Как обращались с почтовыми лошадьми. Почтовая лошадь в карте ба-цзы. Появление гостиниц и вольные служащие

Еще недавно, до тракторов, на лошадях пахали, боронили, впрягали их в жнейки, возили зерно и прочие сельскохозяйственные продукты и другую поклажу. Но во времена, о которых сейчас пойдет речь, и сельском хозяйстве лошадь не использовали. Пахали на быках, верблюдах и ослах, на них же перевозили всякие тяжести. Лошадей разводили и берегли главным образом для войны. В мирное время они выполняли не сельскохозяйственные работы, а перевозили почту и пассажиров,
В Древней Греции, Индии, Египте и в Риме (пока его владения не распространились за Апеннинский полуостров) почтовых лошадей не было. Всякого рода известия и письма разносили гонцы-скороходы. Первые почтовые лошади появились в Персии при царе Кире. Конные гонцы назывались у персов «ангары». Они были на содержании у правительства и развозили послания, имевшие государственное значение. Греческий историк Геродот рассказывает о почтовой дороге длиной в 2500 километров из Сард в Сузы, зимнюю резиденцию персидского царя. На дороге было 111 станций, где всадник-гонец передавал, как эстафету, свои донесения другому гонцу. Такая же дорога с переменными лошадьми и всадниками вела из Суз в Вавилон и, надо полагать, в другие города Персидского царства.
Александр Македонский, покорив Персию, сохранил почтовые дороги и почтовых лошадей.
Примером персов воспользовался римский император Август. Он учредил так называемый «Kypcyс публикус»-«Общественное движение». Не каждый член римского общества мог пользоваться этой почтой, а только государственные чиновники. «Общественной» же она называлась потому, что все общины, через которые проходила дорога, несли почтовую службу. При станциях, где меняли лошадей, были конюхи, ветеринары и солдаты, которые несли охрану. На каждой станции было около сорока лошадей.
От названия этих станций «Стацио позита» произошло и слово «почта».
Огромные пространства от Британии до Кавказа, от устья Рейна до Ливийской пустыни преодолевались в сравнительно короткие сроки.
Цезарь, пользуясь переменными лошадьми, взятыми внаем у частных лиц, проезжал за сутки по 160 километров. А император Тиберий на лошадях государственной почты одолевал в день вдвое большее расстояние.
Позднее в Азии у арабов тоже существовала хорошо поставленная почтовая служба. Но еще лучше у татар. Марко Поло, венецианский путешественник, который был в гостях у Кублай-хана, внука Чингисхана, писал, что по всей огромной империи монголов протянулись почтовые дороги (собственно говоря, не дороги, а протоптанные пути).
Если гонец вез особо важные донесения, ему выдавали «ярлык»- дощечку с изображением сокола, и тогда все встречные должны были оказывать ему помощь. А на станциях стояли готовые к выезду кони. Гонец еще издали извещал о своем прибытии: трубил в рог. Если его лошадь пала, гонец предъявлял свой «документ» и забирал коня у любого, кого встречал в пути.
Марко Поло пишет, что такой гонец проезжал будто бы в день 400 километров!
Чтобы сидеть прямо и не упасть, переутомившись в пути, ноги и тело особых гонцов туго перебинтовывались. Лучшие гонцы очень ценились. Чтобы они никуда не могли уйти, не соблазнились бы иным каким-нибудь делом, их изуверски калечили: отрезали нос, уши, руку и обе коленные чашечки. Ни стоять, ни ходить изуродованный человек не мог, «зато ездил как черт».
В средние века в Европе существовала так называемая «почта мясников». Цехи мясников, членам которых при закупках скота приходилось много разъезжать по разным провинциям и странам, обязались развозить почту. За это цехи освобождали от разных других повинностей. Очень хорошо было поставлено почтовое сообщение у церквей и монастырей: здесь переписку между прелатами разных стран развозили странствующие монахи.
Регулярная почта, похожая на нашу, родилась в конце средневековья. Франческо де Таксис, итальянский дворянин из Бергамо, предложил некоторым королям Европы наладить международную сеть почтовых сообщений и перевозку пассажиров за определенную плату (слова «такса» и «такси» произошли от фамилии Таксисов, члены которой на века - от начала XVI до XIX столетия - завладели монополией перевозки писем, груза и людей между странами, подписавшими с ними соответствующий договор).
Дело у Таксисов сразу пошло на лад. За заслуги в образцово поставленной почтовой службе роду Таксисов было даровано в Германии специально для них учрежденное звание генерал-почтмейстеров (это в 1595 году), а в 1686-м семья Таксисов была причислена к княжеским родам Германской империи.
Таксисы очень активно и успешно защищали свою монополию на почтовые и пассажирские перевозки. Не только частные лица, но даже государства должны были выкупать у них это право за немалые деньги. Так, например, сделала это Пруссия в 1867 году, уплатив три миллиона талеров.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания 1. «ЭХ, КОНИ, КОНИ, ЧТО ЗА КОНИ!..» Прочитайте. А) Между тем как лошадей моих перепрягали, я любопытствовал, рассматривая доставшиеся мне бумаги. < > Между многими постановлениями, относящимися к восстановлению по возможности равенства во гражданах, нашёл я табель о рангах. < > Но теперь дуга коренной лошади звенит уже в колокольчик и зовет меня к отъезду; и для того я за благо положил лучше рассуждать о том, что выгоднее для едущего на почте, чтобы лошади шли рысью или иноходью, или что выгоднее для почтовой клячи, быть иноходцем или скакуном? нежели заниматься тем, что не существует. (А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву») Б) Прочтя печальное посланье, тотчас на свиданье Стремглав по почте поскакал И уж заранее зевал, Приготовляясь, денег ради, На вздохи, скуку и обман 1. Объясните, что означают выделенные выражения. 2. Напишите имя автора отрывка Б) и имя главного героя произведения, пропущенное в отрывке Б). 3. Представьте, что лошади наделены даром речи. Напишите монолог почтовой лошади: как ей живётся, кого приходится возить, как с ней обращаются. Упомяните другие произведения русской литературы, упоминающие почтовых лошадей. Объём слов. Ответы и критерии оценивания 1. «Табель о рангах» документ в виде таблицы, устанавливавшей соответствие между гражданскими, военными, духовными и учёными чинами. Введён в обращение указом Петра I в 1722 году (1 балл). «Почтовая кляча» лошадь на почтовой станции. Система почтовых станций учреждена государством для быстрого сообщения между населёнными пунктами. Лошадей меняли на станциях, расположенных через несколько десятков вёрст друг от друга, что давало возможность путешествовать, почти не останавливаясь (2 балла). «По почте поскакал» воспользовался системой почтовых станций для проезда (1 балл). 1

