К основным специфическим методам спортивной тренировки относится. Средства спортивной подготовки. Рис.32. Условная схема волн динамики объема нагрузок: ЕВ - большая волна; СВ - средняя волна; МВ - малая волна

Средства и методы спортивной тренировки

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Средства и методы спортивной тренировки
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Цель, задачи и принципы спортивной тренировки

ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Современная система подготовки спортсмена является слож­ным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-техни­ческие условия и т.п., обеспечивающие достижения спортсменом наивысших спортивных показателœей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям.

В структуре системы подготовки спортсмена выделяют:

  • спортивную тренировку;
  • спортивные соревнования;
  • вне тренировочные и вне соревновательные факторы, влия­ющие на результативность тренировки и соревнований.

Спортивная тренировка как важнейшая составная часть системы подготовки спортсмена представляет собой специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физиче­ских упражнений с целью достижения физического совершенства;И высоких спортивных результатов путем воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей спортсмена.

В процессе спортивной тренировки решаются общие и частные задачи, которые в конечном счете обеспечивают спортсмену креп­кое здоровье, нравственное и интеллектуальное воспитание, гар­моничное, физическое развитие, техническое и тактическое мас­терство, высокий уровень развития специальных физических, пси­хических, моральных и волевых качеств, а также знаний и навы­ков в области теории и методики спорта.

Достигнуть высот спортивного мастерства можно только в про­цессе круглогодичной тренировки на протяжении ряда лет при Правильном сочетании физических упражнений и отдыха; путем Постепенного повышения тренировочных и соревновательных на­грузок, соблюдая оптимальное соотношение их объёма и интен­сивности; организуя общий режим жизни и деятельности в рамках условий спортивного образа жизни. Тренировка в отдельных видах легкой атлетики проводится с учетом индивидуальных особенно­стей спортсмена и специфики этих видов.

В результате спортивной тренировки происходят разнообраз­ные морфологические и функциональные изменения в организме спортсмена, определяющие состояние его тренированности, кото­рое принято связывать преимущественно с приспособительными (адаптационными) перестройками биологического характера, от­ражающими возможности различных функциональных систем и механизмов. Обычно выделяют общую и специальную трениро­ванность.

Общая тренированность изменяется под воздействием неспе­цифических упражнений, укрепляющих здоровье, повышающих уровень развития физических качеств и функциональных возмож­ностей органов и систем организма, применительно к различным видам мышечной деятельности. Специальная тренированность яв­ляется результатом совершенствования спортсмена в конкретном виде мышечной деятельности, избранном в качестве предмета спортивной специализации. Некоторые специалисты выделяют еще вспомогательную тренированность, создающую основу для специ­альной тренированности и занимающую промежуточное положе­ние между ней и общей тренированностью.

Тренированность спортсмена следует отличать от подготов­ленности - понятия более широкого, отражающего весь комп­лекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов в соревнова­ниях.

Подготовленность включает кроме тренированности и другие составляющие спортивного мастерства: теоретические знания, психологическую установку на показ максимального результата͵ мобилизационную готовность к спортивной борьбе и т.д. Со­стояние наивысшей подготовленности, характерное для данного этапа спортивного совершенствования, обычно обозначают как готовность к высшим достижениям, или состояние спортивной формы.

В основу спортивной тренировки спортсмена положены две груп­пы принципов. Первая группа охватывает общие принципы дидак­тики, характерные для любого процесса обучения и воспитания. К ним относятся научность, воспитывающий характер обучения, сознательность и активность, наглядность, прочность, система­тичность и последовательность, доступность, индивидуальный подход в условиях коллективной работы. Вторая группа - специ­фические принципы спортивной тренировки, отражающие зако­номерные связи между тренировочными воздействиями и реак­цией на них организма спортсмена, а также между различными составляющими содержания тренировочного процесса. Это - на-правленность к высшим достижениям, углубленная специализа­ция, единство общей и специальной подготовки, непрерывность тренировочного процесса, единство постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам, волнообразность динамики нагрузок, цикличность тренировочного процесса.

Важно заметить, что для спортивной тренировки характерна направленность к дос­тижению максимально доступных спортсмену результатов в из­бранном виде спорта͵ этим предопределяются всœе отличительные черты тренировочного процесса: его целœевая направленность, состав средств и методов, особенности планирования, величина и характер применяемых нагрузок, особенности соревнователь­ной деятельности и т.п.

Необходимость гармонического физического развития личнос­ти обуславливает закономерную связь общей и специальной под­готовки, их единство. Односторонняя специальная подготовка мо­жет привести к снижению уровня разносторонней функциональной подготовленности или однобокому развитию отдельных сторон подготовленности в ущерб другим. Общая подготовленность долж­на быть направлена, с одной стороны, на развитие качеств и со­вершенствование навыков и умений, которые опосредованно вли­яют на спортивную специализацию, а с другой стороны, разно­сторонняя подготовленность требует такой организации специ­альной тренировки, которая позволила бы ʼʼувязатьʼʼ имеющийся функциональный потенциал со спецификой конкретного вида легкой атлетики.

Соотношение общей и специальной подготовленности опре­деляется особенностями построения многолетних и круглогодич­ных тренировок, обуславливается также возрастом спортсмена, уров­нем его спортивного мастерства, спортивной специализацией, индивидуальными особенностями, степенью тренированности. На ранних этапах спортивного совершенствования доля общей подготовки велика, и она прежде всœего служит задачам укрепле­ния здоровья, повышения уровня физических качеств и функци­ональных возможностей применительно к разнообразным фор­мам мышечной деятельности. В дальнейшем, по мере роста мас­терства спортсмена это соотношение изменяется в сторону увеличе­ния средств специальной подготовки, а сама общая подготовка всœе более приобретает вспомогательный характер.
Размещено на реф.рф
Колебания в соотношении и направлении общей и специальной подготовки могут значительно варьировать, и от того, насколько правильно тренер сумел спланировать это соотношение, зависят уровень и темпы роста результатов у каждого конкретного спортсмена.

