Русские коньки. История создания ледовых коньков. Кто завез коньки в Россию

Сообщает: по свидетельствам античных историков, самыми древними конькобежцами были киммерийцы, катавшиеся на костяных коньках по поверхности замерзшего днепровского лимана. Костяные коньки использовались несколько веков спустя. Так в XII веке монах Стефаниус, автор «Хроники знатного города Лондона» писал: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда. Одни, шагая как можно шире, просто быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…»

Средневековые костяные коньки, Museum of London
via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Medieval-skates-London.jpg

2.

Пара коньков, сделанных из кости, 11 век / A pair of 11th century ice skates made from horse metacarpal bones.
По ссылке на изображении откроется файл 2,768 × 1,600 pixels, file size: 1.3 MB
via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:BoneSkatesBedfordMuseum.JPG

3.

Коньки из кости / Eiríksstaðir. Ice skaters made of bone.
По ссылке на изображении откроется файл 2,560 × 1,920 pixels, file size: 1.68 MB
via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Eir%C3%ADkssta%C3%B0ir_-_Schlittschuh_auf_Knochen.jpg

В 13 веке в Голландии и Исландии в технологии изготовления коньков произошли изменения. Кости животных заменили металлом и деревом. Металлические заточенные полоски стали вставлять в деревянные бруски. С начала 18 века деревянные бруски постепенно стали заменять на стальные трубки.

4.

Старинные голландские коньки. via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Oude_schaats_uit_Nederland..JPG

5.

Старинные коньки из Финляндии / Old skates. Picture taken on the Kylmäpihlaja lighthouse island in front of town Rauma, Finland
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Old_skates_at_Kylm%C3%A4pihlaja_lighthouse.jpg

6.

Коньки, Америка, середина 19 века узей Метрополитен / 1840-59 г.г.. Culture: American Medium: leather, wood, metal Dimensions: 113 in. (287 cm). Credit Line: Brooklyn Museum Costume Collection at The Metropolitan Museum of Art.
http://www.metmuseum.org/collections/search-the-collections/80096269

В 50-60-х годах 19 века повальное увлечение коньками пришло и в Соединенные штаты. Коньки из Метрополитен - сделаны по старинной голландской конструкции, неизменной на протяжении сотен лет.

7.

Коньки года и века не понятного. via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Heulenaars.jpg

Одной из проблем было крепление конька к обуви. В исторических хрониках рассказывается о Петре I, который поразил голландцев своим неординарным решением: он привинтил коньки прямо к сапогам и лихо заскользил к верфи, где проходил стажировку. По возвращении в Россию, он приказал наладить производство коньков в Туле. Со смертью Петра увлечение коньками сошло на нет, тем не менее сто лет спустя Пушкин отмечал, «как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих ровных рек».

8.

Различные коньки из музея немецкого города Санкт-Блазиен / Sankt Blasien
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:StBlasien_Schlittschuhe.jpg

В Соединенных штатах в 1848 году изобретателем из Филадельфии были запатентованы прочные коньки с цельнометаллической подошвой.

9.

Advertisement from the Boston Almanac, 1864
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:1864_skate_BostonAlmanac.png

В 1842 году лондонец Генри Кирк залил первый каток. К природным местам зимнего катания добавились рукотворные.

Коньки в живописи


10.

Иероним Босх (около 1450-1516)Трипти Сад земных наслаждений, между 1480/90 и 1510.
Правая створка, деталь
Дерево, масло. 389×220 см Музей Прадо, Мадрид

В зимних пейзажах малых голландцев люди на коньках занимают почетное место. Ограничусь одним художником.

Для примера - три работы голландца Хендрика Аверкампа (1585-1634), мастера зимнего пейзажа. В раннем детстве его семья поселилась в Кампене (провинция Оверэйссел), где его отец содержал аптеку. Хендрик Аверкамп от рождения был немым, отсюда и его прозвище (Stomme Campen, немой из Кампена). Аверкамп в своем творчестве специализировался на зимнем пейзаже, став известнейшим живописцем этой темы в европейском искусстве. Художник органично сочетал пейзаж с жанровыми сценами, изображал досуг граждан. В Пушкинском музее есть его зимний пейзаж.

11.

По ссылке на изображении откроется файл 4,083 × 2,670 pixels, file size: 2.77 MB. vi http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hendrick_Avercamp_-_Skating_Scene_-_Google_Art_Project.jpg
Хендрик Аверкамп 1620-е годы, масло, 240х380 мм, ГМИИ им.Пушкина, Москва.

12.

