Физическая культура и спорт как социальные явления. Законодательные основы регулирования сферы физической культуры и спорта Сфера физической культуры и спорта

Важной составной частью государственной социально-экономической политики является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта.

Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта - оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.

Успешное решение поставленных задач в области физической культуры и спорта невозможно без создания необходимой законодательной и нормативной правовой базы. В течение длительного времени на федеральном уровне отсутствовало комплексное законодательное регулирование физической культуры и спорта. Алексеев С.В. Спортивное право России. М.: Юнити, 2011. С.20.

Федеральный закон от 29.04.1999 №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» носил декларативный характер, в нем имелись внутренние несоответствия. Со времени его введения был накоплен определенный опыт применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области физической культуры и спорта.

В связи с тем, что за последнее десятилетие произошли существенные изменения в бюджетном законодательстве, законодательстве о разграничении полномочий, о труде, в том числе в области физической культуры и спорта, возникла необходимость в подготовке новой редакции указанного федерального закона и иных законодательных актов.

За последние годы в развитии законодательства в области физической культуры и спорта произошли серьезные изменения.

30 марта 2008 года вступил в силу новый Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - федеральный закон). Федеральный закон является второй редакцией и третьим по счету законом в истории становления спортивного законодательства в России и направлен на совершенствование государственного регулирования и создание современной законодательной базы в области физической культуры и спорта, соответствующей новому уровню социально-экономического развития. Новости Российского законодательства в сфере физической культуры и спорта. Чиновник. 2011. №5. С. 20.

Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации.

Данный федеральный закон содержит новые подходы к регулированию отношений в области физической культуры и спорта по созданию необходимых условий для развития физической культуры и спорта, физического воспитания населения, подготовки спортивного резерва и сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта для их успешного выступления на международных соревнованиях, в том числе Олимпийских играх.

Федеральный закон подготовлен в соответствии с Конституцией РФ и законами Российской Федерации и направлен на реализацию части 2 статьи 41 Конституции РФ, которой установлено, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта, а также статьи 72 Конституции РФ, в соответствии с которой общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В федеральном законе существенно расширен и уточнен понятийный аппарат, распределены компетенции и зоны ответственности между государством и самоуправляемыми спортивными организациями, созданы экономические и организационные условия для развития как спорта высших достижений, так и массового спорта.

Так, федеральный закон включает в себя:

Систему терминов спортивного законодательства, многие из которых впервые раскрыты на уровне закона (объекты спорта, организатор спортивного мероприятия, спортивная дисквалификация, спортивная федерация, тренер, подготовка спортивного резерва и др.);

Систему принципов спортивного законодательства, обеспечивающих право каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту, запрет дискриминации и насилия в этой области, безопасность жизни и здоровья спортсменов и зрителей;

Перечень субъектов физической культуры и спорта, включающий физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные и спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, оборонные спортивно-технические организации, а также общественно-государственные организации, обеспечивающие проведение соревнований по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта. Кроме этого, к субъектам отнесены образовательные и научные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, и другие организации. Кроме того, в законе разграничены полномочия между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления в области физической культуры и спорта; значительно уточнен правовой статус Олимпийского комитета России, Паралимпийского комитета России, Сурдлимпийского комитета России, Специальной олимпиады России. Предусматривается реализация их уставных задач и программ развития физической культуры за счет собственных источников финансирования, в том числе за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, а также за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке.

Предусматривается деятельность общественного объединения - спортивной федерации. Это созданная на основе членства организация, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд. Спортивные федерации могут быть местными, региональными и общероссийскими. Устанавливаются особенности создания, государственной регистрации и реорганизации спортивных федераций, их права и обязанности, а также требования к содержанию уставов. Так, общероссийские спортивные федерации в установленном настоящим федеральным законом порядке вправе организовывать и проводить чемпионаты, первенства и кубки России в соответствующем виде спорта; осуществлять формирование, подготовку и направление спортивных сборных команд Российской Федерации для участия в международных соревнованиях; разрабатывать с учетом правил, утвержденных международными спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта, а также утверждать нормы, устанавливающие права и обязанности, в том числе спортивные санкции, для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта и др. Новости Российского законодательства в сфере физической культуры и спорта. Чиновник. 2011. №5. С. 21.