2 2. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин» (0,5 балла), Евгений (0,5 балла). 3. Монолог почтовой лошади. Занимательность содержания, точность описаний, наличие/отсутствие фактических ошибок Обращение к текстам произведений, упоминания других произведений Единство стиля и общая логика Общая грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических ошибок) Итого 2. ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 0 10 баллов 0 5 баллов 0 5 баллов 0 5 баллов 25 баллов Выберите для аналитической работы только один вариант: прозаический ИЛИ стихотворный текст. Пишите связно, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём слов. Вариант 1 Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая,) ДУРАКИ На первый взгляд кажется, будто все понимают, что такое дурак и почему дурак чем дурнее, тем круглее. Однако если прислушаешься и приглядишься поймёшь, как часто люди ошибаются, принимая за дурака самого обыкновенного глупого или бестолкового человека. Вот дурак, говорят люди. Вечно у него пустяки в голове! Они думают, что у дурака бывают когда-нибудь пустяки в голове! В том-то и дело, что настоящий круглый дурак распознаётся прежде всего по своей величайшей и непоколебимейшей серьёзности. Самый умный человек может быть ветреным и поступать необдуманно дурак постоянно всё обсуждает; обсудив, поступает соответственно и, поступив, знает, почему он сделал именно так, а не иначе. Если вы сочтете дураком человека, поступающего безрассудно, вы сделаете такую ошибку, за которую вам потом всю жизнь будет совестно. Дурак всегда рассуждает. Простой человек, умный или глупый, безразлично, скажет: Погода сегодня скверная ну да всё равно, пойду погуляю. А дурак рассудит: Погода скверная, но я пойду погулять. А почему я пойду? А потому, что дома сидеть весь день вредно. А почему вредно? А просто потому, что вредно. Дурак не выносит никаких шероховатостей мысли, никаких невыясненных вопросов, никаких нерешенных проблем. Он давно уже всё решил, понял и всё знает. Он человек рассудительный и в каждом вопросе сведёт концы с концами и каждую мысль закруглит. 2

3 При встрече с настоящим дураком человека охватывает какое-то мистическое отчаяние. Потому что дурак это зародыш конца мира. Человечество ищет, ставит вопросы, идёт вперёд, и это во всём: и в науке, и в искусстве и в жизни, а дурак и вопроса-то никакого не видит. Что такое? Какие там вопросы? Сам он давно уже на все ответил и закруглился. В рассуждениях и закруглениях дураку служат опорой три аксиомы и один постулат. Аксиомы: 1) Здоровье дороже всего. 2) Были бы деньги. 3) С какой стати? Постулат: Так уж надо. Где не помогают первые, там всегда вывезет последний. Дураки обыкновенно хорошо устраиваются в жизни. От постоянного рассуждения лица у них приобретают с годами глубокое и вдумчивое выражение. Они любят отпускать большую бороду, работают усердно, пишут красивым почерком. Солидный человек. Не вертопрах, говорят о дураке. Только что-то в нём такое Слишком серьёзен, что ли? Убедясь на практике, что вся мудрость земли им постигнута, дурак принимает на себя хлопотливую и неблагодарную обязанность учить других. Никто так много и усердно не советует, как дурак. И это от всей души, потому что, приходя в соприкосновение с людьми, он всё время находится в состоянии тяжёлого недоумения: Чего они все путают, мечутся, суетятся, когда всё так ясно и кругло? Видно, не понимают; нужно им объяснить. Что такое? О чём вы горюете? Жена застрелилась? Ну так это же очень глупо с её стороны. Если бы пуля, не дай бог, попала ей в глаз, она бы могла повредить себе зрение. Боже упаси! Здоровье дороже всего! Ваш брат помешался от несчастной любви? Он меня прямо удивляет. Я бы ни за что не помешался. С какой стати? Были бы деньги! Один лично мне знакомый дурак, самой совершенной, будто по циркулю выведенной, круглой формы, специализировался исключительно в вопросах семейной жизни. Каждый человек должен жениться. А почему? А потому, что нужно оставить после себя потомство. А почему нужно потомство? А так уж нужно. И все должны жениться на немках. Почему уж на немках? спрашивали у него. Да так уж нужно. Да ведь этак, пожалуй, и немок на всех не хватит. Тогда дурак обижался: Конечно, всё можно обратить в смешную сторону. 3

4 Дурак этот жил постоянно в Петербурге, и жена его решила отдать своих дочек в один из петербургских институтов. Дурак воспротивился: Гораздо лучше отдать их в Москву. А почему? А потому, что их там очень удобно будет навещать. Сел вечером в вагон, поехал, утром приехал и навестил. А в Петербурге когда ещё соберёшься! В обществе дураки народ удобный. Они знают, что барышням нужно делать комплименты, хозяйке нужно сказать: «А вы всё хлопочете», и, кроме того, никаких неожиданностей дурак вам не преподнесёт. Я люблю Шаляпина, ведёт дурак светский разговор. А почему? А потому, что он хорошо поёт. А почему хорошо поёт? Потому что у него талант. А почему у него талант? Просто потому, что он талантлив. Всё так кругло, хорошо, удобно. Ни сучка ни задоринки. Подхлестнёшь и покатится. Дураки часто делают карьеру, и врагов у них нет. Они признаются всеми за дельных и серьёзных людей. Иногда дурак и веселится. Но, конечно, в положенное время и в надлежащем месте. Где-нибудь на именинах. Веселье его заключается в том, что он деловито расскажет какой-нибудь анекдот и тут же объяснит, почему это смешно. Но он не любит веселиться. Это его роняет в собственных глазах. Всё поведение дурака, как и его наружность, так степенно, серьёзно и представительно, что его всюду принимают с почётом. Его охотно выбирают в председатели разных обществ, в представители каких-нибудь интересов. Потому что дурак приличен. Вся душа дурака словно облизана широким коровьим языком. Кругло, гладко. Нигде не зацепит. Дурак глубоко презирает то, чего не знает. Искренне презирает. Это чьи стихи сейчас читали? Бальмонта. Бальмонта? Не знаю. Не слыхал такого. Вот Лермонтова читал. А Бальмонта никакого не знаю. Чувствуется, что виноват Бальмонт, что дурак его не знает. Ницше? Не знаю. Я Ницше не читал! И опять таким тоном, что делается стыдно за Ницше. Большинство дураков читают мало. Но есть особая разновидность, которая всю жизнь учится. Это дураки набитые. Название это, впрочем, очень неправильное, потому что в дураке, сколько он себя ни набивает, мало что удерживается. Всё, что он всасывает глазами, вываливается у него из затылка. Дураки любят считать себя большими оригиналами и говорят: По-моему, музыка иногда очень приятна. Я вообще большой чудак! Чем культурнее страна, чем спокойнее и обеспеченнее жизнь нации, тем круглее и совершеннее форма её дураков. 4

5 И часто надолго остаётся нерушим круг, сомкнутый дураком в философии, или в математике, или в политике, или в искусстве. Пока не почувствует ктонибудь: О, как жутко! О, как кругла стала жизнь! И прорвёт круг. (1912) Вариант 2 Василий Андреевич Жуковский () УЛЛИН И ЕГО ДОЧЬ Был сильный вихорь, сильный дождь; Кипя, ярилася пучина; Ко брегу Рино, горный вождь, Примчался с дочерью Уллина. «Рыбак, прими нас в твой челнок; Рыбак, спаси нас от погони; Уллин с дружиной недалёк: Нам слышны крики; мчатся кони». «Ты видишь ли, как зла вода? Ты слышишь ли, как волны громки? Пускаться плыть теперь беда: Мой чёлн не крепок, вёсла ломки». «Рыбак, рыбак, подай свой чёлн; Спаси нас: сколь ни зла пучина, Пощада может быть от волн Её не будет от Уллина!» Гроза сильней, пучина злей, И ближе, ближе шум погони; Им слышен тяжкий храп коней, Им слышен стук мечей о брони. «Садитесь, в добрый час; плывём». И Рино сел, с ним дева села; Рыбак отчалил; челноком Седая бездна овладела. И смерть отвсюду им: открыт Пред ними зев пучины жадный; За ними с берега грозит Уллин, как буря беспощадный. Уллин ко брегу прискакал; 5