Непрерывность тренировочного процесса характеризуется сле­дующими положениями:

· спортивная тренировка строится как многолетний и кругло­годичный процесс, всœе звенья которого взаимосвязаны, взаимо­обусловлены и подчинœены задаче достижения максимальных спортивных результатов;

· воздействие каждого последующего тренировочного занятия, микроцикла, этапа и т.д. как бы наслаивается на результаты пре­дыдущих, закрепляя и развивая их;

· работа и отдых в спортивной тренировке регламентируются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие качеств и способностей, определяющих уровень спортивного мастерства в конкретном виде легкой атлетики, т. е. повторные занятия, микро-и даже мезоциклы могут проводиться как при повышенной или восстановившейся работоспособности, так и при различных сте­пенях утомления спортсмена.

Эти положения находят различное отражение в практике под­готовки спортсменов разного возраста и квалификации. Так, юные спортсмены, имеющие I спортивный разряд, обычно довольству­ются ежедневными одноразовыми занятиями при относительно редком применении занятий с большими нагрузками (1 - 2 раза в неделю). При подготовке спортсменов высокого класса подобный режим в лучшем случае приведет к поддержанию имеющегося уровня тренированности, в связи с этим для них крайне важно проведе­ние ежедневно 2 - 3 занятий и еженедельно 4 - 6 занятий с боль­шими нагрузками.

Важно заметить, что для современной спортивной тренировки характерно посте­пенное увеличение объёма выполняемой работы в единстве с тен­денцией к максимальным величинам тренировочных нагрузок. Это позволяет на каждом новом этапе совершенствования предъяв­лять к организму спортсмена требования, близкие к пределу его функциональных возможностей, что имеет решающее значение для бурного протекания приспособительных процессов.

При постепенном нарастании тренировочных нагрузок выделя­ют следующие параметры их максимума:

  • увеличение суммарного годового объёма от 100 до 1500 часов;
  • увеличение количества тренировочных занятий в течение не­дели от 3 до 15 и более;
  • увеличение количества тренировочных занятий в течение од­ного дня от 1 до 3 - 4;
  • увеличение количества тренировочных занятий с большими нагрузками в течение недели до 5 -6 раз.

Кроме этого крайне важно выделить следующие направления ин­тенсификации тренировочного процесса:

  • относительно позднюю узкую специализацию;
  • плавное изменение соотношения средств общей и специаль­ной подготовки в сторону увеличения доли последней;
  • возрастание в суммарном объёме доли работы в ʼʼжесткихʼʼ режимах, способствующих развитию специфических качеств;
  • увеличение количества занятий избирательной направлен­ности, вызывающих глубокую мобилизацию соответствующих функциональных возможностей организма спортсмена;
  • увеличение количества соревновательных стартов;
  • постепенное расширение применения дополнительных фак­торов (физиотерапевтических и др.
    Размещено на реф.рф
    средств) с целью повышения работоспособности спортсменов в тренировочной деятельности и ускорения процессов восстановления после нее.

С одной стороны, разумное использование вышеперечислен­ных возможностей интенсификации тренировочного процесса по­зволяет обеспечить планомерный прогресс и достижение высоких результатов в оптимальной возрастной зоне. С другой стороны, при подготовке спортсменов юношеского возраста͵ чрезмерное увлечение большими тренировочными нагрузками, специально-подготовительными упражнениями, средствами интенсификации восстановительных процессов и т.п. приводит к относительно бы­строму исчерпанию физического и психического потенциала их организма, к застою в спортивных результатах.

В корне принципа волнообразности и вариативности динами­ки тренировочных нагрузок лежат закономерности утомления и восстановления после напряженной мышечной деятельности, про­текания адаптационных процессов в результате тренировки, вза­имодействия объёма и интенсивности работы в связи с измене­ниями преимущественной направленности тренировочных заня­тий и ряд других причин.

Волнообразная динамика нагрузок характерна для различных структурных единиц тренировочного процесса. При этом наиболее четко волны нагрузок просматриваются в относительно крупных его единицах. Закономерные волнообразные колебания просле­живаются при рассмотрении динамики нагрузок в серии микро­циклов или 2 - 3 мезоциклах. Волнообразное изменение трениро­вочных нагрузок позволяет избежать противоречий между видами работы различной преимущественной направленности, объёмом и интенсивностью тренировочной работы, процессами утомления и восстановления.

Вариативность нагрузок обусловливается многообразием задач, стоящих перед спортивной тренировкой, крайне важно стью управ­ления работоспособностью спортсмена и процессами восстанов­ления в различных структурных образованиях тренировочного процесса (микро-, мезо-, макроциклах). Широкий спектр методов и средств спортивной тренировки, обеспечивающий разнонаправ­ленные воздействия на организм спортсмена, применение различ­ных по величинœе нагрузок в отдельных занятиях и их частях, а так­же в других структурных образованиях определяют вариативность нагрузок в тренировочном процессе. Вариативность нагрузок по­зволяет обеспечить всœестороннее развитие качеств, определяющих уровень спортивных достижений, а также их отдельных компонен­тов; способствует повышению работоспособности при выполнении отдельных упражнений, программ занятий и микроциклов, увели­чению суммарного объёма выполненной работы, интенсификации восстановительных процессов и профилактике явлений переутом­ления и перенапряжения функциональных систем.

Одной из базовых закономерностей спортивной тренировки является цикличность. Она состоит в систематическом повто­рении относительно законченных структурных единиц трениро­вочного процесса: отдельных занятий, микроциклов, мезоциклов, этапов, периодов, макроциклов.

Различают:

  • микроциклы тренировки продолжительностью от 2 - 3 до 7 - 10 дней;
  • мезоциклы - от 3 до 5 - 8 недель;
  • этапы тренировки от 2 - 3 недель до 2 - 3 месяцев;
  • периоды - от 2 - 3 недель до 4 -6 месяцев;
  • макроциклы - от 3 - 4 до 12 месяцев.