Федеральным законом установлены и урегулированы права и обязанности организатора соревнования, а именно: права на телетрансляцию спортивных мероприятий и коммерческие права как важная составляющая ресурсов для развития спорта, в том числе профессионального и детско-юношеского.

В федеральном законе закрепляются такие институты государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта, как признание видов спорта и спортивных дисциплин, Всероссийский реестр видов спорта, Единая всероссийская спортивная классификация, Единый календарный план всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, которые вместе образуют стройную систему.

Разработаны соответствующие юридические нормы, регулирующие основополагающие правоотношения в сфере физической культуры и спорта. В частности, к таковым относятся нормы, регулирующие:

Деятельность в спорте высших достижений, в системе подготовки спортивного резерва по формированию и функционированию сборных команд Российской Федерации;

Взаимоотношения спортсмена и физкультурно-спортивной организации;

Организацию физической культуры и спорта в системе образования, физической подготовки в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и иные специальные виды службы, по месту работы, жительства и отдыха населения, развитие физической культуры и спорта среди инвалидов;

Деятельность, направленную на создание и укрепление материально-технической базы, совершенствование образовательного и медицинского обеспечения физической культуры и спорта. Федеральным законом предусмотрено введение с 1 января 2009 года спортивного паспорта, который является документом единого образца, удостоверяющим принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации и спортивную квалификацию спортсмена. Спортивный паспорт содержит следующие сведения о спортсмене: фамилию, имя, отчество; дату рождения; принадлежность к физкультурно-спортивной организации; выбранные виды спорта и спортивные дисциплины; сведения о присвоении спортивных разрядов и званий; сведения о подтверждении выполнения норм и требований, необходимых для присвоения спортивных разрядов; отметку о прохождении спортсменом медицинских осмотров; результаты, достигнутые на спортивных соревнованиях; сведения о дисквалификации; сведения о государственных наградах и иных формах поощрения и другие данные. Осуществление полномочий по оформлению и ведению спортивных паспортов передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ. Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Введен раздел, посвященный подготовке спортивного резерва, впервые установлены права и обязанности спортсмена, а также меры по противодействию использования допинговых средств и методов в спорте. Новости Российского законодательства в сфере физической культуры и спорта. Чиновник. 2011. №5. С. 23.

Правительству Российской Федерации и Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ предстоит разработать и принять перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации указанного федерального закона.

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.

Физическая культура – одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Физическая культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие физической культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. в развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

Спорт – составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов.

В сферу спорта исторически вошли разнообразные элементы человеческой деятельности. Виды спорта, имеющие многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой древности – бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т. д.; часть видов современного спорта сформировалась в 19-20 вв. на базе самого спорта и смежных сфер культуры – игры, спортивная и художественная гимнастика, современное пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм и др.; технические виды спорта – на базе развития техники: авто-, мото-, велоспорт, авиационные виды спорта, подводное плавание и др.

В спорте человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт – это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

Компоненты физической культуры

Принято выделять следующие разделы физической культуры:

1. Физическое воспитание – это планомерная деятельность, направленная на решение гигиенических, образовательных и воспитательных задач путем применения системы физических упражнений. Это вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям и управления развитием физических качеств человека.

Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей – приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).

2. Спорт – специфическая форма физической культуры, деятельность которой состоит в достижении, выявлении и сравнении предельных физических и психологических возможностей человека в процессе выполнения разнообразных упражнений. Спорт как деятельность соревновательная по своей сути максимален, независимо от уровня квалификации спортсменов.

3. Физическая рекреация – осуществление активного отдыха с помощью физических упражнений.

4. Физическая реабилитация – деятельность по восстановлению частично утраченных или ослабленных психофизических функций средствами физической культуры.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

Процесс физического воспитания имеет два направления: обучение движениям и воспитание физических качеств. Обучение движениям – процесс формирования двигательных умений и навыков. Воспитание физических качеств это целенаправленное воздействие на организм занимающегося посредством нормирования функциональных нагрузок. Особенности и специфика физического воспитания заключаются в том, что:

– задачи, решаемые физическим воспитанием, едины для любого поколения;

– предметом деятельности здесь служит сам человек; он является не только субъектом, но и объектом деятельности;

– продуктом деятельности является в одном случае оздоровительный и воспитательный эффект (это физическое воспитание), в другом – спортивное достижение;

– физическое воспитание и особенно спорт связаны с необычными, нередко предельными физическими и психическими напряжениями.