По ссылке на изображении откроется файл 10,718 × 5,438 pixels, file size: 20.18 MB. via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hendrick_Avercamp_-_A_Scene_on_the_Ice_-_Google_Art_Project.jpg
Хендрик Аверкамп. Сцена на льду, около 1625 года, масло, доска, 39.2 х 77 мм, National Gallery of Art, Washington, D.C.

13.


via по ссылке на изображении картинка 4271×4226 px, file size 5,7 Mb, отсюда http://gallerix.ru/album/National-Gallery-London-3/pic/glrx-444597196
Хендрик Аверкамп. Зимняя сцена около замка.

Источники - внутри текста.

Ранее по зимней теме и про малых зимних голландцев: Игра в снежки в Европе, в 14-17 веках:

На коньках по замерзшим рекам рассекали, по-видимому, еще киммерийцы. И было это порядка 3200 лет назад в Северном Причерноморье. В 1967 году археологи нашли на берегу реки Южный Буг, что неподалеку от Одессы, самые древние на сегодняшний день коньки - они были сделаны из костей домашних животных и крепились к ногам при помощи кожаных жгутов. А катались на них как на лыжах - отталкивались при помощи деревянных палок. Но можно ли приписывать изобретение коньков доскифским племенам, сказать сложно, потому что подобные приспособления были и у других народов.

К примеру, у древних китайцев, которые, правда, вместо костей использовали свой любимый бамбук. А по мнению итальянских исследователей Федерико Ферменти и Альберто Минетти, рассчитавших энергетические затраты на передвижение по глубокому снегу и льду, костяные коньки были в ходу и у жителей современной Финляндии еще 3000 лет назад. По мнению тех же ученых, пользовались спросом они и у древних жителей нынешней Германии. Костяные «лезвия» находят на раскопках древнего Новгорода, Старой Руссы и Старой Ладоги. Это означает, что славяне тоже охотно использовали быстроходные «кости», а вот жители Сибири крепили к ногам моржовые бивни. В первую очередь, вероятно, это делалось не из любви к потехе, а для увеличения скорости передвижения в зимнее время.

Но особым почетом коньки пользовались в Голландии и Англии. Правда, было это уже в Средние века - именно с тех времен сохранилось множество находок и письменных свидетельств использования коньков. В XII веке автор «Хроники знатного города Лондона» монах Стефаниус писал: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда. Одни, шагая как можно шире, просто быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица или копье, пущенное из баллисты…» Ценой за такие развлечения были сломанные ноги, руки и ребра.

В XIII веке в Голландии и Исландии догадались, наконец, делать лезвия коньков не из плохо скользящих и слабо управляемых костей животных, а из деревянных брусков, к которым крепили ножи - заточенные металлические (железные или бронзовые, стали в те времена, конечно, не было) полоски. По старинке они крепились к обуви кожаными ремнями, а вот палки можно было выбросить, ведь для того, чтобы придать себе ускорение, отныне достаточно было лишь оттолкнуться ногой. Поэтому коньки все больше используют не только для передвижения, но и «как роскошь» - для зимней забавы. Особенно повезло странам, которые имели множество каналов и рек, замерзавших в стужу.

Об этом наглядно свидетельствуют работы голландского художника Хендерика Аверкампа, написанные в начале 1600-х годов и изображающие веселых жителей Нижних Земель, лихо скользящих по льду, а некоторых - с подобием хоккейных клюшек в руках. Именно такой увидел Голландию Петр I во время своей знаменитой поездки по Европе в конце все тех же 1600-х. И, помимо прочих новшеств, привез с собой в Россию европейские коньки, приказав наладить их производство в Туле. Считается даже, что именно великий реформатор первым додумался приколачивать коньки сразу к обуви, а не привязывать шнурами. В исторических хрониках рассказывается о том, как Петр привинтил лезвия к своим сапогам и бодро заскользил «в сторону верфи, где проходил стажировку». Кстати, в те времена на длинных загнутых носках коньков мастера часто вырезали фигуры коней. Катание от этого удобнее не становилось, но красиво же! От этих коней и произошло слово «коньки».