6 Он видит: дочь уносят волны; И гнев в груди отца пропал, И он воскликнул, страха полный: «Моё дитя, назад, назад! Прощенье! возвратись, Мальвина!» Но волны лишь в ответ шумят На зов отчаянный Уллина. Ревёт гроза, черна как ночь; Летает чёлн между волнами; Сквозь пену их он видит дочь С простёртыми к нему руками. «О, возвратися, возвратись!» Но грозно раздалась пучина, И волны, чёлн пожрав, слились При крике жалобном Уллина. (1833) Критерии оценивания Баллы Целостность проведённого анализа в единстве формы и содержания; 15 наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: Общая логика и композиция текста, его стилистическая однородность. 10 Шкала оценок: Обращение к тексту для доказательств, использование 5 литературоведческих терминов. Шкала оценок: Историко-культурный контекст, наличие/отсутствие ошибок в фоновом материале. 5 Шкала оценок: Наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфографических и 5 пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: Максимальный балл 40 Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов «тройке», 10 баллов «четвёрке» и 15 баллов «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»). Максимальный балл за все выполненные задания 70. 6


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС 1. «ЭХ, КОНИ, КОНИ, ЧТО ЗА КОНИ!..» Прочитайте. А) Между тем как лошадей моих перепрягали, я любопытствовал,

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2018 2019 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС 1. «ЭХ, КОНИ, КОНИ, ЧТО ЗА КОНИ!..» Прочитайте. А) Между тем как лошадей моих перепрягали, я любопытствовал,

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания 1. БИБЛИОТЕКАРЬ Отберите из представленных произведений только

Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2013/2014 учебного года Санкт-Петербург Этап 1 (школьный) Задания для 11 класса Максимальное количество баллов 66 Имя: Фамилия: Класс: Задание 1. Перед

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 1.Общая характеристика олимпиадных заданий регионального этапа Сложность организации

Прочитайте внимательно фрагмент из рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (гл.) и выполните задания. - Нет, нет, дедушка, в вас все-таки, простите меня, говорит прежняя обида... А вы свой несчастный

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2014 2015 учебный год) 1.Общая характеристика олимпиадных заданий регионального

Прочитайте внимательно фрагмент из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» (том, часть, гл.) и выполните задания. Ночь была туманная, и сквозь туман таинственно пробивался лунный свет. «Да, завтра, завтра!

Анализ лирического произведения: первая проба Как часто вы слышите на уроке литературы слово «анализ»! Так часто, что оскомину набило: заниматься расчленением (анализ это именно расчленение) художественного

Критерии оценивания и ответы к заданию 1. 10 класс 1.1. Ответы: 4-стопный ямб 4-стопный хорей 4-стопный дактиль 4-стопный амфибрахий 1, 8, 10 4, 5, 6 3, 9 2, 7, 11 За каждый полностью верно записанный

Прочитайте внимательно фрагмент из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» (Действие) и выполните задания. Любовь Андреевна. Нет, давайте продолжим вчерашний разговор. Трофимов. О чем это? Гаев. О гордом человеке.

Прочитайте внимательно фрагмент из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (гл. «Максим Максимыч») и выполните задания. Лошади были уже заложены; колокольчик по временам звенел под дугою, и лакей

Прочитайте внимательно фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Шинель» и выполните задания. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела

Критерии оценивания и ответы к заданию 1. 11 класс 1.1. Ответы: Цех поэтов Гилея Обэриуты Серапионовы братья 2, 4, 9 5, 8, 11, 13 3, 7, 10 1, 6, 12 За каждый полностью верно записанный столбец по 1 баллу.

Реальный профиль Прочитайте внимательно фрагмент из рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» и выполните задания. Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. Это был не купленный,

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе

Добрый день, здравствуйте! Сегодня седьмое февраля, и сегодня я хочу чуть-чуть поговорить с вами о Пушкине. Почему сегодня о Пушкине? Давайте посмотрим вот на этот памятник. Вы видите: тут даты рождения

Глава 4 21 Александр Король Язык обстоятельств (это не мои друзья и не мой образ «я самозванец») Ты же родился в этом мире такой как все первоначально.. Естественно есть судьба и социум.. Но а как же ты..

«Папа, мама, я дружная семья» Сборник Москва, ЮАО ГОУ ЦО «Школа здоровья» 1998 «Лукоморье». 2008 Усанова Настя, 5-б Любит читать моя семья, Разные книжки читает она. Есть детективы, фантастика есть, И

Прочитайте внимательно фрагмент из рассказа А.П.Чехова «Ионыч» и выполните задания. Старцев подумал и вечером поехал к Туркиным. Вера Иосифовна, уже сильно постаревшая, с белыми волосами, пожала Старцеву

Беседа 2 ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ ЛОГИКИ Что мы будем рассматривать и обсуждать во второй беседе? Науку логики Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, про которую Энгельс высказывался в том плане, что, по сути дела,

Критерии оценивания и ответы к заданию 1. 10 класс 1.1. За каждый правильный ответ по 0,5 балла. Максимальный балл за все задание 4. 1830 1, 3 1845 2, 5 1861 6, 8 1869 Вне хронологической линейки: 4, 7.

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2016 2017 учебный год) Дополнительный вариант 1.Общая характеристика олимпиадных

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2016 2017 учебный год) Общая характеристика олимпиадных заданий заключительного

ВХОДНОЙ ТЕСТ I. Заполните анкету. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С.ПУШКИНА АНКЕТА Фамилия, имя (на родном языке / на русском языке) Дата рождения пол муж. / жен. Страна (гражданство) Домашний

Евгений Онегин герой романа А. С. Пушкина Евгений Онегин... Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это имя стало уже почти именем нарицательным. С самого

Критерии оценивания и ответы к заданию 1. 11 класс 1.1. За каждый правильный ответ по 0,5 балла. Максимальный балл за все задание 4. 1890 2, 3 1905 4, 6 1915 1 1922 Вне хронологической линейки: 5, 7, 8.