Итогом многолетних занятий физической культурой и спортом должно стать стремление к физическому совершенству, под которым следует понимать исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена – распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект, табл. 1.

Физическое упражнение – это совокупность непрерывно связанных друг с другом движений направленных на достижение определенной цели.

С одной стороны слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью влияния на физические и психические свойства человека. С другой стороны внешним проявлением физического упражнения является перемещение тела человека и его частей в пространстве и во времени. Эффект физических упражнений определяется прежде всего совокупностью физиологических, психологических и биомеханических воздействий на организм человека в процессе выполнения данного упражнения.

Таблица 1.

Средства физического воспитания

Физическое развитие – это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма, определяющий физическую дееспособность человека в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.), характеризуется изменениями трех групп показателей:

– показателями телосложения;

Критериями здоровья;

Показателями развития физических качеств.

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять при необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе к географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности составляет общее жизненное благополучие. Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой.

Отраслевая структура народного хозяйства характеризуется перечнем отраслей, отдельных производств и видов деятельности, выделившихся в экономике страны на основе общественного разделения труда. Все предприятия и учреждения народного хозяйства нашей страны, в зависимости от выполняемых ими функций, сведены в отрасли.

Отрасль – это совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов, профессиональных навыков работающих и удовлетворяемых потребностей.

Отрасль предполагает объединение функционирующих в ней предприятий (организаций) и их отраслевое обособление на основе единого органа управления.

Согласно ОКОНХ, все отрасли экономики объединены в две сферы - производственную (материальное производство) и непроизводственную (нематериальное производство).

Производственная сфера представляет собой совокупность отраслей материального производства, имеющих конечным результатом своей деятельности некий материальный продукт.

Непроизводственная сфера – это комплекс отраслей, не производящих, как правило, непосредственно осязаемых материальных ценностей. В большинстве случаев это отрасли, связанные с удовлетворением нематериальных потребностей людей посредством предоставления разнообразных услуг: ЖКХ, бытовое обслуживание, здравоохранение, народное образование, культура, искусство, наука, ФКиС.

Физическая культура и спорт - одна из сфер общественной деятельности. Физическая культура и спорт, как отрасль народного хозяйства, представляет собой систему предприятий, учрежде­ний и организаций, осуществляющих деятельность, направлен­ную на обеспечение всестороннего физического совершенство­вания человека.

Какое же место занимают физическая культура спорт в системе общественного производства и в отраслевой структуре народного хозяйства?

Физическую культуру и спорт следует отнести к нематери­альному производству. Пользуясь плодами материального про­изводства (спортсооружения, инвентарь, одежда), физическая культура производит свою специфическую продукцию - спортив­ные услуги, расширяя фонд личного потребления общества.

Физическая культура и спорт располагают своими специ­фическими элементами производства. Это, во-первых, средства труда: спортивные сооружения, их оборудование, спортивный инвентарь (в процессе оказания спортивных услуг используются специальные материальные средства: спортивные сооружения, инвентарь, одежда, обувь и другое имущество, то есть всё то, что составляет материально-техническую базу физической культуры и спорта);

во-вторых, труд физкультурных работников (занятия физической культурой и спортом предназначены для личного потребления. При этом возникают услуги в их чистом виде, что связано с деятельностью по обслуживанию личного потребления. Оказывают эти услуги не сами потребители (физкультурники, спортсмены ), а специальные лица, физкультурные работники, для которых спортивные услуги являются производственной, трудовой деятельностью.

в-тре­тьих, предмет труда физкультурников и спортсменов (результаты).

Физическая культура и спорт – отрасль народного хозяйства, основной экономической функцией которой является производство спортивных услуг.

Введение


Физическая культура и спорт - исторически обусловленные социальные явления. Их содержание, цели, задачи, формы организации и методы использования подчинены общим закономерностям общественного развития и полностью зависят от характера общественных отношений.

Физическое развитие осуществляется в процессе всей жизнедеятельности человека под влиянием семейного воспитания, в период учебы, трудовой деятельности, занятий физической культурой и спортом во время досуга.