Построение тренировки на базе различных циклов дает воз­можность систематизировать задачи, средства и методы трениро­вочного процесса и наилучшим образом обеспечить выполнение других его принципов: непрерывности; единства общей и специ­альной подготовки; единства постепенности и тенденции к мак­симальным нагрузкам; волнообразности динамики нагрузок.

Средство - это конкретное содержание действия спортсмена, а метод - это способ действий, путь их применения. Основными средствами тренировки спортсмена являются физические упраж­нения, которые условно можно разделить на три группы: обще­подготовительные, специально-подготовительные и соревнова­тельные.

К общеподготовительным упражнениям относятся те, которые по форме движения не имеют сходства с соревновательным уп­ражнением, с помощью них решается задача всœестороннего функ­ционального развития организма спортсмена, повышается общий уровень работоспособности и координации движений.

Специально-подготовительные упражнения по внешней форме и внутреннему содержанию проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма спортсмена очень близки к избранному виду легкой атлетики. Οʜᴎ занимают центральное место iB системе тренировок легкоатлетов и охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности, способ­ствуют направленному воздействию на те или иные системы орга­низма и, решая задачи развития физических способностей, со­вершенствуют техническое мастерство.

Специально-подготовительные упражнения по силе воздействия должны быть идентичными соревновательному упражнению или же несколько превосходить его. Только при этом условии возмо­жен положительный перенос тренированности. Чем меньше спе­циально-подготовительные упражнения отличаются от соревно­вательного, тем они более эффективны.

Специально-подготовительные упражнения могут избиратель­но воздействовать на отдельные звенья тела спортсмена - это упражнения локального воздействия; могут также воздействовать на весь организм в целом, т. е. повторяют в тех или иных (облег­ченных, утяжелœенных) условиях тренировочного процесса сорев­новательные упражнения в целом - это упражнения глобального воздействия. К примеру, в метании молота к упражнениям локаль­ного воздействия можно отнести упражнения, повторяющие от­дельные элементы броска, а к упражнениям глобального воздей­ствия - метания облегченных или утяжелœенных снарядов с одного, двух и более поворотов.

Соревновательные упражнения - это комплекс двигательных Действий, являющихся предметом спортивной специализации и Выполняемых в соответствии с существующими правилами со­ревнований. К этим упражнениям относятся избранный вид легкой атлетики и его варианты. Важно заметить, что для спринтеров - это бег на короткие Дистанции, эстафетный бег, бег с ходу и со старта͵ бег с гандика­пом и т.п.

Средства спортивной тренировки разделяются по направлен­ности воздействия на две группы:

Преимущественно связанные с совершенствованием различ­ных сторон подготовленности - технической, тактической и т. п.;

- преимущественно связанные с развитием двигательных качеств.

Средства и методы спортивной тренировки - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Средства и методы спортивной тренировки" 2017, 2018.