Критерии 9-11 классы Муниципальный этап олимпиады для учеников 9-11 класса состоит из одного аналитического задания (с опорой на предложенные направления для анализа; время выполнения 3,5 астрономических

Монетки в море Мы монетки кидали в море, Но сюда мы, увы, не вернулись. Мы с тобою любили двое, Но не вместе в любви захлебнулись. Нашу лодку разбили волны, И любовь потонула в пучине, Мы с тобою любили

Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов». Читайте

Прочитайте внимательно фрагмент из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (гл. XXI) и выполните задания. Но ни тому, ни другому не спалось. Какое-то почти враждебное чувство охватывало сердца обоих молодых

Итоговое сочинение 2015 2016 учебный год Нормативно-правовая база проведения и оценки итогового сочинения Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения

Хорошо" дое"хали? спроси"л сын, прислу"шиваясь к же"нскому го"лосу из-за две"ри. Он знал, что э"то был го"лос той да"мы, кото"рая встре"тилась ему" при вхо"де. Да"ма сно"ва вошла" в вагон. Вро"нский вспо"мнил

Урок 4 Грех Представьте себе, что ваш друг подарил вам дворец, полный всевозможных замечательных вещей, и устроил все для вашего удовольствия. Он сделал вам только одно предупреждение: Прошу тебя, не прыгай

Прочитайте внимательно фрагмент из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (глава 7) и выполните задания.... Я несчастлива оттого что нет во мне желания, охоты жить. Вы недоверчиво на меня смотрите, вы думаете:

Инструкция по выполнению задания Уважаемый школьник! Выполняя задания, внимательно читай вопросы. Пиши ответы аккуратным, разборчивым почерком. Задания можно выполнять в любой последовательности, но не

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим

День Знаний Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рада вас всех снова видеть в нашем музыкальном зале. Сегодня особенный, праздничный день. Вся страна отмечает замечательный праздник День Знаний.

Прочитайте внимательно фрагмент из поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души" (Том первый, глава одиннадцатая) и выполните задания.... жили в одном отдаленном уголке России два обитателя. Один был отец семейства,

Район/ Муниципий MINISTERU EDUCAŢIEI, CUTURII ŞI CERCETĂRII A REPUBICII MODOVA AGENŢIA NAŢIONAĂ PENTRU CURRICUUM ŞI EVAUARE Место жительства Учебное заведение Фамилия, имя ученика ТЕСТ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

«Образование в Политехническом университете залог успешного завтрашнего дня» Эта жизнерадостная девушка из Вьетнама очень любит Санкт-Петербург. Данг Тхи Суан приехала в Северную столицу несколько лет

НА ПРОГУЛКЕ Привет! Меня зовут Маруся. Когда я была маленькая, мне совсем не хотелось идти в школу. Учиться с мамой читать и писать я тоже не хотела. И тогда мама сочинила историю, которую я хорошо запомнила

Реальный профиль Прочитайте внимательно фрагмент романа И. А. Гончарова «Обломов» (часть II, глава) и выполните задания. Что ж здесь именно так не понравилось? Все, вечная беготня взапуски, вечная игра

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 8 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит определённая работа, которую лучше организовывать так: внимательно

Методическая разработка урока для учащихся 4 класса по теме: «Представление православных христиан о Боге» Выполнила: Орлова Инна Борисовна учитель начальных классов МБОУ СОШ 14 г. Мытищи 2015г. Цели: 1.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей указывают на отсутствие лица, предмета или их признака. Грамматические признаки отрицательных местоимений

Прочитайте внимательно фрагмент из повести В. Г. Распутина «Живи и помни» (гл. 7) и выполните задания. Сколько годов была привязана Настена к деревне, к дому, к работе, знала свое место, берегла себя,

Сила принятого решения! В Мире существует сила, которая включает любовь, веру, доверие, доброту, прощение или наоборот... Зло, горечь, гордость, непрощение! Эта сила заложена Богом в нашу природу человека,

Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка (подготовка к заданию С2.2 ГИА 2012) 1. Что такое «сочинение по заданному тексту»? Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение

Идиотская идея «меня это не касается» Добрый день, друзья. Я продолжаю писать статьи социальной направленности на различные злободневные темы. Темы подсказывают мои сотрудники. В каждой из таких статей

СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА гуманитарный профиль Задание А (40 баллов) Nr Задание Вариант ответа Критерии оценивания Общее кол-ство баллов 1. Поясните, можно ли считать слова Аносова монологом, и приведите

Район/ Муниципий MINISTERU EDUCAŢIEI, CUTURII ŞI CERCETĂRII A REPUBICII MODOVA AGENŢIA NAŢIONAĂ PENTRU CURRICUUM ŞI EVAUARE Место жительства Учебное заведение Фамилия, имя ученика РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Не зависимо от возраста, внешности и статуса, женщине необходимо сохранять женственность. Очень сложно воспринимать женщину у которой мужской характер или еще хуже, мужские манеры или мужские принципы

ГБОУ СОШ 84 Лебедева С.С. Способы передачи чужой речи Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу на несколько дней». Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу на несколько дней. И долго, долго

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 8 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим

1 Учитель: Здравствуйте, ребята! День рождения 3 класса (1 сентября). Вот и закончились летние каникулы, прозвенел школьный звонок. День Знаний - праздник особый, хотя каждый год он повторяется вновь и

Диагностическая работа в формате ОГЭ-2015 Вариант 9 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому

ХАРКІВСЬКИЙ ПРИВАТНИЙ ЛІЦЕЙ «ПРОФЕСІОНАЛ» ХАРКІВСЬКОЇ ОБЛАСТІ ПОЭЗИЯ - МУЗЫКА СЛОВ (Праздник поэзии для учащихся старших классов) Учитель Чебослаева В.Ф. 2. ПРАЗДНИК ПОЭЗИИ Вступительное слово учителя:

Полина Павловна и Амстердам Глава 1 Москва В мире много интересных и красивых городов. Каждый город имеет свою историю, своих героев. Каждый город имеет свой характер и незабываемый колорит. Чем старше

Предисловие 8 Жизнь, Полная Женщин: учебник по соблазнению Уважаемые дамы! Не трогайте, пожалуйста, эту книгу. Честное слово, ничего интересного вы тут не найдете. Мы обязательно напишем хорошую книгу

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ - АПРЕЛЯ 8, класс Прочитайте внимательно фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и выполните задания. Одна бедная мать не спала; она приникла

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Общая характеристика олимпиадных заданий заключительного этапа Заключительный этап

Прочитайте внимательно фрагмент повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» (глава X) и выполните задания. Подожди, сказал князь Василий Львович*, сейчас все это объяснится. Главное, это то, что я вижу

Как путешествовали в старину

...Почти все почтовые тракты мне известны...

Когда не было железных дорог, путешествия на лошадях по почтовым трактам, поневоле медлительные, с неизбежными задержками в пути, превращались в событие. Не случайно тема дороги заняла большое место в произведениях поэтов и писателей той поры.

В первой главе романа "Евгений Онегин" Евгений едет в деревню дяди, "летя в пыли на почтовых".

Он собрался, и, слава богу, Июля третьего числа Коляска легкая в дорогу Его по почте понесла.

(Отрывки из путешествия Онегина) *

* (Тексты Пушкина (кроме тех, которые оговорены) даются по изданию: Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. 4-е изд. Д.: Наука, 1977. )

Почтовые - так назывались казенные лошади, их путник менял на почтовых станциях.

Слово "почта" (от латинских posita, statio) стало обозначать станцию с переменой лошадей. В деле организации регулярной почты в России особенно велики заслуги Петра I. Почта доставляла корреспонденцию и обслуживала путешествующих по казенной надобности. По указу Петра I право пользоваться почтовыми лошадьми получили затем и частные лица за двойные прогоны.

С середины XVIII века почта все более использовалась как средство передвижения. С этого времени быстро увеличивается число почтовых трактов. Высокие почтовые тарифы и низкое жалованье почтовых служащих делали ее доходной статьей государства.