Спорт, сопряженный с высшими достижениями проявления как физических и двигательных возможностей, так и интеллектуальных, психических качеств человека, превратился в исключительно сложную форму человеческой деятельности.

Если не учитывать этих возможностей человеческого организма, то добиться высоких спортивных результатов, как правило, не удается.

Одной из главных задач творческого содружества тренера-педагога и спортсмена является достижением индивидуально различного уровня тренировочной нагрузки, обеспечивающей спортивный успех.

Таким образом, занятия физической культурой и спортом - лишь один из факторов, влияющих на физическое развитие человека.

Особенности отрасли «Физическая культура и спорт»


Физическая культура и спорт - одна из сфер общественной деятельности. Развитие этой сферы происходит в условиях единого экономического комплекса.

Физическая культура и спорт как отрасль экономики представляет собой систему предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение всестороннего физического совершенствования человека.

При отнесении того или иного вида общественной деятельности к физической культуре и спорту как отрасли экономики исходят из необходимости создания лучших условий для повышения эффективности труда физкультурных работников и качества подготовки физкультурников и спортсменов.

Важнейшим условием формирования физической культуры и спорта как отрасли экономики является достижение большого масштаба работ по удовлетворению потребности членов общества в физическом развитии и появление на этой основе предприятий, организаций и учреждений, связанных единством управления, целенаправленностью своей деятельности и функциональной ролью.

Формирование физической культуры и спорта как отрасли экономики обусловлено необходимостью обеспечения согласованных действий всех служб и взаимосвязанных подразделений этой сферы-- повышения эффективности управления этой сферой, координации усилий, направленных на равномерное распределение основных фондов и кадров по территории страны.

Все это должно способствовать более успешному осуществлению мероприятий по развитию физической культуры и спорта и повышению производительности труда.

Физическую культуру и спорт следует отнести к «потребительскому производству». Пользуясь плодами материального производства (спортивные сооружения, инвентарь, одежда и т. п.), физическая культура производит свою специфическую продукцию - спортивные услуги, нематериальные блага, расширяя фонд личного потребления общества.

Физическая культурами спорт располагают своими специфическими элементами «потребительского производства».

Это, во-первых, средства труда: спортивные сооружения, их оборудование, спортивный инвентарь;

во-вторых, труд физкультурных работников; в-третьих, предмет труда - физкультурники и спортсмены.

Действующая классификация относит физическую культуру к агрегированной отрасли «здравоохранение физическая культура и социальное обеспечение».

Согласно классификации отраслей экономики, применяемой в настоящее время в практике статистического учета и планирования, к отраслям производственной сферы относятся: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, транспорт грузовой, связь по обслуживанию предприятий производственной сферы, геология и разведка недр, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовка, прочие виды деятельности сферы материального производства.

К непроизводственной сфере относятся такие отрасли, как просвещение, культура, искусство, наука, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание, пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения и организаций непроизводственной сферы деятельности, кредитование и государственное страхование, управление и общественные организации, а также здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение.

О принципах построения классификации отраслей экономики и границах производственной и непроизводственной сфер экономики, отдельных производств и видов деятельности, отнесения их к той или иной сфере нередко высказываются диаметрально противоположные мнения. Вместе с тем все относят физическую культуру и спорт к непроизводственной сфере. Однако и здесь есть разночтения.

Проблема заключается не только в том, чтобы определить место физической, культуры в том или ином перечне непроизводственных отраслей, но и выявить уровень ее выделенное, взаимосвязи с другими отраслями, тенденции развития.

Только на этой основе можно характеризовать экономические отношения, возникающие в физической культуре как отрасли экономики, закономерности ее внутреннего развития и связей с другими отраслями.

В статистических сборниках данные о физической культуре до 1973 г. публиковались в разделе «Здравоохранение», а с 1973 г. - в разделе «Рост материального благосостояния».

В. Лозовой употребляет понятие «физкультура и спорт» и относит их к оздоровительно-воспитательной деятельности, куда, кроме здравоохранения, домов отдыха и санаториев, включает детские ясли и сады, а также дома для престарелых и инвалидов.

Исследователь непроизводственной сферы Д.И. Правдин предлагает объединить в одну отрасль организацию отдыха, физической культуры и спорта и т. д.