После смерти «русского Гамлета» увлечение коньками на Руси, понятное дело, сошло на нет. Но уже через сто лет Пушкин писал «как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих ровных рек». Впрочем, как можно догадаться, «ровные стоячие реки» были отнюдь не ровными и причиняли конькобежцам массу неудобств. И в 1842 году некий лондонец по имени Генри Кирк залил первый каток - поверхность его была гладкой и риск провалиться под воду был минимален. А в январе 1889 года в Амстердаме прошел первый в истории чемпионат мира по конькобежному спорту. Особенно приятно, что выиграл в нем вовсе не голландец с потомственной страстью к катанию, а российский конькобежец по имени Александр Паншин. Кстати, именно ему приписывают изобретение беговых коньков, в которых убран мешающий развивать скорость передний завиток и удлинено лезвие (тоже для увеличения скорости). А в 1892 году некий норвежец Х. Гаген еще больше усовершенствовал беговой конек, впаяв лезвие в трубку.

И тут понеслось. В 1908 году фигурное катание (появившееся официально в 1871-м) стало первым зимним видом спорта, вошедшим в программу Олимпийских игр. Тогда же шведский фигурист и первый в мире чемпион по фигурному катанию на Играх в Лондоне Ульрих Сальхов предложил делать на передней части лезвия зазубрины - для лучшего торможения. В 1914-м американский производитель клинков Джон Штраус изобрел первый в мире закрытый стальной носок для конькобежных ботинок, чтобы усилить жесткость и обезопасить ногу. На протяжении всего прошлого века коньки меняли форму лезвия, то укорачивая его, то удлиняя. К примеру, в конце 1950-х хоккеисты называли свои коньки «спотыкачками», потому что гонять шайбу на них было не очень удобно - они больше напоминали фигурные из-за почти прямого угла лезвия. Зато в 1990-х появился принципиально новый вид коньков - удобный для быстрого бега. Их прозвали «шлепанцы» - из-за «отрывающейся» пятки. А в 1994-м на Олимпийских играх в Лиллехаммере мир увидел «утюги» - коньки на сплошном лезвии, которые докатили экс-чемпиона мира по бегу на коньках голландца Ринтье Ритсма до бронзовой медали (чем он остался недоволен, поэтому уже в следующей дистанции надел свои старые коньки - с отверстиями в лезвиях).

Подвидов современных коньков очень много, а вот видов всего шесть: прогулочные, прогулочные для туризма (отличаются от первых более длинным и к тому же сменным лезвием; легко заменяются на лыжи), коньки для шорт-трека, конькобежные, хоккейные и коньки для фигурного катания.

https://www.moya-planeta.ru/travel/view/istoriya_veshhej_konki_43716/
Это копия статьи, находящейся по адресу

В конце XVII века приехал в Голландию русский плотник Петр Михайлов. Он старался ничем не отличаться от других мастеров. Жизнь вел самую обычную - изучал корабельное дело, ходил закупать припасы на обед, а в отсутствие хозяйки сам готовил еду. В свободное время с удовольствием бегал на коньках по льду. В то время коньки каждый раз привязывали ремнями к сапогам. Это скучное занятие быстро надоедало плотнику, и он просто наглухо прибил коньки к подошвам.

Вскоре вокруг плотника стали собираться любопытные, но отнюдь не из-за его выдумки - на коньки мало кто обращал внимание.

Голландцы, бывавшие в России по торговым делам, «опознали» в плотнике русского царя Петра I и рассказали об этом. Вот какую запись оставил в своем дневнике любознательный голландец Яков Номен - персонаж романа А. Н. Толстого «Петр Первый»: «Царю не более недели удалось прожить инкогнито; некоторые, бывшие в Московии, узнали его лицо. Молва об этом скоро распространилась по всему нашему отечеству. На амстердамской бирже люди ставили большие деньги и бились об заклад, действительно ли это великий царь или только один из его послов».

Прошло более 150 лет, и в Петербург приехал американец Джексон Гейне, который считается отцом современного фигурного катания. Он придумал новое лезвие конька и крепко присоединил его к ботинку. Но когда стал рекламировать свое изобретение, то с огорчением узнал, что оно совсем не ново и настоящим изобретателем следует все-таки считать Петра I.

Старинные японские и европейские коньки.

Каков же возраст коньков? Никто, к сожалению, не даст ответа на этот вопрос. Можно только предположить, что прежде всего они появились там, где было много гладкого льда, в то время как лыжи - в тех местах, где выпадало много снега. Известно одно: уже несколько тысяч лет назад наши предки увлекались катанием на коньках, сделанных из ребер или трубчатых костей крупных животных. Обычно кость распиливали вдоль, шлифовали ее и сверлили несколько отверстий, чтобы привязывать ее к обуви. Это подтверждают раскопки археологов. В Британском музее хранятся коньки, на которых катались несколько тысяч лет назад. Долгое время они считались самыми древними, и родиной коньков слыли Англия и Скандинавские страны. Но недавно в Казахстане были найдены, пожалуй, самые древние коньки на Земле. Относятся они к бронзовому веку. Это тщательно отполированные кости какого-то животного. В носке и конце конька - дырочки для крепления.