В конце XVIII века появились специальные почтовые тройки (три лошади, запряженные в почтовую кибитку). На них в первую очередь перевозилась государственная спешная корреспонденция, пересылаемая с нарочными фельдъегерями и курьерами. Езда на тройках позднее широко вошла в быт людей, но на первых порах так ездили только из Петербурга в Царское Село и до Нарвы (по самым лучшим в то время дорогам). Вскоре стали привязывать к дуге коренной (средней) лошади колокольчик. А в первой трети XIX века была изобретена особая троечная упряжь с колокольцами и бубенцами. Звон колокольчиков на больших дорогах помогал не сбиться с пути, предупреждал, когда надо было разминуться со встречной почтой. Для той же цели в Западной Европе пользовались почтовым рожком, а к лошадям привязывали погремушки. Вспоминая прусских извозчиков, Н. М. Карамзин в "Письмах русского путешественника" писал: "Длинные фуры цугом; лошади пребольшие, и висящие на них погремушки производят несносный для ушей шум".

Русские почтари также обязаны были извещать о своем приближении почтовым рожком. Однако чисто национальным изобретением, накрепко вошедшим в дорожный быт России, стал почтовый колокольчик.

Быстрая езда под его мелодичный звон, воспетая многими поэтами XIX века, стала достоянием бытового романса и народной песни. Поэт П. А. Вяземский писал о звоне колокольчика в стихотворении "Еще тройка":

Русской степи, ночи темной Поэтическая весть! Много в ней и думы томной, И раздолья много есть.

На всех трактах для перемены лошадей и отдыха были устроены почтовые станции. Каждая из них имела определенное количество лошадей и экипажей в зависимости от разряда, к какому она принадлежала. Станции первого разряда строились в губернских городах, второго - в уездных. Небольшие населенные пункты имели станции третьего и четвертого разрядов с небольшим количеством лошадей.

Почтовая станция находилась в ведении чиновника - станционного смотрителя. В обязанность его входило проверять подорожные (так назывался документ, в котором обозначались маршрут, чин и звание путешественника), получать прогоны и отпускать лошадей.

За лошадей взымались прогонные деньги - за каждую лошадь и версту. Пробег лошадью одной версты стоил в зависимости от тракта от восьми до десяти копеек. Исчисление верст начиналось от городских почтамтов. Первый почтамт в России (Почтовый двор) был открыт в Петербурге в 1714 году, когда новая столица стала центром регулярной связи. Вначале деревянный, он был построен вблизи нынешнего Марсова поля.

Все главные дороги государства были размечены верстами (верста равняется 1067 метрам). Через каждую версту ставился столб с цифрами. На одной стороне столба обозначались версты пройденные, на другой - оставшийся путь до конечного пункта.

Почтовые станции с конца XVIII века строились по типовым проектам и в Центральной России располагались примерно на расстоянии от 18 до 25 верст. Проехав этот путь и доставив почту или людей до следующей станции, ямщик с лошадьми возвращался обратно. Почта работала по эстафетному способу.

Чтобы путешествовать с большим комфортом и не перекладывать (отсюда "ехать на перекладных") на каждой станции багаж в другую кибитку, считалось более удобным для путешественника пользоваться своим экипажем и менять на станциях только лошадей.

В зависимости от времени года существовали разные экипажи. Летом пользовались кибитками, двухместными и четырехместными колясками, бричками и каретами. Зимой ездили в санях и возках (последние представляли собой сани с кузовом в виде низенькой кареты с небольшими окошечками).

Для русских дорог самыми удобными экипажами были по летнему времени телега и коляска, для зимы - простые сани или кибитка - сани с навесом из кожи, натянутым на прутья.

Род экипажа свидетельствовал о большем или меньшем благосостоянии путешественника.

В очень громоздких, но комфортабельных дорожных каретах были предусмотрены самые разнообразные принадлежности для путешествия. Описание такой кареты дано Пушкиным в отрывке задуманного, но неосуществленного "Романа на кавказских водах": "...Что за карета! игрушка, заглядение - вся в ящиках, и чего тут нет: постеля, туалет, погребок, аптечка, кухня, сервиз".

Громоздкие экипажи лошади везли цугом - гуськом, по две в ряд. В один экипаж нередко запрягались от шести и более лошадей. Число их зависело и от важности путешествующей персоны, но из-за плохих дорог часто являлось настоятельной необходимостью. Даже летом путешествовать оказывалось нелегко, не говоря уже о весенней и осенней распутице.

Пушкин писал 20 августа 1833 года жене из Торжка: "Ямщики закладывают коляску шестерней, стращая меня грязными проселочными дорогами". И позднее ей же из Москвы: "...меня насилу тащили шестерней".

Из-за плохих дорог часто ломались экипажи, особенно заграничные, выписанные, не рассчитанные на большие расстояния и плохие дороги.

25 сентября 1832 года Пушкин писал Наталье Николаевне: "Каретник мой плут; взял с меня за починку 500 руб., а в один месяц карета моя хоть брось..." Несколько ранее ей же поэт описывал свое путешествие в Москву на "выписном" дилижансе: "Велосифер, по-русски поспешный дилижанс... поспешал как черепаха, а иногда даже как рак. В сутки случалось мне сделать три станции... отроду не видывал ничего подобного..."

В 1816 году в России начали строительство первого шоссе между Петербургом и Москвой. Дорога была окончена в 1834 году. Теперь расстояние между двумя столицами покрывалось в четыре дня вместо прежних пяти-шести суток. Современникам это казалось чудом. Но в 1820-х годах, когда создавался "Евгений Онегин", шоссейные дороги были еще мечтой. В седьмой главе рома- па Пушкин писал:

Когда благому просвещенью Отдвинем более границ... ...... ................. ...дороги, верно, У нас изменятся безмерно: Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут. Мосты чугунные чрез воды Шагнут широкою дугой, Раздвинем горы, под водой Пророем дерзостные своды, И заведет крещеный мир На каждой станции трактир.

Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют, На станциях клопы да блохи Заснуть минуты но дают; Трактиров нет. В избе холодной Высокопарный, но голодный Для виду прейскурант висит И тщетный дразнит аппетит, Меж тем как сельские циклопы Перед медлительным огнем Российским лечат молотком Изделье легкое Европы, Благословляя колеи И рвы отеческой земли.

С какой же скоростью путешествовали в ту пору? Несмотря на состояние дорог, ездили относительно быстро благодаря необыкновенному искусству русских ямщиков. Скорость передвижения на дорогах России поражала и пугала иностранцев. Аббат Жоржель вспоминал в своем "Путешествии в Петербург в царствование императора Павла I": "Русские ямщики везут крайне быстро, почти все время лошади несутся вскачь... постоянно рискуешь сломать экипаж и опрокинуться, и приходится угрожать им для того, чтобы заставить их ехать медленнее".

Но у Пушкина герой одной из незавершенных повестей ("В 179* году возвращался я...") говорит: "Я погонял почтаря, хладнокровного моего единоземца, и душевно жалел о русских ямщиках и об удалой русской езде". А современник поэта Г. В. Гераков писал в "Путевых записках по многим российским городам": "Дороги одна другой хуже, мосты еще дурнее, ямщики молодцы, лошади хороши".