Характерно, во-первых, что во всех публикациях последних лет физическая культура и спорт выделяются как самостоятельная отрасль непроизводственной сферы.

Во-вторых, включение физической культуры и спорта в разные сочетания с другими отраслями свидетельствует об определенной трудности анализа, связанной с полифункциональными свойствами этой отрасли.

В-третьих, ясно, что необходимо специально анализировать место и роль физической культуры и спорта в структуре народного хозяйства и их отражение в классификации.

Физическую культуру и спорт можно рассматривать как «чистую» отрасль, «хозяйственную» или «ведомственно-управленческую» в зависимости от того, какие элементы структуры она включает. Без этого невозможно точно определить ни ее роль в народном хозяйстве, ни ее место в структуре; невозможно правильно организовать руководство ею.

Как «чистая» отрасль физическая культура и спорт состоят из спортивных клубов, физкультурных учебных заведений, самостоятельных спортивных сооружений и некоторых других физкультурных и спортивных организаций, структурно включенных в другие отрасли.

В последние годы значительно больше внимания уделялось росту качественных показателей физкультурной работы. Об этом свидетельствует быстрый рост числа спортивных школ, количества подготовленных спортсменов-разрядников и мастеров спорта по сравнению с ростом численности физкультурников и всего населения страны.

В ведомственно-управленческой структуре народного хозяйства физическая культура и спорт занимают гораздо более скромное место, чем в структуре «чистых» отраслей.

Что касается физической культуры и спорта, то сейчас в эту отрасль, кроме физкультурных и спортивных организаций - «производственного звена», - входят научно-исследовательские и учебные институты, организации обслуживания и материального обеспечения, проектные институты и собственные органы управления.

Короче говоря, физическая культура и спорт как отрасль имеют все необходимые элементы современной организационно-управленческой отрасли и от других самостоятельных отраслей не отличаются.

Единым государственным органом управления отраслью в настоящее время является Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. Однако значительное количество физкультурно-спортивных организаций определенного типа управляются другими министерствами (ведомствами).

Так, управление современной системой спортивных школ характеризуется ярко выраженной межотраслевой раздробленностью: в ведении Министерства образования Российской Федерации находится 63,8% спортивных школ; Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму - 16,4 %; профсоюзов - 13,6%; других министерств (ведомств) - 6,2%.

Физическая культура и спорт как «ведомственно-управленческая» отрасль отражает существующее на данном этапе ее хозяйственно-организационное строение. В отрасль включены предприятия, производящие спортивные товары, хозяйственные организации спорткомитетов и ДСО.

Но сюда не входит часть физкультурных работников и организаций, которые включены в состав других ведомственно-управленческих отраслей народного хозяйства, как производственных, так и непроизводственных (в частности, лечебная физическая культура в организациях здравоохранения и отдыха, врачебио-физкультурные диспансеры, отделы (сенторы) физической культуры в других организациях).

Таким образом, вывод может быть лишь один: физическая культура и спорт являются самостоятельной отраслью народного хозяйства и потому должны выделяться не только как «чистая» отрасль, но и как отрасль ведомственно-управленческая.»

Межотраслевые связи отрасли «Физическая культура и спорт»


В наше время ни одна отрасль экономики не может успешно развиваться, не опираясь на сознательное использование экономических законов, присущих всей экономики страны как в целом, так и в данной отрасли в отдельности. Физическая культура и спорт как сфера общественной деятельности функционируют в рамках сложившихся общественных отношений.

В отраслях непроизводственной сферы создаются условия для занятий трудящихся физической культурой и спортом.

Здесь функционируют службы, связанные с другими отраслями единого народнохозяйственного комплекса.

С каждым годом увеличивается число физкультурных кадров с высшим и специальным средним образованием.

Все это свидетельствует не только о росте физкультурного движения, но и об усложнившихся и усилившихся связях физической культуры и спорта с другими отраслями экономики и о все большей дифференциации их как самостоятельной отрасли.

Взаимосвязь и взаимозависимость между физической культурой и обществом выражаются законами общественного развития и изучаются рядом наук, и в частности социологией физической культуры и спорта, которая рассматривает воздействие на физическую культуру и спорт всех форм общественных отношений: экономических, политических, и др. Она призвана исследовать физическую культуру и спорт как целостную социальную систему с присущей ей структурой, функциями, закономерностями развития.