Спортивная тренировка - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
Существует две направленности спорта - массовый спорт и профессиональный. Соответственно они имеют разные цели и задачи. Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых. Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.
Спортивная тренировка является одной из форм спортивной подготовки. Второе понятие – более широкое и направлено на использование всей совокупности тренировочных и внетренировочных средств, методов, форм и условий (лекции, беседы, соревнования, образ жизни, специализированное питание, методы восстановления и т.д.), с помощью которых обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям.
Готовность к достижению спортивных результатов характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств - силы, быстроты, выносливости и других, степенью владения техникой и тактикой (технико-тактическая подготовленность), необходимым уровнем развития психических и личностных свойств (психологическая подготовленность), соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовленность).
Что же касается средств, методов, принципов спортивной тренировки, то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений.
    Средства спортивной тренировки
Средством называется то, что используется для решения определенных задач. Комплекс средств спортивной тренировки составляют: физические и идеомоторные упражнения, гигиенические факторы и оздоровительные силы природы, технические и тренажерные устройства.
Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения .
Упражнения могут быть разделены на три группы: избранные соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные.
Избранные соревновательные упражнения - это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта.
Ряд соревновательных упражнений носит характер относительно узконаправленных и ограниченных по двигательному составу действий. Это циклические дисциплины (легкоатлетический бег; ходьба; лыжные, велосипедные гонки; бег на коньках; плавание; гребля и др.); ациклические (тяжелая атлетика, стрельба, единоборства и др.) и смешанные упражнения (легкоатлетические прыжки, метания и др.) По характеру воздействия на основные физические качества эти упражнения можно подразделить на скоростно-силовые и требующие преимущественного проявления выносливости, а также комплексные - воздействующие на широкий круг физических способностей, к которым относятся спортивные игры и спортивные единоборства (борьба, бокс, фехтование). В этих видах соревновательных упражнений комплексное проявление основных физических качеств происходит в условиях постоянной и внезапной смены ситуации и форм движений.
Существуют также комплексы относительно самостоятельных соревновательных упражнений, представляющие особые виды спорта -двоеборья и многоборья. Они могут включать как соревновательно однородные упражнения (конькобежный спорт), так и совершенно разнородные (современное пятиборье, легкоатлетические многоборья, лыжное двоеборье и др.). В то же время существует большая группа соревновательных упражнений многоборного характера с постоянно изменяющимся содержанием (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.).
Удельный вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта за исключением спортивных игр невелик, т.к. они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.
Специально- подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Смысл любого специально-подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом конкретном случае, а следовательно, относительно ограничены по объему.
Понятие «специально-подготовительные упражнения» является собирательным, так как объединяет целую группу упражнений:
1) подводящие упражнения - двигательные действия, облегчающие освоение основного физического упражнения благодаря содержанию в них некоторых движений, сходных по внешним признакам и характеру нервно-мышечных напряжений (например, переход толчком ног из упора лежа в упор стоя согнувшись ноги врозь является подводящим упражнением для освоения прыжка ноги врозь через козла в длину);
2) подготовительные упражнения - двигательные действия, способствующие развитию тех двигательных качеств, которые необходимы для успешного изучения основного физического упражнения (например, подтягивание будет служить подготовительным упражнением для изучения лазанья по канату).
3) упражнения в виде отдельных частей соревновательного упражнения (элементы соревновательной комбинации - у гимнастов, отрезки соревновательной дистанции - у бегунов, пловцов, игровые комбинации -у футболистов, волейболистов и т. п.);
4) имитационные упражнения, приближенно воссоздающие в иных условиях соревновательное упражнение (бег на роликовых коньках - для конькобежца);
5) упражнения из смежных видов спортивных упражнений (сальто из акробатики - для прыгуна в воду).
Выбор специально-подготовительных упражнений зависит от задач тренировочного процесса. Например, при освоении нового двигательного действия широко используются подводящие упражнения, а для поддержания необходимого уровня тренированности в межсезонье - имитационные упражнения.
Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. Общеподготовительные упражнения не имеют прямой связи с соревновательными и предназначены расширить запас двигательных навыков и качеств спортсмена, повысить его общую тренированность. Объем общеподготовительных упражнений теоретически не имеет пределов. Однако в конкретном тренировочном процессе используется сравнительно ограниченное их количество. Объясняется это тем, что в условиях глубокой специализации и дефицита тренировочного времени спортсмен отбирает только те общеподготовительные упражнения, которые так или иначе способствуют его специализации.
    Методы спортивной тренировки
Метод - способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методические приемы часть того или иного метода, элементы, выражающие отдельные действия тренера и обучающихся в процессе их взаимной деятельности.
Основные методы спортивной тренировки можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические (упражнения). Как правило, все эти методы и методические приемы применяются в физической, технической и тактической подготовке спортсмена. Выбор метода определяется задачей, возрастом, состоянием здоровья, подготовленностью, квалификацией спортсмена, применяемыми средствами, условиями занятий профессиональной подготовленностью педагога-тренера и др. факторами.
Словесный метод -с его помощью сообщаются теоретические сведения по технике, тактике, правилам соревнований. В работе со спортсменами старшего возраста методы слова используются больше.
Методы обеспечения наглядности применяются для создания зрительных, слуховых, двигательных образов. Их условно можно разделить на две группы:
1) методы непосредственной наглядности (показ техники физических упражнений);
2) методы опосредованной наглядности (показ плакатов, рисунков, схем и других пособий).
Метод упражнений , основан на двигательной деятельности и условно разделяется на две группы:
1) метод строго регламентированного упражнения;
2) метод относительно нерегламентированного упражнения.
К первой группе относятся метод целостного или расчлененного упражнения и методы равномерного, переменного, повторного, интервального упражнения и др.
Ко второй группе, прежде всего, относятся игровой и соревновательный методы.
Суть метода целостного упражнения заключается в том, что разучиваемое упражнение выполняется в целом, т.е. технику движения осваивают сразу после показа и объяснения простейших упражнений, которые нельзя расчленять (бросок по кольцу).
Метод расчлененного упражнения предусматривает расчленение сложного технического действия (выход со стартовых колодок).
Равномерный метод характеризуется тем, что физическое упражнение выполняют непрерывно в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью, стремясь сохранить заданную скорость, постоянный темп и т.д.
Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа и т.п.
Повторный метод характеризуется многократным выполнением
упражнения с определенным интервалом отдыха, в течение которого достаточно полно восстанавливается работоспособность.
Интервальный метод внешне походит на повторный. Оба характеризуются многократным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха. Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется исключительно самим упражнением (длительностью интенсивностью), то при интервальном методе тренирующим воздействием обладают также интервалы отдыха. Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторного упражнения ЧСС была 120-140 уд/сек, т.е. каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления. Число повторений упражнений от 10-20 до 20-30.
Основу игрового метода составляет игровая двигательная деятельность, определенным образом упорядоченная. Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми (хоккеем, волейболом). Игровой метод один из важных в процессе подготовки, особенно, молодых спортсменов. Один из недостатков игрового метода - ограниченные возможности дозировки нагрузки как по направленности, так и по степени воздействия.
Соревновательный метод - один из способов стимулирования интересов деятельности спортсменов с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо упражнении при соблюдении правил соревнований. Соревновательный метод используется либо в элементарной форме (например, кто больше забросит в кольцо мячей), либо в виде официальных и полуофициальных соревнований в основном подготовительного характера Фактор соперничества в процессе состязаний создает благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий. Дозировка нагрузки ограничена.
    Общепедагогические и другие средства и методы, используемые в спортивной тренировке.
В комплексе с системой упражнений, составляющей специфическую основу тренировочного процесса, в спортивной тренировке используются многие общепедагогические и специальные средства и методы, включенные в систему подготовки спортсмена.
Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. Как и во всяком педагогическом процессе, ведущая роль в спортивной тренировке принадлежит педагогу-тренеру. Для руководства тренировочной деятельностью спортсмена, его обучения и воспитания тренер использует в первую очередь методически разработанные формы речевого общения, убеждения, внушения, разъяснения и управления. Хорошо известно, что роль слова в качестве педагогического средства и метода исключительно велика и многогранна. С его помощью тренер влияет фактически на все стороны деятельности спортсмена в процессе тренировки. К этим методам относятся инструктирование перед выполнением заданий, сопроводительные пояснения, вводимые по ходу упражнений и в интервалах между ними, указания и команды, замечания и словесные оценки поощрительного или коррекционного характера.
Для обеспечения необходимой наглядности и достоверности восприятий в современной практике спорта используются специализированные средства и методы. Они направлены не только на формирование зрительных восприятий, но и обеспечивают наглядность в самом широком смысле этого слова, дают объективную информацию о параметрах выполняемых действий и способствуют их исправлению по ходу выполнения. Так, решая задачи технической, тактической и физической подготовки, в частности, применяют:
- средства киноциклографической и видеомагнитофонной демонстрации (демонстрация типовых кинокольцовок с записью техники спортивных движений, анализ видеозаписей упражнения, только что выполненного спортсменом, и т. п.);
и т.д.................

Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования.

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на две группы упражнений:

Соревновательные,

Вспомогательные (специально-подготовительные, общеподготовительные).

Соревновательные упражнения - это целостные двига­тельные действия (либо совокупность двигательных действий), кото­рые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранно­му виду спорта. Они делятся на 2 группы:

1-собственно-соревновательные упражнения

2-тренировочные формы соревновательных упражнений.

Ряд собственно-соревновательных упражнений носит характер относительно узконаправленных и ограниченных по двигательному составу дейст­вий. Это циклические дисциплины (легкоатлетический бег; ходьба; лыжные, велосипедные гонки; бег на коньках; плавание; гребля и др.); ациклические (тяжелая атлетика, стрельба, единоборства и др.) и сме­шанные упражнения (легкоатлетические прыжки, метания и др.) По характеру воздействия на основные физические качества эти упраж­нения можно подразделить на скоростно-силовые и требующие пре­имущественного проявления выносливости , а также комплексные -воздействующие на широкий круг физических способностей, к кото­рым относятся спортивные игры и спортивные единоборства (борьба, бокс, фехтование). В этих видах соревновательных упражнений ком­плексное проявление основных физических качеств происходит в ус­ловиях постоянной и внезапной смены ситуации и форм движений.

Существуют также комплексы относительно самостоятельных со­ревновательных упражнений, представляющие особые виды спорта -двоеборья и многоборья. Они могут включать как соревновательно однородные упражнения (конькобежный спорт), так и совершенно разнородные (современное пятиборье, легкоатлетические многоборья, лыжное двоеборье и др.). В то же время существует большая группа соревновательных упражнений многоборного характера с постоянно изменяющимся содержанием (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.).

Наряду с вышеперечисленными комплексами соревновательных упражнений в процессе спортивной тренировки используются и их тренировочные формы, которые по отдельным особенностям режима выполнения могут отличаться от собственно-соревновательных, т.к.направлены на решение тренировочных задач и могут представлять собой более утяжеленные или облегченные формы этих упражнений. Удельный вес соревновательных упражнений в боль­шинстве видов спорта за исключением спортивных игр невелик, т.к. они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.


К вспомогательным упражнениям относят специально-подготовительные и общеподготовительные.

Специально-подготовительные упражнения (СПУ) включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру про­являемых способностей.

Так, к числу специально-подготовительных упражнений бегуна относится, например, бег по от­резкам избранной дистанции; у гимнастов аналогичную роль играет выполнение элементов и связок соревновательных комбинаций; у игро­виков - игровых действий и комбинаций (сюда может относиться вы­полнение отдельных ударов, элементов игровых комбинаций и т.д.). Специально-подготовительные упражнения не тождественны избранному соревновательному упражнению. Они создаются и подбираются с та­ким расчетом, чтобы обеспечить более направленное и дифференци­рованное воздействие на совершенствование физических способно­стей и формирование навыков, необходимых спортсмену.

В зависимости от преимущественной направленности специально-подготовительные упражнения подразделяют на:

1. подводящие, способст­вующие освоению формы, техники движений;

2. развивающие, на­правленные на воспитание физических качеств (силы, быстроты, вы­носливости и т.д.). Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий часто тесно взаимосвязаны.

Обшеподготовительные упражнения (ОПУ) являются преимущест­венно средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения - как при­ближенные по особенностям своего воздействия к специально-подготовительным, так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные). Круг этих средств теоретически без­граничен. Практически же он ограничивается временем, местом заня­тий и другими обстоятельствами.

При выборе общеподготовительных упражнений обычно соблю­дают следующие требования: общая физическая подготовка спорт­смена должна включать на ранних этапах спортивного пути средства, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития, а на этапах углубленной специализации и спортивного со­вершенствования являться фундаментом для совершенствования со­ревновательных навыков и определяющих спортивный результат фи­зических способностей:

- при воспитании неспецифической, т.е. общей выносливости -длительный бег умеренной интенсивности, лыжные кроссы, плавание;

- при воспитании собственно-силовых способностей - упражнения со штангой, заимствованные из тяжелой атлетики, а также упражне­ния спортивно-вспомогательной гимнастики с различного рода отя­гощениями и сопротивлением;

- при воспитании быстроты движений и двигательной реакции -спринтерские упражнения, тренировочные разновидности спортивных игр и подвижные игры;

- при воспитании координационных способностей - элементы спортивной гимнастики, акробатики, игры с высокими требованиями к координации движений.

Однако тренеру всегда следует помнить, что ОПУ должны вместе с тем выражать особенности спортивной специализации. Между раз­личными физическими упражнениями возможны как положительные, так и отрицательные взаимодействия, обусловленные закономерно­стями положительного и отрицательного "переноса" различных фи­зических качеств и двигательных навыков.

Включение общеподготовительных упражнений в тренировочный процесс обычно способствует его общей эффективности особенно у детей. Детский и подростковый организм находится в постоянном разви­тии. Его костно-связочный аппарат относительно непрочен и уязвим для крайне односторонних нагрузок. Юные спортсмены, которые вы­полняют большие объемы специализированных нагрузок, более под­вержены травмам, чем тренирующиеся с достаточными объемами об­щеподготовительных средств.

В процессе спортивной тренировки следует учитывать, что грани­цы между представленными группами тренировочных средств в ка­кой-то мере условны. Всегда имеются упражнения, которые занимают как бы промежуточное положение, объединяя в себе признаки всех трех групп.

Средства спортивной тренировки

Основные специфические средства спортивной тренировки .

Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения.

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные.

Избранные соревновательные упражнения - это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта.