Существовали правила, по скольку верст в час ямщики могли возить "обыкновенных проезжающих". Так, в осеннее время полагалось везти восемь верст в час, в летнее - десять, а в зимнее, по санному пути,- двенадцать. Эти правила не распространялись на курьеров и фельдъегерей, которые, как сказано о них, "имеют быть возимы столь поспешно, сколько сие будет возможно".

Обычная скорость при гоньбе па почтовых днем и ночью составляла около ста верст в сутки. Но, договариваясь с ямщиками, путешественники проезжали по зимней дороге в сутки и по двести верст.

О такой быстрой езде Пушкин говорит в седьмой главе "Евгения Онегина", сравнивая русского ямщика с Автомедоном - возницей Ахиллеса из "Илиады" Гомера:

Зато зимы порой холодной Езда приятна и легка. Как стих без мысли в песне модной - Дорога зимняя гладка. Автомедоны наши бойки, Неутомимы наши тройки, И версты, теша праздный взор, В глазах мелькают как забор.

Последние строки поэт снабдил в примечании услышанным анекдотом о быстрой фельдъегерской и курьерской езде: "К... рассказывал, что, будучи однажды послан курьером от князя Потемкина к императрице, он ехал так скоро, что шпага его, высунувшись концом из тележки, стучала по верстам, как по частоколу".

Для путешествия на почтовых выдавалась подорожная. Без нее пли иного документа, удостоверявшего личность путешественника и цель поездки, нельзя было выехать за черту города. Караульные офицеры у застав записывали проезжающих в особые списки. Данные о дворянах, выехавших и въехавших в столицы и губернские города, публиковались в газетах. Только после проверки документов поднимался шлагбаум и путник мог покинуть город или въехать в него.

"Подорожные выдаются,- говорится в почтовых правилах для проезжающих, - в городах: губернских от начальников губерний, областных от начальников областей, а в уездах - от городничих, без подорожной же никто не может получить почтовых лошадей".


"С подорожной по собственной надобности". Копия А. Ф. Новикова с рис. П. И. Челищева. 1830-е гг.

В том случае, когда помещик отправлял своих слуг за покупками в город, он также выписывал им нечто вроде подорожной - билет. Тогда вместо чина и звания сообщались приметы крепостных.

Подобный документ сохранился в бумагах А. С. Пушкина. Он написан рукой самого поэта измененным почерком. Получив известие о смерти императора Александра I (эта весть дошла до Пушкина 29 ноября 1825 года), поэт решил ехать в Петербург, для чего и написан был этот билет сильно измененным почерком, будто бы от имени соседки, тригорской помещицы П. А. Осиповой. Текст его таков:

БИЛЕТ

Сей дан села Тригорского людям: Алексею Хохлову росту 2 арш. 4 вер. волосы темнорусыя, глаза голубыя, бороду бреет, лет 29, да Архипу Курочкину росту 2 ар. 3 1/2 в. волосы свотло-русыя, брови густыя, глазом крив, ряб, лет 45, в удостоверение, что они точно посланы от меня в С.-Петербург по собственным моим надобностям, и потому прошу господ командующих на заставах чинить им свободный пропуск.

Текст билета свидетельствует о том, что под именем Алексея Хохлова скрывался сам Пушкин. Приметы "Хохлова" совпадают с приметами поэта. Годы себе Пушкин прибавил, очевидно считая, что на вид ему можно дать больше.

План побега осуществлен не был. Вскоре пришла весть о поражении восстания и арестах в столице.

Почтовые лошади отпускались согласно указанным в подорожной чину и званию путешественника, что строго регламентировалось "Высочайше утвержденными расписаниями". Начало этому было положено петровской "Табелью о рангах". Едущему "по казенной надобности" оплачивались прогоны.

Чем выше был чин путешественника, тем больше лошадей ему полагалось. Например, особы 1-го класса: генерал-фельдмаршал, генерал-адмирал, канцлер и другие - могли при надобности потребовать на станции 20 лошадей; особы 2-го класса: митрополиты, архиереи и действительные тайные советники, придворные, состоящие во 2-м классе, члены государственного совета и сенаторы - 15 лошадей; особы 3-го класса: генерал-лейтенант, вице-адмирал, придворные особы 3-го класса, тайные советники и все другие чины 3-го класса - 12 лошадей и так далее - чем ниже чин, тем меньше лошадей полагалось. Особы с 9-го по 14-й класс: капитаны, штабс-капитаны, лейтенанты, титулярные советники, все военные и морские обер-офицеры и прочие чины - имели право на трех лошадей, нижним же чинам и служителям полагалось всего по две лошади.

Пушкин по выходе из Лицея получил чин коллежского секретаря (13-й класс), а позднее, с 1831 года, имел чин титулярного советника (10-й класс). У него было право только на трех лошадей.

Сохранилась подорожная поэта, с которой он ехал по Белорусскому почтовому тракту, когда его под видом служебной командировки отправили в первую ссылку: "По указу Его Величества, Государя Императора Александра Павловича Самодержца Всероссийского и прочая, и прочая, и прочая показатель сего, Ведомства Государственной Коллегии иностранных дел коллежский секретарь Александр Пушкин отправлен по надобности службы к Главному попечителю колонистов Южного края России, Г. Генерал-лейтенанту Инзову; почему для свободного проезда сей пашпорт из оной Коллегии дан ему в Санкт-Петербурге мая 5 дня 1820 года" * .

* (В документах и письмах XVIII-XIX веков сохранены особенности орфографии и пунктуации того времени. )

Когда через четыре года поэта по приказу царя высылали уже в новую ссылку, в Псковскую губернию, ему выдали прогоны от Одессы до Пскова согласно чину. "На прогоны к месту назначения по числу верст 1621, на 3 лошади, выдано ему денег 389 руб. 4 коп.", - писал в донесении в июле 1824 года одесский градоначальник.

Фельдъегери и курьеры получали лошадей на почтовых станциях вне очереди. Для них должны были всегда стоять готовые тройки. Но если курьерские лошади были в разгоне, фельдъегерям отдавали любых, бывших в наличии. Затем получали лошадей путешественники в порядке чинов. Человек нечиновный, незнатный голоса на почтовом тракте не имел. Ему подолгу приходилось просиживать в ожидании на станциях. "Чины в России необходимость, хотя бы для одних станций, где без них не добьешься лошадей", - говорит у Пушкина один из персонажей неоконченного "Романа в письмах".

Но всего хуже было путешественнику, когда он не имел подорожной. "Кто езжал по почте, - писал A. H. Радищев в "Путешествии из Петербурга в Москву", - тот знает, что подорожная есть сберегательное письмо, без которого всякому кошельку, генеральский, может быть, исключая, - будет накладно..."

Кроме подорожной для особых случаев в дорожном обиходе существовал лист для смотрителей - о безостановочном отпуске почтовых лошадей. Отпечатанный на специальном бланке лист выдавался "отличным путешественникам и проезжающим по казенной или особой надобности".

Лист для смотрителей не исключал необходимости иметь подорожную, но лошади при наличии его предоставлялись если не безостановочно, то, во всяком случае, быстрее, чем обычно.