Экономические отношения представляют собой сложную структуру. Они изучаются системой экономических наук. К межотраслевым научным дисциплинам относятся, например, народнохозяйственное планирование, экономическая статистика, экономика труда, экономическая кибернетика, экономическая география. К отраслевым экономическим наукам и научным дисциплинам относятся: экономика промышленности, строительства, здравоохранения и т. д.

Экономика физической культуры и спорта является конкретной, отраслевой дисциплиной. Она имеет свой предмет изучения, решает свои специфические проблемы. Предметом экономики физической культуры и спорта является изучение экономических отношений, складывающихся между членами общества в процессе производства спортивных услуг.

Теоретической основой экономики физической культуры и спорта, как и других экономических наук, является политическая экономия социализма. Она изучает производственные отношения, выясняет экономические законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ в социалистическом обществе.

Поэтому экономика физической культуры и спорта - это звено в общей совокупности экономических наук. Задача экономики физической культуры и спорта как науки - изучить конкретный механизм проявления экономических законов в этой сфере.

Он отличается своеобразием материально-технической базы, особенностями экономических отношений, и прежде всего отношениями собственности на средства труда, на средства физкультурной и спортивной деятельности, особенностями труда и его результата.

Народное хозяйство страны обеспечивало физическую культуру и спорт не только увеличивающимся числом работников, но и значительными материальными средствами (залы и другие спортивные сооружения), а также финансовыми ресурсами.

В стране сложилась многоступенчатая система спортивных сооружений. Особенно быстро увеличивается количество крытых плавательных бассейнов, плоскостных сооружений с искусственным покрытием, лыжных трамплинов, спортивных комплексов для подготовки олимпийских резервов и других дорогостоящих спортивных баз.

Все это свидетельствует не только о росте физкультурного движения, но и об усложнившихся и усилившихся связях физической культуры и спорта с другими отраслями народного хозяйства и о все большей дифференциации их как самостоятельной отрасли.

Производство спортивных услуг характеризуется постоянно развивающимися связями физической культуры и спорта с отраслями непроизводственной и производственной сфер.

Основой существования и развития физической культуры и спорта является материальное производство, производственная сфера. В производственной сфере создаются материальные блага физкультурной и спортивной деятельности (спортивные сооружения, их оснащение техническими средствами, спортивный инвентарь, одежда и обувь, продукты питания и т. д.).

В отраслях непроизводственной сферы создаются условия для занятий трудящихся физической культурой и спортом. С экономической точки зрения физическую культуру и спорт правомерно рассматривать как вид общественно полезной деятельности по оказанию разнообразных услуг, относящейся к непроизводственной сфере и потому прямо не участвующей в создании материального продукта.

Производство и предоставление услуг, удовлетворяющих различные потребности населения, предполагают обеспечение этой деятельности целым рядом условий материально-технического, организационного и кадрового характера, а именно: развитие сети физкультурно-спортивных сооружений и организацию обслуживания их посетителей во время учебно-тренировочных занятий, спортивных соревнований и зрелищных мероприятий; профессиональную подготовку кадров; проведение научно-исследовательской работы; производство и реализацию спортивных товаров; ремонт и прокат спортивного инвентаря и др.

В каждой отрасли народного хозяйства проявляются экономические отношения, характерные в целом для конкретной страны. Методологической основой для их анализа является общая экономическая теория - экономика, предметом которой, как известно, является проблема повышения эффективности используемых ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.

Эта общая для народного хозяйства любой страны проблема характерна и для каждой отрасли. Применительно к отрасли «физическая культура и спорт» она находит проявление, например, в следующих вопросах: как повысить конкурентоспособность физкультурно-спортивной организации; как наиболее эффективно использовать сеть физкультурно-спортивных сооружений и каждое из них в отдельности; как реализовать большее количество.

Важно отметить, что основным фактором практической реализации физического воспитания служит активная двигательная деятельность, которая обеспечивает формирование рациональных способов выполнения двигательных действий и других педагогических задач.

Учитывая, что психология - наука о закономерностях развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности, можно сделать вывод, что основное предназначение психологии физического воспитания - это оптимизация воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в типичных формах физической культуры, используя закономерности и особенности психического развития человека для формирования его личности как социального существа.

