Учебно-методический комплекс по физкультуре методическая разработка по физкультуре (класс) на тему. Академия труда и социальных отношений Учебно методический комплекс по физической культуре

Учебно-методический комплект Физическая культура для учащихся 1-11классов под редакцией В. И. Ляха



Структура УМК по физической культуре

  • Рабочие программы: Физическая культура 1-4 классы
  • Учебники :
  • « Мой друг физкультура» для 1-4 классов;
  • «Физическая культура» для 5-7 классов;
  • 8-9 и 10-11 классов; Методические пособия для учителей:
  • 5-7 классов;
  • 8-9 классов
  • 10-11 классов;


Целью школьного физического воспитания является форми­рование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.


  • Пояснительная записка
  • Общая характеристика курса
  • Место курса в учебном плане
  • Личностные, метапредметные и предметные
  • результаты освоения курса,
  • Содержание курса
  • Тематическое планирование
  • Учебно-методическое
  • и материально-техническое обеспечение курса
  • Приложение 1. Внеурочная работа Приложение 2. Физкультурно-массовые
  • и спортивные мероприятия

Комплексный подход

Программа содержит материал взаимосвязанных частей:

  • уроки физической культуры;
  • Внеурочная работа;

Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.


Личностные результаты освоения курса

  • формирование чувства гордости за свою Родину, россий­ский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование уважительного отношения к культуре других народов;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоцио­нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрос­лыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нор­мах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты освоения курса

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особен­ностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты освоения курса

  • формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физи­ческого, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоци­ональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
  • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагру­зок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

  • «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчёта Зч в неделю (всего 405ч):
  • в 1 классе -99ч;
  • во 2 классе - 105 ч;
  • в 3 классе -105 ч;
  • в 4 классе -105 ч.

Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

Рабочая программа рассчитана на 414 ч на четыре года обучения (по Зч в неделю).


  • От наличия спортивной базы и ее оснащения
  • От уровня подготовки и специализации учителей физкультуры
  • От региональных климатогеографических условий
  • От национальных особенностей
  • От пожеланий детей и родителей

Предпочтения следует отдавать:

  • Физическим упражнениям на воздухе (лыжная подготовка, кросс, ОФП, легкая атлетика, подвижные игры, футбол, хоккей, лапта, фигурное катание и др.)
  • Корригирующей гимнастике; фитболгимнастике; элементам аэробики, степаэробики, фитнеса, шейпинга, каланетика, стретчинга, атлетической гимнастики и т.п.

  • Углубленное изучение традиционных (баскетбола, волейбола, гандбола, футбола, бадминтона, тенниса и настольного тенниса), и новых спортивных игр (софтбола, стритбола, флорбола)
  • Национальные виды спорта, игры и танцы

Кроме рабочей программы физическая культура в 1-4 классах УМК содержит учебники и методические пособия для учащихся всех возрастов

Они распределены

для детей 1-4, 5-7, 8-9 и

10-11 классов


Учебник по физической культуре для учащихся 1-4 классов

  • Отлично иллюстрирован и доступен для младших школьников
  • Помогает родителям ознакомить детей с азами физической культуры и здорового образа жизни
  • В конце учебника помещены методические рекомендации для учителей






  • Физическая культура : Учеб. для учащихся 5-7 кл. общеобразоват. учреждений /М.Я.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова и др. – М.: Просвещение, 2006. – 156 с.



Физическая культура : Учеб. для учащихся 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А. Зданевич; под ред. В.И. Ляха – М.: Просвещение, 2007. – 208 с.






Физическая культура: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А. Зданевич; под ред. В.И. Ляха – М.: Просвещение, 2007. – 240 с.






  • В учебниках хорошо представлен материал по обучению двигательным действиям и развитию физических качеств учащихся
  • Успешно решается проблема домашних заданий (самостоятельных занятий школьников)
  • В учебниках для 8-9 и 10-11 классов оптимальное количество материала по теории физической культуры, его изложение интересно и доступно школьникам, что немаловажно для подготовки к экзаменам по физической культуре

  • Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя / В.И.Лях, Г.Б.Мейксон, Ю.А. Копылов и др.; под ред. В.И.Ляха, Г.Б.Мейксона. – М.: Просвещение, 2002. – 192 с.
  • Физическая культура. 8-9 классы: Пособие для учителя / В.И.Лях, А.А. Зданевич; под ред. В.И.Ляха. – М.: Просвещение, 2007. – 112 с.

Учебные пособия для учителей физкультуры

Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя / А.В.Березин, А.А.Зданевич, Б.Д.Ионов и др.; под ред. В.И.Ляха. – М.: Просвещение, 2002. – 125 с.

Физическая культура. 5-9 классы: Тестовый контроль . Пособие для учителя /В.И. Лях. – 2007. – 144 с.