Ряд соревновательных упражнений носит характер относительно узконаправленных и ограниченных по двигательному составу действий. Это циклические дисциплины (легкоатлетический бег; ходьба; лыжные, велосипедные гонки; бег на коньках; плавание; гребля и др.); ациклические (тяжелая атлетика, стрельба, единоборства и др.) и смешанные упражнения (легкоатлетические прыжки, метания и др.) По характеру воздействия на основные физические качества эти упражнения можно подразделить на скоростно-силовые и требующие преимущественного проявления выносливости, а также комплексные -воздействующие на широкий круг физических способностей, к которым относятся спортивные игры и спортивные единоборства (борьба, бокс, фехтование). В этих видах соревновательных упражнений комплексное проявление основных физических качеств происходит в условиях постоянной и внезапной смены ситуации и форм движений.

Существуют также комплексы относительно самостоятельных соревновательных упражнений, представляющие особые виды спорта -двоеборья и многоборья. Они могут включать как соревновательно однородные упражнения (конькобежный спорт), так и совершенно разнородные (современное пятиборье, легкоатлетические многоборья, лыжное двоеборье и др.). В то же время существует большая группа соревновательных упражнений многоборного характера с постоянно изменяющимся содержанием (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.).

Наряду с вышеперечисленными комплексами соревновательных упражнений в процессе спортивной тренировки используются и их тренировочные формы, которые по отдельным особенностям режима выполнения могут отличаться от собственно-соревновательных, т.к. направлены на решение тренировочных задач и могут представлять собой более утяжеленные или облегченные формы этих упражнений.

Удельный вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта за исключением спортивных игр невелик, т.к. они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.

Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Смысл любого специально-подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом конкретном случае, а следовательно, относительно ограничены по объему.

Понятие «специально-подготовительные упражнения» является собирательным, так как объединяет целую группу упражнений:

1) подводящие упражнения - двигательные действия, облегчающие освоение основного физического упражнения благодаря содержанию в них некоторых движений, сходных по внешним признакам и характеру нервно-мышечных напряжений (например, переход толчком ног из упора лежа в упор стоя согнувшись ноги врозь является подводящим упражнением для освоения прыжка ноги врозь через козла в длину);

2) подготовительные упражнения - двигательные действия, способствующие развитию тех двигательных качеств, которые необходимы для успешного изучения основного физического упражнения (например, подтягивание будет служить подготовительным упражнением для изучения лазанья по канату).

3) упражнения в виде отдельных частей соревновательного упражнения (элементы соревновательной комбинации - у гимнастов, отрезки соревновательной дистанции - у бегунов, пловцов, игровые комбинации -у футболистов, волейболистов и т. п.);

4) имитационные.упражнения, приближенно воссоздающие в иных условиях соревновательное упражнение (бег на роликовых коньках - для конькобежца);

5) упражнения из смежных видов спортивных упражнений (сальто из акробатики - для прыгуна в воду).

Выбор специально-подготовительных упражнений зависит от задач тренировочного процесса. Например, при освоении нового двигательного действия широко используются подводящие упражнения, а для поддержания необходимого уровня тренированности в межсезонье - имитационные упражнения.

Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. Общеподготовительные упражнения не имеют прямой связи с соревновательными и предназначены расширить запас двигательных навыков и качеств спортсмена, повысить его общую тренированность. Объем общеподготовительных упражнений теоретически не имеет пределов. Однако в конкретном тренировочном процессе используется сравнительно ограниченное их количество. Объясняется это тем, что в условиях глубокой специализации и дефицита тренировочного времени спортсмен отбирает только те общеподготовительные упражнения, которые так или иначе способствуют его специализации

При выборе общеподготовительных упражнений обычно соблюдают следующие требования: общая физическая подготовка спортсмена должна включать на ранних этапах спортивного пути средства, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития, а на этапах углубленной специализации и спортивного совершенствования являться фундаментом для совершенствования соревновательных навыков и определяющих спортивный результат физических способностей.

Общепедагогические и другие средства и методы, используемые в спортивной тренировке.

В комплексе с системой упражнений, составляющей специфическую основу тренировочного процесса, в спортивной тренировке используются многие общепедагогические и специальные средства и методы, включенные в систему подготовки спортсмена.

Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. Как и во всяком педагогическом процессе, ведущая роль в спортивной тренировке принадлежит педагогу-тренеру. Для руководства тренировочной деятельностью спортсмена, его обучения и воспитания тренер использует в первую очередь методически разработанные формы речевого общения, убеждения, внушения, разъяснения и управления . Хорошо известно, что роль слова в качестве педагогического средства и метода исключительно велика и многогранна. С его помощью тренер влияет фактически на все стороны деятельности спортсмена в процессе тренировки. К этим методам относятся инструктирование перед выполнением заданий, сопроводительные пояснения, вводимые по ходу упражнений и в интервалах между ними, указания и команды, замечания и словесные оценки поощрительного или коррекционного характера.

Для обеспечения необходимой наглядности и достоверности восприятий при постановке, выполнении заданий и анализе фактических результатов их выполнения наряду с традиционными средствами и методами наглядного обучения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий и т. д.) в современной практике спорта используются специализированные средства и методы. Они направлены не только на формирование зрительных восприятий, но и обеспечивают наглядность в самом широком смысле этого слова (как направленное воздействие на все органы чувства, участвующие в управлении движениями), дают объективную информацию о параметрах выполняемых действий и способствуют их исправлению по ходу выполнения. Так, решая задачи технической, тактической и физической подготовки, в частности, применяют:

- средства киноциклографической и видеомагнитофонной демонстрации (демонстрация типовых кинокольцовок с записью техники спортивных движений, анализ видеомагнитофонных записей упражнения, только что выполненного спортсменом, и т. п.);

- методы и приемы направленного «прочувствования» движений , связанные с использованием специальных тренажерных устройств (например, гимнастических тренажеров с механическим приспособлением, задающим направления вращения, маятниковых тренажеров для прочувствования динамики усилий при толкании ядра);

- средства и методы избирательной демонстрации, ориентирования и лидирования (воссоздание пространственных, временных и ритмических характеристик движений с помощью электронной и механической аппаратуры, позволяющей воспринять их зрительно, на слух или тактильно; введение в Обстановку действия предметных и других ориентиров; выполнение упражнений под звуколидер или светолидер и т. д.).

Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы. Эту специфическую группу методов составляют специальные способы направленного использования спортсменом внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений для воздействия на свое психическое и общее состояние, регулирования его и формирования оперативной готовности к выполнению тренировочных или соревновательных упражнений. Это, в частности, идеомоторное упражнение (мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением), эмоциональная самонастройка на предстоящее действие с помощью внутреннего монолога, самоприказы и тому подобные способы самопобуждения и самоорганизации.

Методы психорегулирующей тренировки используется до и после тренировочных занятий, но отдельные методы, не связанные с продолжительной релаксацией (состоянием внушенного расслабления), могут иметь место и в ходе тренировочного занятия.

К основным средствам спортивной тренировки относятся физические упражнения и реабилитационные мероприятия , способствующие интенсифицированию восстановительных процессов в организме спортсмена. Частично мы уже касались этих вопросов в наших предыдущих обзорах. И, поскольку основные средства восстановления атлетов мы уже подробнейшим образом рассмотрели в соответствующей статье нашего сайта , сейчас детально разберем именно физические упражнения. Причем речь сегодня пойдет не столько о бодибилдинге или фитнесе, - а о спорте в целом . Описанные ниже принципы характерны для практически любой разновидности спорта, кроме шахмат и шашек, конечно же..

Основные средства спортивной тренировки. Физические упражнения и их виды:

Физические упражнения делятся на упражнения общего и специального воздействия, а также на основные упражнения, составляющие содержание соревновательной деятельности того или иного вида спорта (смотрите рисунок).

Упражнения общего воздействия призваны решать задачи, связанные с общим развитием основных физических качеств: выносливости, силы, ловкости, быстроты, гибкости, а также с повышением функциональных возможностей внутренних органов и систем организма спортсмена.

Упражнения специального воздействия делятся на три основных группы: подготовительные , подводящие и собственно специальные :

  • Первая группа упражнений (подготовительные) направлена на специализированное совершенствование двигательных качеств, необходимых для конкретного вида спорта. Такие упражнения способствуют развитию и совершенствованию физических качеств в тех движениях, структурные характеристики и параметры которых близки к соревновательным упражнениям (например, метание утяжеленной гири для метателя молота). Эти упражнения, по данным современных исследований, позволяют интенсифицировать подготовку спортсмена в развитии уровня его физических качеств, не повышая суммарного объема тренировочной нагрузки.
  • Вторая группа упражнений (подводящие) направлена на овладение сложнокоординационными спортивно-техническими навыками. Эти упражнения предполагают аналитическое выполнение отдельных фаз сложных в координационном отношении двигательных навыков (например, расчлененное овладение техникой гимнастических упражнений, техникой прыжков в воду и др.). В естественных локомоциях (беге, ходьбе) подводящие упражнения, как правило, не используются в связи с их относительной простотой. Тем не менее, и здесь часто обращается внимание на фазы «заднего толчка», вынос бедра и т. д. При выполнении подводящих упражнений внимание тренирующихся вначале обращается на кинематику двигательного действия, а затем совершенствование идет по пути уточнения силовых динамических акцентов.
  • В третью группу входят, собственно, специальные упражнения, в которых фрагментарно выполняются технико-тактические действия в избранном виде спорта (например, пробегание отдельных отрезков дистанции, бег по виражу, старты и финиши в легкой атлетике, лыжном и конькобежном спорте, совершенствование ведения мяча (шайбы), передач и ударов по воротам в футболе, хоккее, гандболе и т. д.). Такие упражнения способствуют многократному выполнению отдельных фрагментов основного упражнения в различных видах спорта.

Говоря о физических упражнениях, нужно иметь в виду не изолированное их воздействие на организм спортсмена (хотя и это не исключено), а диалектическую логическую связь и взаимодействие в последовательном решении поставленных педагогических задач в ходе обучения и спортивной тренировки. Такое взаимодействие имеет место как при сочетании отдельных упражнений в тренировочном занятии в целом, так и в отдельном микроцикле, этапе и периоде спортивной тренировки.

Основные средства спортивной тренировки. Повышение показателей и результативности:

Постепенное увеличение длительности и интенсивности выполняемых упражнений способствует трансформации количественных накоплений в ходе тренировочного процесса в прогрессирующих показателях результата. Вместе с тем не все упражнения и не всегда могут оказывать положительное воздействие на спортивную подготовленность и результат спортсмена. Например, чрезмерное увлечение упражнениями с отягощениями, гипертрофируя мышечную ткань, не способствует повышению относительной силы, необходимой для спортсменов в большинстве видов спорта. Поэтому в настоящий момент речь уже идет не только о специализированном развитии физических качеств в конкретном подвиде спорта, но и о специфике средства скоростно-силовой подготовки в связи с типологическими особенностями спортсмена в одном и том же виде спорта.

Таким образом, со всей очевидностью наметилась тенденция дифференцированно-специализированной физической подготовки атлета не только в выбранной разновидности спорта, но и в связи с спецификой его тактико-технического мастерства и конституциональными особенностями организма.

Возвращаясь с учетом вышеизложенного к вопросу о взаимосвязи упражнений различного направления, следует подчеркнуть, что эффект их тренирующего воздействия зачастую зависит от целого ряда условий и всевозможных факторов.

Например, рассмотрим подход построения специальных упражнений для развития прыгучести и в целом совершенствованием навыков атакующего удара волейболиста. В данном варианте, при постановке такой цели возникает целый ряд частных подзадач:

  • укрепление связок и мышц стопы;
  • растяжка мышц голени и тыльной поверхности бедра;
  • выполнение комплекса прыжковых упражнений общего воздействия;
  • переход к решению спец задач, связанных с трансформацией скоростно-силовых показателей нижних конечностей, непосредственно в технике нападающего удара.