Был случай, когда и А. С. Пушкин воспользовался таким листом. Он получил его по знакомству от московского почт-директора А. Я. Булгакова. Отправляясь в дальний путь из Москвы в Казанскую и Оренбургскую губернии собирать материалы для "Истории Пугачева", поэт опасался, что большая часть времени уйдет на ожидание лошадей на станциях. В письме к жене от 2 сентября 1833 года Пушкин писал, что перед отъездом из Москвы он нанес визит А. Я. Булгакову, чтобы "выпросить лист для смотрителей, которые очень мало меня уважают, несмотря на то, что я пишу прекрасные стишки». Такие листы о безостановочном отпуске лошадей хранятся и поныне в Центральном государственном историческом архиве в Ленинграде, в делах Главного почтового управления. А. Я. Булгаков, приятель А. И. Тургенева, одного из друзей Пушкина, безусловно располагал такими бланками и смог выручить поэта. Листы для смотрителей обычно выдавались чиновникам особых поручений. История с листом имела продолжение: Пушкин 18 сентября 1833 года прибыл в Оренбург и остановился здесь у оренбургского военного губернатора В. А. Перовского - брата писателя А. А. Перовского, с которым поэт был близко знаком. Перовский в это время получил письмо от нижегородского губернатора. Речь в нем шла о Пушкине. «Никак не верю,- писал губернатор,- чтобы он разъезжал за документами о пугачевском бунте. Должно быть, ему дано тайное поручение собирать сведения о неисправностях». Письмо рассмешило поэта: его принимали за ревизора. Потом он подал Гоголю мысль о возможности такого сюжета и считал себя крестным отцом его комедии «Ревизор».

Если путешественник не имел подорожной, он должен был заботиться о себе сам, нанимать ямщиков и лошадей по вольной, договорной цене или пытаться получить их на тех же почтовых станциях, за все платя втридорога. Это называлось путешествием «на вольных».

О трудностях езды без подорожной рассказывала кавалерист-девица Н. А. Дурова, описывая свою поездку в Петербург в 1836 году в автобиографической повести «Год жизни в Петербурге, или Невыгоды третьего посещения»:

«Поезжайте без подорожной... Вольные повезут дешевле... Я последовала этому необдуманному совету... Вольные ямщики очень подробно вычисляли, чего бы мне стоило проехать на почтовых станцию, и требовали с меня гораздо больше...

Несколько станций пробовала я брать лошадей почтовых, и меня очень забавляли кривлянья и миганья с таинственным видом некоторых смотрителей, приведенных в восторг тем, что к ним прикатил без подорожной человек, вид которого показывал не имеющего понятия ни о каких хитростях... Смотритель садился за стол, развертывал книгу, оборачивал голову к двери и, крикнув: «Проворнее лошадей!» - оборачивался тотчас же ко мне: «Вашу подорожную?» - «У меня нет ее»,- отвечала я откровенно... После нескольких станций, на которых надобно было платить налево и направо, за все и про все, да еще и очень дорого, поехала я опять на вольных, но тут было еще хуже...»

«С подорожной я заплатила бы от Казани до Петербурга не более трехсот рублей, без нее я издержала ровно шестьсот»,- писала Дурова.

Некоторые путешественники предпочитали «вольных» лошадей, так как боялись быстрой езды - «гоньбы» - на почтовых. Путешествия не всегда бывали благополучны. Из-за плохой дороги либо по причине скорой езды, к которой часто ямщика побуждал и сам нетерпеливый путник, на дорогах опрокидывались экипажи.

«...выехал 5-6 дней тому назад из моей проклятой деревушки на перекладной из-за отвратительных дорог.


"Встреча фельдъегеря". Копия А. Ф. Новикова с рис. П. И. Челищева. 1830-е гг.

Псковские ямщики не нашли ничего лучшего, как опрокинуть меня; у меня помят бок, болит грудь, и я не могу дышать. Жду, чтобы мне стало хоть немного лучше, дабы пуститься дальше на почтовых...»

Самым спокойным был еще широко распространенный в то время старинный способ езды «на своих», или «на долгих». Лошадей тогда обычно не нанимали, а пользовались своими и на одних и тех же лошадях ехали всю дорогу "от места до места", давая им отдохнуть в пути.

В таких случаях путники, не имея необходимости в казенных, почтовых лошадях, делали остановки там, где находили нужным, не завися от расположения почтовых станций.

Езда "на долгих" с длительными остановками для корма и отдыха лошадей без ночной гоньбы, характерной при пользовании почтовыми, действительно была медленной, долгой, но обходилась дешевле.

Пушкин писал в седьмой главе "Евгения Онегина":

Ларина тащилась, Боясь прогонов дорогих, Не на почтовых, на своих...

При езде "на долгих" помещики снаряжали целый обоз для себя, для слуг и множества везомых с собой вещей, продуктов и корма для лошадей. Такой, по тем временам скромный, выезд бережливой помещицы Лариной изображен в романе Пушкина:

Обоз обычный, три кибитки Везут домашние пожитки, Кастрюльки, стулья, сундуки, Варенье в банках, тюфяки, Перины, клетки с петухами, Горшки, тазы et cetera, Ну, много всякого добра. ....................... Поднялся шум, прощальный плач: Ведут на двор осьмнадцать кляч, ....................... В возок боярский их впрягают, ....................... Горой кибитки нагружают...

Все три способа передвижения были известны Пушкину и испытаны им не раз. Он много ездил "на своих", а во время странствий нанимал и "вольных" ямщиков. Свидетельство об этом сохранилось среди приходо-расходных записей в его бумагах и записных книжках * .

* (См.: Рукою Пушкина: Несобранные и неопубликованные тексты. М.-Л.: Academia, 1935, с. 361-362. )

Но из описанных самым верным было путешествие на почтовых. Государственная почта с ее эстафетным способом перевозок от станции к станции гарантировала надежность передвижения. Свой экипаж в пути мог сломаться, лошади выйти из строя. Сколько раз приходилось путешественникам, оставя свою поврежденную карету и лошадей, отправляться далее на почтовых.

Пушкин жаловался С. А. Соболевскому в письме из Михайловского в Москву от 9 ноября 1826 года: "Восемь дней был в дороге, сломал два колеса и приехал на перекладных". "По почте" можно было вернее, а главное, быстрее добраться до места.

Издавна путешествие считалось полезным и целительным занятием. В январе 1830 года Пушкин шутя советовал знакомому M. О. Судиенко: "Милый Судиенко... ты пишешь, что потерял аппетит и не завтракаешь так, как обычно... приезжай на почтовых в Петербург, и аппетит вернется".

Позднее писатели XIX века много говорили о благотворном действии дороги. С. Т. Аксаков в своей хронике "Детские годы Багрова-внука" писал: "Дорога удивительное дело! Ее могущество непреодолимо, успокоительно и целительно. Отрывая вдруг человека от окружающей его среды, все равно, любезной ему или даже неприятной, от постоянно развлекающей его множеством предметов, постоянно текущей разнообразной действительности, она сосредоточивает его мысли и чувства в тесный мир дорожного экипажа, устремляет его внимание сначала на самого себя, потом на воспоминание прошедшего и, наконец, на мечты и надежды - в будущем..."

Полезной считалась и быстрая езда, как придающая энергию и отвагу встряска для организма. О ней говорит Н. В. Гоголь в поэме "Мертвые души": "И какой же русский не любит быстрой езды?.. Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное?.."