  • В пособиях учителя найдут рекомендации по планированию занятий, анатомо- физиологическим и психическим особенностям детей разного возраста и пола, рекомендации по развитию моторики и обучению двигательным действиям
  • Следует обратить внимание на раздел «Контроль и оценка успеваемости», позволяющий справиться с проблемой безотметочного оценивания школьников на уроках физической культуры

Физическая культура: Учебно-наглядное пособие для учащихся начальной школы: 1-4 классы (Папка)


Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С.

Физическая культура: Учебно-наглядное пособие для учащихся начальной школы: 1-4 классы (Папка)

  • служит дополнением к учебнику по физической культуре для начальной школы
  • выполнено в виде рисунков, иллюстрирующих упражнения, изучаемые в начальной школе, и краткого пояснительного текста к ним

Подготовительная часть

Построение, рапорт, приветствие.

Сообщение задач урока.

Выход на учебный круг

Разминка на лыжах:

А) пройти на лыжах разминочный круг скользящим шагом без палок.

Б) пройти разминочный круг на лыжах с палками используя ранее изученные движения.

В) пройти на лыжах разминочный круг с максимальной скоростью используя любой лыжный ход.

ОРУ на месте.

  1. стоя ноги врозь вращать руками в плечевом суставе вперед, назад.
  2. стоя ноги врозь правая вверху, левая внизу. Отведение рук назад.
  3. стоя ноги врозь руки за голову в замок. Повороты туловища влево, вправо.
  4. стоя ноги врозь, туловище наклонено вперед руки в стороны. Повороты влево, вправо.
  5. приседание с опорой на лыжные палки.
  6. выпад правой вперед опереться на палки, пружинящие движения на растяжку мышц ног.

Основная часть.

Напомнить основную схему движений рук и ног при передвижении попеременным двух шажным ходом.

А) Имметация работы рук при движении П 2х ШХ.

Б) Имметация работы ног при движении П 2х ШХ.

В) Положение туловища. Тело лыжника слегка наклонено вперед. Спина слегка округлена. Руки и ноги совершают циклические движения.

Отработка схемы работы рук и ног в движении.

А) Продвижение по трассе скользящим шагом без палок.

Б) Передвижение по лыжне только с помощью работы рук.

В) Передвижение П 2х ШХ в полной координации.

Г) Провести эстафету разделив класс на 2 команды.

Рассказать и показать технику спуска с горы в средней стойке.

Положение тела при спуске горы ноги согнуты в коленном суставе под углом 95-100 градусов. Предплечья рук лежат на бедрах, палки прижаты к туловищу, голова опущена и смотрит вперед. Учащееся принимают среднюю стойку имметируя спуск с горы.

1) набрав скорость на лыжах ученики принимают среднюю стойку и скользят.

Выход на гору. Напомнить технику падения при потере равновесия.

Спуски с горы в средней стойке под углом 45 градусов к уклону. Подъем в гору способом елочка.

Выполнить спуски с горы в средней стойке под уклон.

Напомнить технику одновременного безшажного хода. Один из учащихся выполняет передвижение ОБШх учитель указывает на возможные ошибки. Ученики выполняют движение по учебному кругу. На участке под уклон выполняют движение с применением ОБШх. Учитель оценивает технику ОБШх.

Лыжная эстафета. Разделить класс на 2 команды. Условие эстафеты: мальчики выполняют передвижение на лыжах ОБШ ходом, девочки П2ХШ ходом. Упражнение выполняется на скорость, при этом учитывается техника владения лыжным ходом.

Игра.команды остаются в том же составе. После старта доехать до фишки ОБШ ходом,сделать снежок бросить в щит расположенный на расстоянии 8 метров, назад возвращаемся П 2хШХ.

Заключительная часть.

Построение, подведение итогов занятия, разобрать ошибки если имели место. Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание: выполнять передвижение на лыжах используя изученные ранее ходы. Уход с места занятий.

УМК по физической культуре в системе учебников «Алгоритм успеха»

УМК «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Комплект подготовлен научным коллективом
Института Возрастной Физиологии
Российской Академии Образования (РАО)
и Института Содержания Методов Обучения (ИСМО РАО)
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Петрова Татьяна Владимировна – доцент МГПУ, научный
сотрудник института содержания методов обучения (ИСМО
РАО)
Копылов Юрий Анатольевич – к.п.н. Институт возрастной
физиологии Российской Академии Образования (ИВФ
РАО)
Полянская Нина Васильевна – к.м.н (ИВФ РАО)
Фундаментом в разработке УМК по физической культуре послужили
многолетние исследования Института Возрастной Физиологии
об особенностях функционирования и развития организма детей
и подростков в зависимости от совокупности различных условий.

Отличительные особенности УМК


физической культуре для начальной школы

Особенности содержания учебника по
физической культуре для основной школы

РАЗДЕЛЫ УЧЕБНИКА ДЛЯ 5-7 КЛАССА
Методический аппарат учебника
нацелен на облегчение
восприятия нового материала
(актуализирующие вопросы
по ходу изложения),
на облегчение усвоения знаний
(вопросы и задания к главам,
содержащим теоретический материал).
Стиль изложения материала
нацелен на мотивацию
изучения предмета учащимися.