Каток XVIII в.

Шло время, менялись форма коньков, способ крепления, материал, из которого их делали. В XVII-XVIII веках коньки изготавливали из дерева, а снизу и спереди обивали железом.

А почему, собственно говоря, «коньки»? Откуда такое название? «Коньки» - слово чисто русское. Оно образовалось от слова «конь» - переднюю часть коньков часто украшали головой коня. Вот и получилось название предмета по его украшению - несущие нас вперед маленькие кони. Кстати, слово «конек» имеет и другое значение. Конек или князек, конь, князь - верхнее ребро, гребень крыши. В русских постройках конек сверху для большей прочности покрывали толстым выдолбленным бревном. Оно называлось «охлупень», а выходящий на фасад его конец вырезался в виде коня или боевой птицы.

В наши дни коньки с легкой руки Петра I наглухо прикрепляют к обуви. Фигурные - с помощью винтов, а хоккейные и беговые - с помощью заклепок.

Разновидностей коньков достаточно много. Для тех, кто только приобщается к этому виду спорта, подойдут «снегурочки» - они устойчивы. Если же вы любите скорость, нужны коньки легкие, с длинным тонким лезвием - беговые. Хоккеисты пользуются двумя типами коньков: для русского хоккея и хоккея с шайбой. У первых лезвия немного короче, чем у беговых, а у вторых - слегка изогнуты. Это не случайно: во время напряженной, скоростной игры на этих коньках легче маневрировать на льду. Особые коньки у фигуристов - спереди зубчики, а лезвие заточено желобком.

Но какими бы удобными ни были коньки, они могут «подвести», если лед окажется плохим. Мастеров по приготовлению льда на больших катках называют ледоварами. Приготовить хороший лед - и наука, и искусство. Вот как, например, заливают беговую дорожку. Делают это, как правило, ночью, когда мороз покрепче.

Заливочная машина проходит первый круг, затем делает остановку, чтобы образовалась ледяная корочка. Потом снова в путь, а он не близкий. Чтобы получить 20-сантиметровый слой льда, машине нужно проехать по кругу 800 раз - 320 километров!

Для хоккейного поля лед готовят иначе: сначала поле засыпают снегом, а затем укатывают. И только после этого льют воду. Кроме всего прочего, лед «гранят» - строгают, шлифуют, заливают горячей и холодной водой. Все зависит от мастерства и опыта ледоваров. Ведь надо учесть и состояние льда, и температуру воздуха, и наличие осадков, и многое другое.

Работу ледоваров значительно облегчило появление холодильной техники. Первый каток из искусственного льда был сооружен в 1876 году заводом холодильных машин «Челси» в США. К концу века ледовыми аренами обзавелись Париж, Лондон и другие города мира.

Но есть коньки, на которых можно кататься, не думая о состоянии льда. Потому что он не нужен вообще. Зато нужны особые коньки - роликовые. Они, кстати, не так молоды, как кажется. Им более 200 лет. История их демонстрации публике и смешная, и грустная. Изобрел роликовые коньки мастер музыкальных инструментов. Он жил в Лондоне. Чтобы привлечь внимание к своей выдумке, он как-то въехал на них на пышный бал-маскарад, играя на скрипке, однако вовремя затормозить не смог. В результате... скрипка сломана, разбито огромное зеркало, а сам выдумщик серьезно порезался.

Странные бывают порой повороты в истории изобретений. Казалось бы, после такой «премьеры» репутация роликовых коньков навсегда подорвана. Но недлинная дощечка с колесиками, которая крепится к обуви ремешком, начала завоевывать мир. С середины прошлого века в Европе и Америке строят залы и мощеные площадки для катания на роликах. Не отстает от Европы и Россия. Однако поначалу «роликобежцы» появляются только на ярмарочных аренах да выступают в эстрадных ревю. Но вот на новые коньки встали спортсмены, потом балетные артисты. Ну как от них могли отстать вездесущие мальчишки, тем более если они «при деле»?

Роликовые коньки XIX в.

На роликовых коньках носились по улицам американских городов мальчишки-газетчики, новшество быстро освоили и письмоносцы, и курьеры - люди нередко почтенного возраста. Во многих странах большую часть рабочего дня на роликах стали проводить служащие аэропортов, ткачихи при обслуживании станков, рабочие крупных сборочных цехов, экскурсоводы в музеях. Если вам удастся посетить Лувр - такие коньки могут предложить и вам.