Путешествия на лошадях делали дорогу запоминающейся. При таком способе передвижения Россия казалась бескрайней. У Пушкина: "От финских хладных скал до пламенной Колхиды" ("Клеветникам России"); у Гоголя: "...хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь" ("Ревизор") или "ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты..." ("Мертвые души").

Путешествующий близко видел и ощущал родную землю, и потому так особенно характерна для русской литературы с конца XVIII и до середины XIX века связь темы дороги с образом родины. Например, у А. Н. Радищева в его "Путешествии из Петербурга в Москву" дорога - это и сама Россия. Через путешествие познает Русь и пушкинский герой:

Онегин едет; он увидит Святую Русь: ее поля, Пустыни, грады и моря.

Гоголь саму Русь сравнивает с "бойкой необгонимой тройкой" и, чтобы также показать Россию, в "Мертвых душах" отправляет в дорогу своего героя Чичикова.

Дорога порождает образ отчизны и в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Родина":

Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень.

С дорогой была связана также тема разлуки и неизвестности, ожидающей путешественника на чужбине.

Грусть расставания, которой полны памятники народной поэзии, находит особое выражение у русских писателей конца XVIII и первой половины XIX века.

Н. М. Карамзин в "Письмах русского путешественника" обращается к друзьям: "Расстался я с вами, милые, расстался! Сердце мое привязано к вам всеми нежнейшими своими чувствами, а я беспрестанно от вас удаляюсь и буду удаляться!.. Сколько лет путешествие было приятнейшею мечтою моего воображения?.. Но когда пришел желаемый день, я стал грустить, вообразив в первый раз живо, что мне надлежало расстаться с любезнейшими для меня людьми в свете".


Лубочная картинка к народной песне на стихи А. С. Пушкина "Под вечер осенью ненастной". 1829

В седьмой главе "Евгения Онегина" грустит, покидая родной дом, Татьяна:

"Простите, мирные места! Прости, приют уединенный! Увижу ль вас?.." И слез ручей У Тани льется из очей.

Было ли путешествие желанным или вынужденным, впереди оно таило неведомое. Что же ждет путника впереди?

Кто сей путник и отколе, И далек ли путь ему? По неволе иль по воле Мчится он в ночную тьму? На веселье, иль кручину, К ближним ли под кров родной, Или в грустную чужбину Он спешит, голубчик мой?

(П. А. Вяземский. Еще тройка)

Вернется ли путник в покинутый родной дом и к своим друзьям и найдет ли их прежними после долгой разлуки? Какова судьба его?

В русском языке, народном поэтическом творчестве и произведениях литературы темы дороги (пути) и человеческой судьбы сближались с давней поры.

В стихотворении "19 октября" 1825 года Пушкин, обращаясь к лицейскому товарищу А. М. Горчакову, писал:

Нам разный путь судьбой назначен строгой; Ступая в жизнь, мы быстро разошлись: Но невзначай проселочной дорогой Мы встретились и братски обнялись.

Как символ человеческой судьбы, быстро текущей жизни и невозвратности уходящего времени тема дороги-судьбы волновала поэтов со времен античности * .

* (У истоков этой темы лежал античный миф о Фаэтоне - сыне Гелиоса - бога солнца (согласно мифу, Гелиос каждое утро выезжает с востока в колеснице, запряженной четверкой быстроногих огнедышащих коней, а вечером на западе спускается в океан. Фаэтон умолил отца доверить ему управление колесницей на один день, но не смог справиться с конями и погиб). Поэтический миф о Фаэтоне (в XIX веке фаэтоном был назван особый вид легкой коляски) по-разному интерпретировался многими авторами, и мы лишь коснемся этой большой темы. )

Она нашла отражение и в русской поэзии. Так, например, в 1825 году Е. А. Баратынский написал стихотворение "Дорога жизни". Время уподобляется в нем почтовым лошадям.

В дорогу жизни снаряжая Своих сынов, безумцев нас, Снов золотых судьба благая Дает известный нам запас: Нас быстро годы почтовые С корчмы довозят до корчмы, И снами теми путевые Прогоны жизни платим мы * .

* (Стихи позднее получили и второе название - "Путевые расходы": путник платит за проезд "снами золотыми". По-своему па- ходит здесь отражение тема Фаэтона, заплатившего жизнью за путешествие на солнечной колеснице. )

В 1823 году Пушкин, словно заимствуя образ из мировой поэзии, написал "Телегу жизни". В его стихотворении вместо "легкой колесницы" и "солнечных коней * " - "телега" и "ямщик лихой":

* (Гете писал в книге "Из моей жизни. Поэзия и правда": "...мчат солнечные кони легкую колесницу судьбы, и нам остается лишь твердо и мужественно управлять ими... Куда мы несемся, кто знает?!!" )

Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка. С утра садимся мы в телегу; Мы рады голову сломать И, презирая лень и негу, Кричим: пошел!.......... Но в полдень нет уж той отваги; Порастрясло нас; нам страшней И косогоры и овраги; Кричим: полегче, дуралей! Катит по-прежнему телега; Под вечер мы привыкли к ней И дремля едем до ночлега, А время гонит лошадей.

Путник у Пушкина совершает в "Телеге жизни" свой обычный человеческий путь, он проезжает в ней утро, полдень и вечер своей жизни, а гонит лошадей "седое время".

У Пушкина немало стихов, связанных с дорожными впечатлениями и размышлениями. Одно из них он начал писать в 1833 году и затем вернулся к нему в конце 1835 года. Текст остался незавершенным. В черновых рукописях несколько вариантов. По ним можно судить, что поэт хотел рассказать о каком-то путешествии. В черновиках в одном случае речь о дороге "От** к Москве", в другом строки: "Там, где ровный и отлогий путь под Волгою лежит" * . Обработанный в 1835 году набело отрывок наводит на мысль о дороге на Псков. Но в то же время этот почти лишенный географических указаний окончательный набросок позволяет судить об основной мысли стихотворения. Она заключена в том, что путешественник проездом невидимо наблюдает и познает чужую жизнь:

* (Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 16 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937-1949. Т.3, с. 403, 1012-1013. )

Если ехать вам случится От**** на** Там, где Л. струится Меж отлогих берегов,- От большой дороги справа, Между полем и селом, Вам представится дубрава, Слева сад и барский дом. ....................... И, ездой скучая, мимо..............развлечен, Путник смотрит невидимо На семейство, на балкон.

Проезжая по одной и той же дороге, путник видит все тот же пейзаж и одних и тех же людей - дом и сидящее на балконе семейство, и каждый раз он наблюдает их жизнь невидимо от них.

К этому приему не раз обращался Пушкин в своем творчестве. Рассказ постороннего человека, наблюдающего чужую жизнь, стал основой повести "Станционный смотритель", где так полно отражены путевые впечатления поэта и дорожный быт России * .

* (См.: Берковский Н. Я. Статьи о литературе. M.-JI.: Гослитиздат, 1962, с. 323. )

Редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел я дела... Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести... Из их разговоров (коими некстати пренебрегают господа проезжающие) можно почерпнуть много любопытного и поучительного...

Пушкин А.С. Станционный смотритель