МЕТОДИЧЕСКОЕ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПОСОБИЕ
по
пофизической
физическойкультуре
культуреИЦ
ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ»
«ВЕНТАНА-ГРАФ»
содержит
содержитрекомендации
рекомендациипо
по
специфике работы с ослабленными детьми
построению индивидуальной траектории
физического развития учащихся на уроках
планированию уроков
с учетом формирования УУД в соответствии
с требованиями ФГОС
применению современных образовательных
технологий на уроках физкультуры
и во внеурочной деятельности

УМК «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
АВТОР линии УМК «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 1-11 классы
Погадаев Григорий Иванович - кандидат педагогических наук
(1996 г.), почетный работник общего образования РФ,
заслуженный учитель Российской Федерации (2003 г.),
член-корреспондент Международной академии наук
педагогического образования (с 2005 г.)
Состав УМК:
рабочие программы (1-4 класс), (5-9 класс), (10-11 класс)
с приложением на CD
учебники 1-2, 3-4, 5-6, 7-9, 10-11 классы
ЭФУ
методические пособия для учителя (1-4 класс), (5-9 класс),
(10-11 класс)

Отличительные особенности УМК
Структурно курс состоит из трёх учебных разделов:
теоретического,
практического
контрольно оценочного,
обеспечивающих получение знаний о физической
культуре, освоение способов двигательной деятельности и
физическое совершенствование.
УМК сочетает традиционный подход к методике
физического воспитания с современными требованиями
ФГОС, выполнение которых очень хорошо раскрыто
именно в данной линии.
Единственный УМК в ФП, разработанный одним и тем
же автором с 1 до 11 класса, что отражает его
целостность,
системность
и
безусловную
преемственность.

Учебники рекомендованы

и включены в Федеральный перечень
Курс для 1-4 классов
предназначен
для реализации
следующих задач:

На этапе основного общего образования УМК
направлен на решение следующих задач
развитие основных физических качеств и способностей
школьников, укрепление их здоровья и расширение
функциональных возможностей организма;
формирование у обучаемых культуры движений,
обогащение их двигательного опыта физическими
упражнениями с общеразвивающей и корригирующей
направленностью;
приобретение учащимися навыков в физкультурнооздоровительной
и
спортивно-оздоровительной
деятельности, самостоятельной организации занятий
физическими упражнениями;
воспитание у школьников устойчивых интересов и
положительного эмоционально-ценностного отношения к
физкультурно-спортивной деятельности оздоровительной
направленности.

Завершает линию УМК для старшей школы
?.?. ????????
Учебник рекомендован
Министерством образования и науки РФ
и включен в Федеральный перечень

Линия УМК «Физическая культура, 1-4классы».
Т.С. Лисицкая, Л.А. Новикова
Линия УМК:
программы;
методические пособия;
учебники;
Спортивный дневник;
ЭФУ
В спортивном зале, на спортивной
площадке, во дворе, на лыжне, в
бассейне
Помощь в реализации спортивных
интересов
Твои спортивные достижения
Аутотренинги, направленные на
снятие психического напряжения
Тренировка внимания и памяти
Организация свободного досуга

На примере раздела гимнастика представляем удобную форму изложения материала, позволяющую легко планировать работу.

Основная направленность

Основная направленность

На освоение и совершенствование висов и упоров

На освоение опорных прыжков

Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе. Девочки: смешанные висы; подтягивание из виса лежа

Мальчики: соскок поворотом Девочки: наскок прыжком в упор на нижнюю жердь; соскок с поворотом; размахивание изгибами; вис лежа; вис присев

Мальчики: подъем переворотом в упор толчком двумя; передвижение в висе; махом назад соскок. Девочки: махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор на нижнюю жердь

Мальчики: из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор присев; подъем махом назад в сед ноги врозь; подъем завесом вне. Девочки: из упора на нижней жерди опускание вперед в вис присев; из виса присев на нижней жерди махом одной и толчком другой в вис прогнувшись с опорой на верхнюю жердь; вис лежа на нижней жерди; сед боком на нижней жерди, соскок

Мальчики: подъем переворотом в упор махом и силой; подъем махом вперед в сед ноги врозь. Девочки: вис прогнувшись на нижней жерди с опорой ног о верхнюю; переход в упор на нижнюю жердь

Вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козел в ширину, высота 80–100 см)

Прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100–110 см)

Мальчики: прыжок согнув ноги (козел в ширину, высота 100–115 см) Девочки: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 105–110 см)

Мальчики: прыжок согнув ноги (козел в длину, высота 110–115 см). Девочки: прыжок боком с поворотом на 90о (конь в ширину, высота 110 см)

Мальчики: прыжок согнув ноги (козел в длину, высота 115 см).Девочки: прыжок боком (конь в ширину, высота 110 см)