Сперва, выполняются сеты прыжковых упражнений, родственных по координационной структуре к изучаемому или совершенствуемому приему, которые проводятся с усложняющимися поддействиями в каждой попытке и от связки попыток к другой связке. К примеру, тренирующиеся спортсмены в прыжках толчком ног одновременно с маховыми движениями рук в последовательных сериях перепрыгивают через заранее подготовленный ряд гимнастических лавок. В последующих попытках первоначальные два препятствия остаются теми же, а очередные две или три скамьи постепенно возвышают.

Вышеуказанный подход требует от учеников постепенного увеличения усилий, которые при таком продолжении этого метода доводятся до максимума. В паузах между подходами тренирующиеся выполняют легкий бег «трусцой» с расслаблением мышц руки и туловища, что будет способствовать их активному отдыху и качественному протеканию процессов восстановления «работающих» мышц.

Причем, только на этом решение общей целевой задачи не завершается, тренирующиеся приступают к выполнению либо подводящих упражнений, либо к специальным упражнениям, делая серии атакующих ударов через сетку, - фактически выполняют уже специальные упражнения. Специфика и технология их выполнения также может быть различной. В случае, если происходит становление навыков в технике атакующего удара, то после каждого подхода или ряда их инструктор делает ученикам соответствующие замечания, для исправления недочетов и внесения коррекций в те или иные их движения. В вариации же спортивного совершенствования, где нужны уже высокоинтенсивные нагрузки , собственно специальное упражнение проводится с большой плотностью, подходы следуют один за другим с паузой всего 10-15 секунд, что достигается при помощи специального тренажера - «наклоненной мишени». Далее следует активный отдых и затем серии попыток повторяются.

Таким образом, реализуется взаимосвязь между упражнениями общего и специального воздействия для решения поставленной педагогической задачи.

Пути и средства регуляции интенсивности тренингов в различных видах спорта могут быть разнообразны, но подход их построения всегда один и тот же: осуществление серии подходов - активный отдых – циклическое повторение задания.

Аналогичный принцип состоит в поэтапном постепенном повышении сложности тренировочного воздействия , что может быть достигнуто сменой темпа выполнения упражнений, изменением исходных положений, использованием дополнительного оборудования и тренажерных устройств.

Переходя дальше к изучению методики задействования собственно специальных упражнений, нужно подчеркнуть, что в настоящий момент в связи с необходимостью контроля и управления тренировочным процессом всё четче намечается тенденция двуединого применения специальных упражнений, используемых как с целью оказания тренирующего воздействия, так и тестирования, которое позволяет получать информацию о физическом состоянии спортсменов и их спортивном результате.

Подобный подход имеет свою давнюю историю в легкой атлетике, плавании, но в настоящее время осуществляется на более высоком уровне с помощью использования радиотелеметрических систем связи, позволяющих получать срочную информацию о изменениях ЧСС спортсмена непосредственно в ходе выполнения специальных упражнений. Так, в качестве наглядного примера можно привести экспериментальные данные В. А. Терещенко, проводившего собственно специальные «упражнения- тесты» у пловцов при проплывании 50-метровых отрезков в режиме одной минуты.

Для управления процессом тренировки используются также пульсотахометры и автокардиолидеры , которые способствуют выполнению собственно специальных упражнений в определенной зоне мощности физической работы по показателям ЧСС.

Такой подход выгоден тем, что, с одной стороны, дает возможность следить за физическим состоянием спортсмена непосредственно в ходе тренировки, а с другой - не требует дополнительного тестирования, вызывающего определенные (иногда значительные) энергозатраты спортсменов.

В качестве количественных характеристик выполняемых упражнений (их объема) могут служить: число повторений, длительность выполнения упражнений, суммарный метраж и километраж проделанной работы.

Качественные показатели (интенсивность) выражаются в количестве повторений в единицу времени и в трудности тренировочных заданий (например, число повторных максимумов в тренировке тяжелоатлетов).

Диалектически же нельзя отрывать количественные показатели выполняемых упражнений от их качественных характеристик - они всегда находятся в тесной связи и взаимозависимости. Чем интенсивнее и труднее производимая работа, тем меньше ее длительность (зоны мощности работы по В. С. Фарфелю). Необходимо подчеркнуть, что собственно специальные упражнения могут иметь различную направленность в тренировке спортсмена. С одной стороны, они могут служить для многократного совершенствования спортивной техники (например, броски в корзину с точек в баскетболе), с другой - для «оттачивания» тактического взаимодействия между партнерами по команде (например, совершенствование отдельных тактических комбинаций и систем игры в футболе, хоккее и других спортивных играх).

Подготовительные упражнения, предназначенные для специализированной физической подготовки, также могут носить локальный, региональный или глобальный характер. Например, на основании модельных показателей динамографического профиля топографии мышечной силы можно выяснить, что тот или иной спортсмен отстает в развитии силы определенной группы мышц, несущих большую нагрузку при выполнении основного двигательного навыка. В этом случае с помощью специально подобранных подготовительных упражнений, соответствующих биомеханической структуре основного двигательного навыка, осуществляется локальное или региональное воздействие на данную группу мышц и периодически проводятся замеры силы этих мышц с помощью методики Б.Рыбалко.

При недостаточном уровне выносливости, как правило, выполняются упражнения глобального характера, оказывающие влияние на весь организм в целом.

Подводящие упражнения преимущественно связаны с локальным или региональным воздействием на формирование отдельных движений или фаз двигательного действия в сложно-координационных двигательных навыках.

Таким образом, необходимо заметить, что использование специальных упражнений различной направленности находится в тесной логической связи и обусловлено уровнем физической и технико-тактической подготовленности спортсмена. Основной целью их применения является доведение двигательного потенциала спортсмена до модельных показателей ведущих мастеров спорта.