Травмы в художественной гимнастике. Гигиеническое обеспечение в подготовке спортсменов в художественной гимнастике. Снижение рисков травм в художественной гимнастике

Исследований причин возникновения травм в художественной гимнастике проводилось мало. Учитывая специфику данного спорта, можно ожидать низкого уровня травматизма. В художественной гимнастике могут случаться хронические травмы, которые возникают по причине многократных и частых повторений нагрузок или движений. По данным проведенных исследований хронические травмы в художественной гимнастике случаются чаще, чем острые травмы. По результатам одного из исследований острые травмы составляют двадцать один с половиной процента, а хронические – пятьдесят один процент. В исследовании, которое было проведено в Новозеландии, пятьдесят процентов всех травм были классифицированы, как острые, а остальные пятьдесять процентов – усталостные или хронические.

Тяжесть и типы травм в художественной гимнастике.

Наибольшее количество повреждений в исследовании заняли растяжения связок и мышц. В этом исследовании большинство травм классифицировались как нетяжелые, только двадцать две травмы из сорока семи потребовали к себе медицинского внимания.

Боль в пояснице.

Главной травматологической проблемой в художественной гимнастике является боль в поясничном отделе позвоночника. Показано, что восемьдесят – восемьдесят шесть процентов гимнасток жалуются на боли в пояснице. В своем исследовании Cupisti сообщает, что занятия художественной гимнастикой не повышают вероятность возникновения боли в области поясницы. Более того, укрепления мышц брюшного пресса и спины помогают избавляться от таких болей. Среди причин, которые приводят к появлению боли в области поясницы, считают чрезмерное разгибание позвоночника.

Растяжение сухожилий и мышц в художественной гимнастике.

Гибкость является главным качеством гимнасток. Ее разрабатывают за счет растягивающих упражнений на сухожилия, связки, мышцы. Поэтому травмы, которые вызваны сильным растяжением, неизбежны в данном виде спорта. В художественной гимнастике чаще всего травмируются мышцы паховой области и задние мышцы бедра.

Травма коленного сустава.

В одном из исследований упоминается, что многие травмы колена у художественных гимнасток диагностированы, как тендинит. Самым частым тендинитом в области колена является тендинит связок надколенника. Данная травма возникает из-за продолжительных тренировок, многочисленных приземлений и прыжков, которые вызывают микротравмы в структуре связки надколенника.

Повреждения стопы.

Острые повреждения стоп часто наблюдаются у гимнастов вследствие постоянных приземлений и включают в себя переломо-вывих Лисфранка, подтаранный вывих стопы, а также иные повреждения и переломы связок пальцев и плюсневых костей. Довольно часто появляются дерматологические проблемы. Травмы стопы часто происходят по время падения или приземления на снаряд.

Спортивная гимнастика — тяжелый спорт, травмы, к сожалению, здесь обычное дело. Чтобы избежать серьезных последствий сложных упражнений, нужно понять, что спорт высоких достижений — это наука и хорошо знать технику безопасности, снаряды своего вида спорта. В спортивной гимнастике нужно четко знать свои возможности и давать организму отдых и время на восстановление, ни в коем случае не работать на износ, это поможет избежать тяжелых травм, хотя экстремальность самого спорта уже само собой вызывает постоянные опасения.

Причины

На травматизм в спортивной гимнастике влияет продолжительность занятий, при сильных нагрузках организм спортсмена переутомляется и возникает риск травм. Серьезные повреждения часто возникают на соревнованиях высокого уровня, где спортсмены с большой частотой делают сложные элементы, особенно это касается тренировок, на которых возникает 95% всех травм. Если на соревнованиях спортсмен имеет возможность восстановиться между выступлениями, то на тренировках сложнейшие действия повторяются постоянно на протяжении многих часов.

К основным причинам травм относятся:

Гимнастические снаряды

В женской гимнастике есть четыре вида упражнений — опорный прыжок, брусья, колода и вольные упражнения. Все они опасны по-своему. Например, колода узкая, она имеет в ширину десять сантиметров, она твердая, хотя небольшое мягкое кожаное покрытие есть. На сложных элементах нога может промахнуться, соскользнуть и спортсмен ударится о колоду или упадет на пол.

На разновысоких брусьях травмы бывают не только от падений, но также от ударов ногой при раскручивании на более высоком брусе. Не смотря на то, что снаряд регулируют (разводят) по росту спортсменки, все же девушки должны сгибать или разводить ноги в полете, чтобы не задеть нижний брус.

На опорном прыжке бывают травмы двух типов — при ударе рукой о козла можно травмировать или даже сломать кисть. Чтобы кисть не пострадала, иногда надевают на руку специальные фиксаторы кисти с вшитыми двумя пластиковыми пластинами. Профессиональные гимнасты на опорном прыжке могут делать двойное и даже тройное сальто. Чтобы выйти на такое количество оборотов, нужно значительно выпрыгнуть вверх, и падение с высоты плюс ускорение на раскрутке могут серьезно травмировать спортсмена при неудачном приземлении.