Современные роликовые коньки.

Очень скоро оказалось, что катание на коньках-роликах не только приятно, но и полезно. Оно способствует развитию координации, совершенствует вестибулярный аппарат. Пользоваться роликами может практически каждый, и возраст здесь абсолютно ни при чем. Чтобы кататься на них, сохраняя равновесие, не надо никакой специальной подготовки.

Но ролики не так безобидны, как кажется на первый взгляд. Например, в 1978 году - году роликового бума в Америке - в больницах оказались 93 тысячи юношей и девушек с переломами рук и ног. И это благодаря простым пока роликам, на которых не использовались специальные средства для увеличения скорости. А таких средств немало. Вот только некоторые из них.

1906 год. Франция. В одном из парижских парков испытаны моторизованные роликовые коньки. Каждый конек имел свой миниатюрный одноцилиндровый бензиновый двигатель с бензобаком и аккумулятором.

1915 год. США. Изобретены колесные коньки, которые движутся при помощи небольшого электрического мотора, а аккумулятор прикрепляется к широкому поясу.

1980 год. ФРГ. Усовершенствованы моторизованные коньки, их мотор стал более миниатюрным, управление осуществляется с помощью специального привода.

1983 год. Франция. По асфальту на роликовых коньках катит юноша. В руках у него вентилятор. Сила тяги такова, что увлекает вперед человека.

Сравнительно недавно в Америке роликовые коньки превратились в «доску на колесах». Катание на ней требует большой смелости и ловкости. Может быть, поэтому она так быстро завоевала популярность у молодежи во всем мире? По новому виду спорта уже проводятся соревнования, на тротуарах и асфальтированных площадках часто можно видеть ребят, ловко балансирующих на стремительно мчащихся досках на колесиках - скейтах...

Знаешь ли ты?

  • Другое название - цедрат (Citrus medica). Растение рода Citrus семейства рутовых. Родина - Индия и Южный Китай
  • Лимон - вечнозеленое плодовое дерево семейства рутовых, в дикорастущем виде лимон сейчас не встречается. Небольшое вечнозеленое дерево с пирамидальной
  • В детстве я очень любила смотреть с родителями фигурное катание. И если мама сопереживала неудачам спортсменов, пестрила какими-то специфическими терминами, обозначающими элементы, которые исполняли фигуристы, то я, маленькая девочка, во все глаза рассматривала костюмы выступающих девушек. Блестящие платья, совсем как у настоящих принцесс, и прыжки-взлеты - как по волшебству. Магия фигурного катания до сих пор живет в той маленькой девочке, которая просыпается в уже взрослом человеке, когда в поле моего зрения попадает этот вид спорта. И, мне кажется, что если театр начинается с вешалки, то фигурное катание - с коньков.

    Как человеку впервые пришла в голову идея катания на льду - неизвестно. Возможно, что некий киммериец (а именно представителям этого кочевого народа историки приписывают создание прообраза современных коньков) вышел однажды на улицу, и на месте привычной водной глади протекающей рядом с домом реки эту самую гладь и не увидел. Собственно, гладь была, но поменяла свою структуру: плыть невозможно, а идти пешком - скользко. Как быть нашему киммерийцу? Ведь ему срочно нужно было попасть по своим кочевым делам на другую сторону реки! Почему он не воспользовался для этой цели более привычным для него способом - нам никогда не узнать. Может, этот киммериец обладал натурой истинного изобретателя? Иначе бы ему не пришло в голову создать первые в мире костяные коньки, чтобы быстро и легко передвигаться по замерзшему Днепровскому лиману.

    Подобные киммерийским, костяные коньки использовались и гораздо позднее: по упомянутому лиману конькобежцы передвигались на них еще в VIII-VII веках до нашей эры, а европейцы катались примерно на таких же в XII веке. Об этом есть упоминание в «Хронике знатного города Лондона»: ее автор, монах Стефаниус, пишет о катающихся так:

    Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда. Одни, шагая как можно шире, просто быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…

    Сложно представить мастерство этих «других», которые ухитрялись кататься на костях. Предложить сейчас такое средство передвижения современным спортсменам - думаю, они в лучшем случае покрутят кости с ремешками в руках, а в худшем - просто откажутся брать их в руки. Впрочем, они могут заинтересоваться иными вариантами: например, на Севере умельцы для изготовления коньков использовали моржовые бивни, а в Китае, за неимением оных, брали для той же цели бамбук. Катались по тому же принципу, отталкиваясь ото льда бамбуковыми палками. Первым конькобежцам была доступна не только прямая техника катания: они могли двигаться и вбок, с проскальзыванием. Современные техники становятся доступны только с появлением стальных коньков, которые не скользили по льду, а резали его благодаря остро заточенным кромкам.