Таким образом, психология физического воспитания обусловлена педагогической направленностью, а ее содержание составляет круг вопросов, связанных с рассмотрением психологических особенностей как учителя физической культуры, так и учащихся, а также организации педагогического процесса. физический культура спорт производство

Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований. Спортивная деятельность весьма специфична: она существенно отличается от других видов деятельности, во-первых, целями, а во-вторых, способами их достижения.

Что включает в себя область спортивной деятельности? Это подготовка к соревнованиям (тренировка) и участие в них, требующие от спортсменов специальных качеств, навыков, знаний и умений и предельного напряжения физических и духовных сил.

Общение внутри спортивных команд или групп тоже весьма специфично, и управление ими требует специальных знаний и умений, поэтому психология спорта учитывает положения общих психологических знаний, но строится в основном на результатах собственных исследований.

В ней выделяются свои разделы психологии: обучение и воспитание в спорте; физическая, техническая и тактическая подготовка спортсменов; психологические особенности личности спортсмена, тренера, руководителя спортивной команды (группы), психология спортивного коллектива, психодиагностика и спортивная психогигиена и др.

Большое значение для спортивной практики имеют разделы, в которых изучаются особенности отдельных видов спорта (психология плавания, психология пулевой стрельбы, футбола, шахмат и т.д.). Особое место в психологии спорта занимает решение проблем, существующих в соревновательной деятельности по отдельным видам спорта.

Психология спорта призвана раскрывать закономерности психической деятельности спортсменов и тренеров в конкретных специфических условиях тренировок и соревнований, чтобы с помощью специальных психологических методов и средств сделать процесс подготовки и участие спортсменов в спортивной борьбе оптимальным и продуктивным. Психология взаимосвязана со всеми этими группами наук и находится в центре.

По аналогии можно определить место психологии и в системе спортивных наук: философские основы спорта - общетеоретическое основание для психологии спорта, социальные основы дают ему социальную ориентацию, а естественные выявляют «природную» организацию субъекта спортивной деятельности, создавая материальную основу психологии спорта.

В свою очередь, все эти основы спортивной научной базы имеют обратную связь с психологией спорта: философские основы черпают соответствующий материал (психологические данные о субъекте спортивной деятельности) для философского обобщения; социальные - используют данные психологических исследований при решении социальных проблем спорта; а естественные, Учитывая психологические закономерности и особенности спортивной деятельности человека, выделяют более значимые стороны человеческого организма в сфере спорта.

Заключение


В целях преодоления имеющих место негативных тенденций, а также дальнейшей стабилизации позитивных тенденций в развитии отрасли «физическая культура и спорт» в последние годы исполнительной властью Российской Федерации был принят ряд важных решений.

Одним из них явилась разработка Правительством Российской Федерации в 1996 г. «Социальных нормативов и норм», к числу которых относятся и те, которые характеризуют перспективы развития отрасли «физическая культура и спорт».

Анализ динамики основных показателей физической культуры и спорта в масштабах страны свидетельствует о наличии в развитии отрасли ряда тенденций, приобретающих в последние годы позитивный характер. К основным из этих тенденций следует отнести:

прогрессивное, в отличие от предшествующего периода, развитие сети физкультурно-спортивных сооружений, рост числа коллективов физической культуры и спортивных клубов, а также численности занимающихся физической культурой и спортом;

систематический рост численности физкультурных кадров, а также количества физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций.

Список использованной литературы


1.Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес. - М., 2006

2.Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М., 2002. - 288 с.

Золотов М.И., Платонова Н.А., Вапнярская О.И. Экономика массового спорта. - М., 2005.

4.Кедров Б.М. Классификация наук. - М., 1985.

5.Кузьмак Б.С., Осинцев А.А. Социально-экономические проблемы физической культуры и спорта. - М., 1981. - 280 с.

6.Лозовой В. Об основах классификации отраслей народного хозяйства. - Экономические науки, 1973, № 2, с. 11.

Менеджмент и экономика физической культуры и спорта. - М., 2001. - 432 с.