Вольные упражнения состоят из множества акробатических элементов — сальто, рондат, фляк, колесо, винт которые исполняются под музыку, часто в очень быстром темпе. Поэтому нужно их исполнять по определенной технике, которая включает правила исполнения и безопасность. Конечно, даже при идеальном подходе травм трудно избежать, но все же нужно сотрудничать с тренерами, в том числе и по акробатике и хореографии, которые обучены нормативам безопасного исполнения упражнений.

Часто травмы возникают на прыжках на батуте, часто травмы возникают у спортсменов спортивной гимнастики, которые отрабатывают на тренировках акробатические элементы.

Судьбы спортсменов

Несмотря на то, что спортивная гимнастика явно предрасположена к травмам, тяжелые и смертельные травмы здесь случаются редко. Некоторые из трагедий спортсменов:

  1. Елена Мухина была самой перспективной гимнасткой СССР, она в 1978 году стала чемпионкой мира, однако, при подготовке к олимпийским играм, в 1980 году получила травму позвоночника и до смерти, на протяжении 26 лет была прикована к постели. Чтобы поддержать спортсменку, к ней ежегодно приезжал, щоб підтримати спортсменку Хуан Антонио Сомаранч.
  2. Делая опорный прыжок в 1988 году на чемпионате в Японии, спортсменка из США Джулисса Гомес поскользнулась на гимнастическом мостике и ударилась головой о коня. Парализованная спортсменка была на аппарате искусственного дыхания, однако этот аппарат сломался, что повлекло необратимые изменения в головном мозге. Джулисса прожила еще три года на попечении семьи, пока в 1991 году не скончалась от инфекционного заболевания в возрасте 18 лет.
  3. Спортсменка Кристи Генрих слишком впечатлилась высказыванием судьи на соревнованиях в Будапеште, что она имеет лишний вес. После этого она перестала питаться, у нее развилась анорексия и она умерла через шесть лет в возрасте 21 год при весе 21 килограмм.
  4. Чемпион мира по спортивной акробатике Сергей Погиба на чемпионате России в 1992 году во время исполнения сложного винта приземлился на голову и сломал шейный позвонок. Спортсмен частично восстановился, но остался прикован к инвалидной коляске.
  5. В 1997 году спортсменка-батутистка Татьяна Селищева повредила позвоночник, у нее отказали ноги. Сейчас ноги частично восстановились, есть надежда, что она будет передвигаться самостоятельно.
  6. Олимпийская чемпионка, гимнастка из Румынии Александра Маринеску в 1997 году повредила позвоночник, после сложных операций она все равно осталась инвалидом в возрасте 15 лет.
  7. Китайская гимнастка Сань Лань в возрасте 17 лет на соревнованиях 1998 года в Нью-Йорке на опорном прыжке упала головой на маты. Длительная операция не смогла полностью восстановить двигательные функции. Гимнастку в США поддержали голливудские звезды — Джеки Чан, ди Каприо, певица Селин Дион спела спортсменке хит из «Титаника». В 2008 году спортсменка несла Олимпийский огонь на Параолимпийских играх в Пекине.
  8. Евгений Шабаев был сильным спортсменом, но занимать почетные места на серьезных соревнованиях не получалось. Постоянные неудачи и травмы подорвали здоровье спортсмена, и он в возрасте в 1998 году 24 лет умер от сердечного приступа, находясь на автобусной остановке.
  9. Румынская гимнастка, член юниорской сборной Александра Хучи в возрасте 12 лет в 2001 году умерла от сердечной недостаточности, которая была вызвана врожденным заболеваниям. Она потеряла сознание на тренировке, к сожалению, болезнь сердца была диагностирована только после смерти.
  10. Русская спортсменка Мария Засыпкина в 2001 году стала серебряным призером чемпионата мира по спортивной гимнастике. При исполнении сложного элемента без страховки упала головой на пол, гимнастку парализовало. Последующая операция была довольно удачной, шейный позвонок заменили титановой пластинкой. Девочка не только стала ходить, но и сделала попытку вернуться в спорт, хотя врачи были категорически против этого.
  11. Гимнаст из Германии Йохан Хаблик в 2002 году сломал шейный позвонок и вследствие этого ему парализовало левую руку.
  12. Гимнаст из Камеруна Алим Хассан при неудачном приземлении проломил череп и вскоре умер после этого в госпитале.
  13. В 2004 году немецкий гимнаст Ронни Зисмер на вольных упражнениях, при исполнении двойного сальто, сломал шейный позвонок. Он прикован к инвалидному креслу и с трудом двигает руками, но делает усилия, чтобы полностью восстановиться, несмотря на неутешительные прогнозы врачей.
  14. На чемпионате Китая в 2007 году гимнастка Ван Ян сломала шею при соскоке с разновысоких брусьев. Врачи прогнозировали паралич, однако через четыре месяца 15-летняя девочка передвигалась с помощью костылей. Восстанавливалась спортсменка постепенно в специальной клинике, на протяжении двух лет, после чего в 2010 году переехала жить домой.
  15. Австралийская спортсменка Мишель Мейтленд в 2009 году на тренировке выпрыгнула за пределы батута и ударилась головой о пол, получив смертельную травму. Спортсменке было всего 19 лет.