    В XIII веке на смену берцовой кости приходит дерево. В деревянный брусок вставляли заостренную с одной стороны металлическую полоску, и на такой вот конструкции скользили по льду. Только к XVIII веку коньки становятся полностью металлическими, причем форма их была такой, как желал сам заказчик. Желающий покататься рисовал примерный эскиз, и приходил с ним к кузнецу. Тот оценивал сложность работы, называл цену, и, если заказчик и исполнитель были довольны условиями друг друга, то в скором времени будущий конькобежец получал готовую продукцию. Отсюда и разница во внешнем виде коньков: изготовленные по индивидуальным чертежам, они практически не повторялись. Кто-то предпочитал, чтобы носок его конька был плавным и аккуратным, кто-то, наоборот, желал получить коньки с лихо закрученной спиралью, а иные, идущие на поводу своего эстетического чувства, просили украсить их «транспорт» по корабельному типу. Чаще всего на носках появлялись миниатюрные лошадиные головы, которыми украшали нос кораблей. Может, отсюда и произошло их современное название - «коньки»?

    Украшения были разнообразными, а вот форма, как и способ крепления, - стандартными. Так, Петр I, прибыв в Европу, не просто наблюдал за развлечением европейцев, но и пожелал сам к нему присоединиться. Однако местные конькобежцы, привязав лезвия к обуви на время катания веревкой, после него отвязывали коньки и продолжали свой путь в тех же сапогах или ботинках. Петр счел это весьма неудобным, и намертво привинтил выданную ему пару к своей обуви. Конечно, он же царь - у него сколько угодно пар запасных сапог, к любым из которых можно прикрутить коньки. Покатался от души, и убрал в темный угол до следующей зимы, чтоб глаза не мозолили. Европейцы же не оценили благородной идеи своего царственного гостя, и продолжили привязывать свои коньки веревками.

    Когда Петр I вернулся домой, то одним из первых его распоряжений была организация собственного производства коньков, которое в скором времени и было налажено на тульских заводах. Московская и петербуржская знать быстро заинтересовалась новинкой (допускаю, что не по своей воле, потому что после смерти монарха увлечение потеряло свою популярность, а показные катания на радость новатору были всего лишь попыткой подлизаться). Вскоре на застывших реках и озерах раздавался веселый шум, идущий от развлекающихся горожан. Сохранилось даже воспоминание о том, как москвичи, современники Петра, приняли европейскую забаву:

    Москвитяне усердно учились кататься на коньках, причем они неоднократно падали и сильно ушибались. А так как они по неосторожности иногда катались по тонкому льду, то некоторые из них проваливались по шею в воду. Между тем они отлично переносили холод и потому не торопились надевать сухое платье, а продолжали кататься еще некоторое время в мокром. Затем уже переодевались в сухое платье и снова отправлялись кататься. Этим они занимались так ревностно, что делали успехи, и некоторые и них могли отлично бегать на коньках…

    Может, действительно увлечение москвичей катанием на коньках было показным, из страха прогневить вспыльчивого правителя, но большей части развлечение пришлось по душе. Несмотря на его спад после смерти Петра I, век спустя Пушкин отметил, как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих ровных рек. Немного забегая вперед, скажу, что упомянутое Пушкиным «зеркало» было не таким уж гладким, и его неровность доставляла конькобежцам немало неудобств, однако первый каток появился только в 1842 году: его залил житель Великобритании Генри Кирк.

    А что Европа? А там - в частности, первопроходцами оказались шотландцы - в 1604 году открылся первый конькобежный клуб, участники которого даже устраивали соревнования. Их суть состояла не просто в забеге на определенную дистанцию: по пути еще нужно было перепрыгнуть через три шляпы, уложенные на пути конькобежца, и подобрать одну монетку. Ну и, разумеется, прибыть к финишу первым. Приз, за исключением шляп, доставался победителю, а потому азартные шотландцы имели хоть малую, но все же мотивацию в финансовом плане. Норвежцы пошли еще дальше: именно там, в 1888 году, появились первые тонкие лезвия, благодаря чему беговые коньки можно было назвать уже профессиональными. Однако в борьбе за звание мирового чемпиона по конькобежному спорту в классическом многоборье, развязавшейся в 1889 году, стал вовсе не норвежец, а потомок тех самых московитов, которые еще не так давно впервые встали на коньки - Александр Паншин. Примерно в этот же период основано и Санкт-Петербургское общество любителей бега на коньках.

