона мира по фигурному катанию на коньках завоевал Гильберт Фукс. В первом чемпионате мира принимали участие только мужчины. В 1897 г. на Конгрессе ИСУ, который состоялся в Стокгольме, были приняты правила по проведению соревнований по фигурному катанию на коньках. Согласно первым правилам, соревнования по фигурному катанию состояли из одиночного катания (только для мужчин), парного катания (двое мужчин или две женщины или один мужчина и одна женщина) и группового катания. Состав группы был идентичен парному катанию. Одиночное катание состояло из двух частей: обязательных фигур и произвольного катания. Фигуристы должны были исполнить шесть обязательных фигур (каждую из которых на правой и на левой ноге) в соответствии с программой соревнований. В парном и групповом катании фигуристы исполняли только произвольную программу.
В период 1896-1914 гг. некоторые чемпионаты проводились на естественном льду. Иногда организаторы вынуждены были отменять их из-за погодных условий, так как не было льда. Поэтому возникла необходимость начать проводить чемпионаты на естественном, но закрытом катке, либо искусственном льду. В 1898 г. чемпионат мира по фигурному катанию впервые проводился на закрытом катке в Лондоне, который именовался "Цирк Хенглера", а позднее - "Палладиум". Победил на этом чемпионате Хенниг Гренадер (Швеция). После первого чемпионата мира, в котором приняли участие русские фигуристы Сандерс и Подусков, прошло шесть лет, когда фигуристы из России снова вернулись на мировую арену. В 1903 г. в чемпионате мира в Петербурге выступал Николай Панин-Коломенкин, который занял 2-е место. Затем в 1909 г. в Стокгольме на чемпионате мира участвовал Теодор Датлин, он был последним из пяти выступавших фигуристов. В 1913 г. Иван Малинин в Вене показал четвертый результат, а в 1914 г. Сергей Вандервлит, так же как Датлин, занял последнее, 13-е место.
Затем последовал большой перерыв и только в 1958 г. после большого перерыва фигуристы СССР стали участвовать в чемпионатах мира. Сразу три фигуриста: Лев Михайлов, Валентин Захаров и Игорь Персианцев выступили в 1958 г. в Париже и заняли 17-е, 20-е и 21-е соответственно. В 1975 г. чемпионат мира впервые выиграл советский фигурист Сергей Волков, победивший Владимира Ковалева, который занял 2-е место и получил серебряную медаль.
Звание самого титулованного отечественного фигуриста принадлежит Алексею Ягудину, четырехкратному чемпиону планеты. Его соперник на протяжении многих лет Евгений Плющенко пока является обладателем трех титулов чемпиона мира. В самые первые годы проведения чемпионатов мира женщины на них не допускались, хотя местные соревнования, в которых участвовали и женщины и пары, начали проводиться в 1870-х гг. Одной из причин не участия женщин была одежда, которая не позволяла выполнять сложные движения произвольной программы. Кроме того, правила для одиночного катания в то время лимитировали участие женщин в чемпионатах. Разрешалось участвовать только мужчинам. В 1905 г. Конгресс ИСУ после сильного лоббирования со стороны национальной ассоциации Англии утвердил отдельный чемпионат мира для женщин, но даже после этого чемпионат мира не получил полного признания и назывался Чемпионат ИСУ, без слова "мировой", которое относилось только к чемпионатам среди мужчин. Такая ситуация сохранялась до 1924 г.