Правдин Д. И.. Развитие непроизводственной сферы при социализме (темпы, пропорции, перспективы). М., Экономика, 1976.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Инфраструктура физической культуры и спорта

Деятельность инфраструктуры физической культуры и спорта должна обеспечивать качественную сторону учебно-тренировочных процессов и направлена на предоставления комплекса услуг, создающих основу физического и культурного развития населения.

Физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения - здания, сооружения, оборудованные площадки и помещения, оснащённые специальными техническими средствами и предназначенные для физкультурно- оздоровительных, спортивных услуг, спортивно- зрелищных мероприятий, а также для организации физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга.

По назначению сооружения инфраструктуры физической культуры и спорта подразделяются на спортивно-зрелищные (демонстрационные), учебно-тренировочные и физкультурно-оздоровительные.

По условиям занятий сооружения инфраструктуры физической культуры и спорта делятся на открытые и крытые, по своему составу - на отдельные, т. е. предназначенные для одного или нескольких видов спорта (например, универсальные залы для гимнастики и спортивных игр), и комплексные, т. е. состоящие из нескольких сооружений, специализированных по различным видам спорта и размещенных на общей территории. К отдельным открытым сооружениям относятся поля и площадки для спортивных игр и лёгкой атлетики, катки, бассейны, гребные каналы, лыжные и санные трассы, трамплины, велотреки, стрельбища и т. д., к комплексным открытым сооружениям - стадионы со спортивными аренами и площадками для др. видов спорта, конноспортивные базы и т. д. Крытые отдельные спортивные сооружения включают залы для занятий различными видами спорта, манежи для лёгкой атлетики и спортивных игр, крытые катки, корты, бассейны и т. д.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения муниципальных образований обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта и организацию проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на соответствующих территориях. В целях решения вопросов местного значения к полномочиям органов местного самоуправления относятся:

1) определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта;

2) популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения;

3) организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;



4) утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;

5) организация медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;

6) содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

7) утверждение порядка формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, их обеспечение;

8) участие в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд РФ и спортивных сборных команд соответствующего субъекта РФ, проводимых на территориях муниципальных образований;

9) оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований;

10) осуществление иных установленных в соответствии с законодательством РФ и уставами муниципальных образований полномочий.

На муниципальном уровне регулирование вопросов развития физической культуры и спорта осуществляет соответствующее струк­турное подразделение (управление, отдел, комитет и т. д.) админи­страции, которое совместно с другими (в области образования, здра­воохранения и др.) регулирует деятельность следующих учреждений и организаций:

¾ спортивных клубов, коллективов физической культуры, дей­ствующих на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях; иных организаций независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;

¾ детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клу­бов физической подготовки, детско-юношеских спортивно-тех­нических школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва;

¾ образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм;

¾ муниципальных физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.

На территории муниципального образования могут создаваться и действовать физкультурно-спортивные объединения . К ним относятся: физкультурно-спортивные общества профессиональных союзов, федерации (клубы, союзы и ассоциации) по различным видам спорта. Физкультурно-спортивная организация – одна из организационно- правовых форм физкультурно-спортивного объединения, созданная на основе членства в целях совместной деятельности по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и достижения своих уставных целей. Физкультурно-спортивные организации участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов.

Органы местного самоуправления совместно с физкультурно- спортивными объединениями инвалидов участвуют в организацииоздоровительной работы с инвалидами, проведении с ними физкуль­турно-оздоровительных и спортивных мероприятий, подготовке спор­тсменов-инвалидов и обеспечении направления их на всероссийские и международные соревнования.

Организация занятий физической культурой и спортом в системе непрерывной реабилитации инвалидов, в том числе детей с отклонениями в физическом развитии, их методическое, медицинское обеспечение и врачебный контроль осуществляются образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социальной защиты и организациями физической культуры и спорта в соответствии с законодательством РФ.

В рамках молодежной политики органы местного самоуправления участвуют в организации физкультурно-оздоровительной работы с мо­лодежью, способствуют ее привлечению к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целях формирования здорового об­раза жизни, осуществляют мероприятия по профилактике правонару­шений, совершаемых молодежью, совместно с физкультурно-спортивными организациями проводят массовые спортивные соревнования и спартакиады; создают с участием молодежных, детских и других орга­низаций физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы, в том числе оборонно-спортивные клубы.