    XIX век приходит с «подарком» как для любителей, так и для профессионалов конькобежного спорта: целых три новых модели коньков. И трубчатые, и трубчатые, но со вставленным в трубку лезвием, и состоящие из двух отдельных частей, крепящихся друг к другу. Появился прототип современного конька, создателем которого стал знаменитый американский фигурист Джексон Хейнс. Мастера по его индивидуальному заказу создали коньки без всяких трубок, - просто прямое тонкое лезвие, конец которого был круто загнут. Хейнс был настолько уверен в превосходстве выбранной им формы, что выступил в этих коньках перед российской императорской фамилией. По воспоминаниям очевидцев, находившихся 7 февраля 1865 года в саду Таврического дворца, Романовы были восхищены искусством американского конькобежца, который весьма натурально изобразил все затруднения новичка в этом виде спорта, а потом и подробно рассказал, чем помогут ему изобретенные собственно Хейнсом коньки. Похвала венценосного семейства была весьма лестной. Но название «коньки Хейнса» в России не прижилось: у нас эту форму окрестили «снегурками». Их можно увидеть на любой новогодней открытке, сюжет которой развивается вокруг Снегурочки, катающейся на коньках.

    А дальше… дальше коньки развиваются стремительно. Для нескольких видов спорта, в которых они являются неотъемлемой частью снаряжения участника, появились свои формы. Для фигурного катания, для хоккея, для бега и для танцев на льду, и, как апофеоз - роликовые коньки, для тех, кто не желает расставаться с любимым занятием даже в жаркий период.

    Коньки! Для России, как, впрочем, и для всей Европы, это слово имеет особое, почти сакральное значение. На коньках с одинаковым удовольствием катаются богатые и бедные, молодые и старые, юноши и девушки, а уж о том, что «трус не играет в хоккей», известно каждому российскому школьнику. Но, несмотря на бешеную популярность коньков в нашей стране, практически никто не знает историю их появления.

    КОСТЯНЫЕ ГОРБУНКИ

    Если верить археологам, то коньки являются чуть ли не ровесниками каменного топора! Действительно, археологические раскопки подтверждают, что полозья древних коньков были сделаны из костей животных в незапамятные времена. При этом количество и ареал обнаружения находок позволяют говорить о повальном увлечении древнего населения Евразии катанием на коньках! Костяные коньки находили в Нидерландах, Дании, Баварии, Швейцарии, Англии, Норвегии, Швеции и России. Интересно, что порой по конструкции коньков можно сказать, в какой местности их нашли. Так, в Сибири особой популярностью пользовались коньки из клыков моржа, в Китае - из стеблей бамбука, а в Казахстане и вовсе из костей лошади. Одна из самых внушительных коллекций древних коньков сегодня экспонируется в Британском музее. Здесь, например, можно увидеть коньки, на которых катались более 2 000 лет назад!

    А древнейшие из всех обнаруженных археологами коньков были найдены неподалеку от... Одессы. По свидетельству историков, эти костяные коньки принадлежали киммерийцам, населявшим Северное Причерноморье 3 200 лет назад. Правда, ученые относят первое использование коньков к периоду бронзового и даже каменного века. И самое поразительное, что уже тогда коньки имели практически такое же строение, что и сегодня.

    Древние люди брали кость животного, стачивали ее с одной стороны, а с другой делали отверстие для крепления обуви. Правда, праконьки являлись чем-то средним между короткими лыжами и собственно коньками. Их лезвие было длиннее современного, но короче, чем лыжа, и при езде отталкиваться ото льда приходилось все же палками.

    РУССКИЕ - САМЫЕ ДРЕВНИЕ

    Сегодня доказано, что коньки на севере России появились намного раньше, чем в Скандинавии. Раскопки городищ Старой Ладоги, Пскова и Великого Новгорода красноречиво свидетельствуют о наличии у местного населения коньков более 3 ООО лет тому назад. Но, как это часто бывает, русское изобретение официально пришло в Россию с Запада.

    Первое литературное упоминание о коньках принадлежит кентерберийскому монаху. В 1174 году в «Хрониках знатного города Лондона» он писал:

    «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда заниматься спортом на льду. Одни, шагая как можно шире, быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты...»

    Костяные лезвия, прикрепленные к деревянным ботинкам, долго использовали наравне с железными полозьями. Кое-где костяные коньки можно было встретить вплоть до конца XIX века! Особенно упорными в этом вопросе оказались Норвегия и Исландия.