Первый чемпионат среди женщин состоялся в 1906 г. в Давосе. Победителем была Меджи Сайерс (Великобритания). В 1914 г. впервые от России в чемпионате принимала участие Ксения Цезарь, занявшая 7-е место из девяти. Исторические материалы свидетельствуют о том, что женщины, представляющие СССР, появились на чемпионатах мира только в 1962 году. Татьяна Немцова стала первой советской фигуристкой, которой доверили право выступить на чемпионате мира 1962 г. в Праге, где она заняла 20-е место. Первой советской медалисткой чемпионатов мира стала Елена Водорезова, завоевавшая в 1983 г. бронзу. В последующие два года серебряные медали выигрывали Анна Кондрашова и Кира Иванова. Настоящий прорыв произошел во второй половине 1990-х гг. с появлением Ирины Слуцкой и Марии Бутырской. Бутырская в 1999 г. стала первой российской чемпионкой мира в истории, а Слуцкая носит звание самой титулованной отечественной фигуристки. В активе Ирины два золота, три серебра и одна бронза чемпионатов мира. В 1952 г. в мировое первенство были включены танцы на льду. Первыми отечественными чемпионами мира в танцах на льду стали Людмила Пахомова и Александр Горшков, завоевавшие золото в 1970 г. Именно этот дуэт является самым титулованным в истории танцев льду: шесть золотых наград чемпионатов мира. Победную поступь Пахомовой и Горшкова продолжили Наталья Бестемьянова и Андрей Букин, а также Оксана Грищук и Евгений Платов. В 1965 г. советские спортсмены Людмила Белоусова и Олег Протопопов стали чемпионами в парном катании. Впоследствии Белоусова и Протопопов выиграли еще три чемпионских титула, а в 1969 г. эстафету подхватила Ирина Роднина, которая вначале с Алексеем Улановым, а потом с Александром Зайцевым 10 раз становилась лучшей фигуристкой мира.
Чемпионаты мира по фигурному катанию не проводились во время первой (1915-1921) и второй (1940-1946) мировых войн. В 1961 г. чемпионат мира был отменен из-за авиакатастрофы под Брюсселем. На самолете, который летел из Нью-Йорка в столицу Бельгии, находилась сборная США по фигурному катанию. Все спортсмены погибли, и из-за трагедии было принято решение отменить соревнования, которые должны были пройти в Праге.

Виды
В фигурном катании принято выделять 5 основных направлений:
женское одиночное катание
мужское одиночное катание
парное фигурное катание
групповое синхронное катание
спортивные танцы
Женское и мужское одиночное катание . Спортсмен в одиночном катании демонстрирует владение основными элементами - шагами, вращениями, спиралями, прыжками. Уровень фигуриста определяется количеством, качеством и сложностью выполняемых элементов. Важным показателем при оценке спортсмена является также чувство ритма, пластичность, грациозность и артистизм. Соревнования осуществляются в два этапа. Первый этап представляет собой короткую обязательную программу, второй - произвольную.
Парное фигурное катание . В этом виде катания к основным составляющим добавляются специальные элементы, такие как поддержки, выбросы, подкрутки, тодесы, параллельные и совместные вращения. В парном катании на первый план выходит умение партнеров синхронно и качественно исполнять все движения, чтобы показать единство действий. Как и в одиночном катании соревнования пар проходя в два этапа.
Синхронное фигурное катание . Данный вид спорта является самым молодым среди направлений фигурного катания. Команда может состоять как из женщин, так и из мужчин. Обычно в состав команды входит от 16 до 20 человек. Техника исполнения элементов такая же, как и при одиночном катании. Группа должна синхронно и красиво выполнить несколько обязательных элементов, таких как линия, круг, пересечения, колесо, блоки. Запрещаются прыжки более чем в один оборот, поддержки, спирали и пересечения.
Спортивные танцы . Основной акцент в данном направлении фигурного катания приходится на танцевальные движения. Здесь практически отсутствуют выбросы и прыжки, не допускается продолжительное разъединение партнеров. В таком виде фигурного катания важно правильно подобрать костюмы фигуристов, музыку, придумать привлекательный образ для пары. Спортивные танцы на льду - одно из самых зрелищных и красивых направлений. Современные соревнования предусматривают исполнение парой короткого обязательного танца, а также произвольного танца.
Особенности фигурного катания . Фигурное катание - сложный и травмоопасный вид спорта. Для достижения профессиональных целей, начинать заниматься следует в возрасте 4-5 лет. Однако, в каждом индивидуальном случае бывают отступления от нормы.
Даже если Вы научились кататься в зрелом возрасте, у Вас также есть шанс выступить на соревнованиях. Существуют неквалификационные чемпионаты для тех, кто по каким-либо причинам не может участвовать в квалификации. Но даже если соревнования Вас не интересуют, в любом случае, фигурное катание может стать любимым и приносящим радость и здоровье увлечением. Ведь этот вид спорта дарит не только быстроту реакции, грациозность и осанку, но и массу позитивных эмоций.


Основная идея фигурного катания заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов под музыку