    Хоть на севере России коньки использовали испокон веков, первым официальным конькобежцем нашей страны стал Петр I. Вернувшись из Голландии, он повелел устраивать торжественные катания и даже придумал коньки, где бы лезвие не отделялось от ботинка, как это было прежде. С тех пор многократно менялась форма лезвия и материал ботинка, но суть коньков осталась прежней.

    Во второй половине XIX века конькобежный спорт неожиданно стал одним из самых популярных в мире, особенно в Канаде, Норвегии, Швеции и России - странах, где зима длится чуть ли не полгода. На коньки встали буквально все слои населения, от аристократов до городской бедноты. В нашей стране первый конькобежный клуб был открыт в Петербурге в 1864 году. Сами коньки с цельнометаллическими изогнутыми лезвиями изготовлялись в оружейной столице России - Туле.

    Первая в России организация конькобежцев называлась необычно и весело - «Общество ржавого конька». Впрочем, юмор заключался лишь в названии. Попасть на каток мог только член общества, являвшийся потомственным аристократом, предоставившим серьезные рекомендации от членов «Ржавого конька». Газеты тех лет даже писали: «Лучшие семьи высокопоставленных лиц смело отпускали своих детей на каток Общества».

    УЧЕБНИК В СТИХАХ

    Конечно, настолько древний и популярный вид спорта не обошелся без свода правил. Первая подобная книга увидела свет в Англии в 1772 году. Сегодня она бесценна - сохранилось всего три ее экземпляра. Помимо правил поведения на катке, в фолианте есть практические рекомендации начинающим конькобежцам и фигуристам. Следующий учебник катания на коньках вышел в Германии и прославился лишь тем, что был написан в стихах. А в 1823 году лейтенант английской артиллерии Роберт Джонс написал книгу о коньках, название которой состояло из 24 слов: «Искусство катания, основанное на определенных принципах, извлеченных из многолетнего опыта, при помощи которых эти благородные, полезные для здоровья и приятные упражнения доведены до искусства».

    КЛАССИКИ НА ЛЬДУ

    Много упоминаний о катании на коньках можно встретить у классиков русской литературы - Пушкина, Толстого, Куприна. В Европе главным певцом конькобежного спорта принято считать самого Вольфганга Гете. Великий поэт, беседуя с собратьями по перу, не раз сравнивал изящные рифмы стихотворений с пируэтами фигурного катания. Вальтер Скотт, непревзойденный автор средневековых романов, был настолько очарован коньками, что стал инициатором первых конкурсов по фигурному катанию. Даже известного математика Софью Ковалевскую, профессора Королевского университета в Стокгольме, зимой ежедневно видели на катке! А появлением коротких кокетливых юбок у фигуристок дамы обязаны английской принцессе Мэри. Леди устала подбирать свое платье, катаясь на коньках, и обрезала его по колено.

    МАСТЕР КУЛЬБИТОВ

    Само фигурное катание появилось благодаря американцу Джексону Хейнсу. Он стал первым человеком, выигравшим чемпионат Америки в 1864 году. Но знаменит стал вовсе не своим рекордом, а тем, что первым включил в свое выступление танцевальные и балетные движения. Позднее на выступлениях в Вене зрители стоя аплодировали Хейнсу, искренне недоумевая, как можно на льду выделывать подобные кульбиты. Сам Хейнс умер в 35 лет от туберкулеза, но в Вене была создана школа фигурного катания, продолжавшая развивать его стиль танцев на льду. На ее основе родился Международный союз конькобежцев, который существует до сих пор.

    БУХГАЛТЕР И КОНЬКИ

    Среди отечественных конькобежцев прошлых столетий стоит выделить Николая Александровича Панина-Коломенкина. Дело в том, что профессура университетов в начале XX века почему-то не жаловала спорт вообще и коньки в частности. В связи с этим студент-экономист Коломенкин посещал каток и соревнования под псевдонимом Панин. Когда юноша повзрослел, его взяли на работу инспектором Царскосельского уезда, но, чтобы не испортить отношения с начальством, тот продолжал кататься на коньках под псевдонимом. Больше всего Николая Коломенкина забавляло, когда его патроны обсуждали статьи в газетах о выдающихся успехах пятикратного чемпиона России по фигурному катанию Николая Панина, даже не подозревая, кто им является на самом деле. Инкогнито было раскрыто после того, как Николай выиграл Олимпийские игры 1908 года. В результате Николай был вынужден оставить спорт ради карьеры финансиста.