28.11.2016


Российская гимнастка Яна Кудрявцева скорее всего завершила карьеру из-за тяжелых последствий перелома ноги, рассказала журналистам глава Всероссийской федерации художественной гимнастики (ВФХГ) Ирина Винер-Усманова.

Кудрявцева, которой в сентябре исполнилось 19 лет, 13 раз завоевывала золото чемпионатов мира, а на Играх в Рио стала второй в личном многоборье.

"У неё больше нет сил терпеть операции. Хотя это наши слезы, наша боль, потому что такая красавица и такая необыкновенная гимнастка ушла так рано. Но так решено, а мы только смотрим на результат", - рассказала Винер-Усманова, добавив, что сейчас Кудрявцева занимается личной жизнью.

Елена Соболь, Р-спорт

Гимнастка Кудрявцева рассказала, как стала чемпионкой мира с переломом ноги

«Мы привыкли делать свою работу через боль, пот, а зачастую и кровь»

Недавно русскоязычный интернет взорвался сенсационной новостью о том, что Яна Кудрявцева, которая в мире художественной гимнастики считается наследницей славы Алины Кабаевой и Евгении Канаевой, завоевала 5 (пять!) золотых медалей на чемпионате мира в Штутгарте, выступая на этих престижнейших соревнованиях с переломом стопы. Ещё перед официальной пресс-конференцией, намеченной на вторник, 13 октября, нам удалось эксклюзивно пообщаться с красавицей-гимнасткой и узнать у неё: так ли это?

Гимнастка Кудрявцева рассказала, как стала чемпионкой мира с переломом ноги.

Так, но давайте сначала немного истории, - начала свой рассказ Кудрявцева. - Всё началось с этапа Кубка мира, который состоялся в Казани в конце августа. Выступая на этих соревнованиях я поняла, что травмировала голеностоп. Но травма была привычная. Как это ни ужасно звучит, но мы привыкли делать свою работу через боль, пот, а зачастую и кровь. Поэтому после обследования врачей, которые установили воспалительный процесс в зоне роста, перелом обнаружен не был, хотя боль была сильной. У меня был выбор выступать на чемпионате мира в Штутгарте или нет. Я сделала естественный для себя выбор - то есть выступала. Нога болела, но я прошла все испытания на обезболивающих и фиксирующем тейпе.

В других видах спорта завоевать одну золотую медаль чемпионата мира находясь при этом в лучшей в жизни форме - и то считается подвигом. Вы в Штутгарте 5 раз брали золото - с травмой, при которой просто ходить сложно, а вам приходилось прыгать и вставать на полупальцы. Откуда эта воля и стойкость характера?

Я думаю лучше всех, на него может ответить мой папа – олимпийский чемпион Барселоны по плаванию Алексей Кудрявцев. Именно он вложил всего себя в мою реализацию в спорте. Мама тоже очень много делает для моей поддержки, окружая меня любовью и заботой, но отец - это пример железного характера, подчинённого главной жизненной цели. Его пример для меня является руководством в жизни. И, конечно же, характер формирует команда, которая работает со мной, а это мой личный тренер Карпушенко Елена Львовна, хореографы, врачи и все те, кто помогает мне добиваться хороших результатов в спорте.

Можно было бы отказаться от выступления на чемпионате мира и поберечь ногу для будущих стартов, в первую очередь для Олимпийских игр в Рио?

В сложившейся ситуации - точно нет! Во-первых, степень угрозы получения серьёзной травмы не была очевидной. Во-вторых, в Штутгарте разыгрывались лицензии на участие в Олимпийских играх. Я должна была получить возможность выступать там, чтобы не подвести тех, кто верит в меня. Это не только семья и близкие, тренеры и друзья по сборной команде, но и огромное число простых болельщиков – любителей художественной гимнастики. И главное, для меня очень важно, сделать всё от меня зависящее для утверждения величия России! А смогу я это сделать, только честно и с полной отдачей делая свою работу на гимнастическом ковре. Это получается у меня лучше всего.

Яна, вы могли бы более подробно рассказать о травме и её последствиях?

Конечно, тем более, что в этом нет ничего секретного. После окончания чемпионата мира и возвращения домой сразу попала в руки врачей. Меня осматривали хирурги, делали КТ и МРТ. В результате чего свет увидел следующий диагноз: перелом 1\4 части ладьевидной кости левой стопы. Он подразумевал проведение срочной операции, так как просто, само собой, ничего не пройдёт и не склеится.

Спасибо президенту Всероссийской федерации художественной гинастики и нашему главному тренеру Ирине Александровне Винер за то, что она сразу предложила помощь и клинику в Германии. Не теряя времени мы с папой отправились туда на обследование, но оказалось, что операция, которую мне там предложили сделать, потребует очень длительного периода восстановления. Это могло поставить под угрозу моё выступление на Олимпийских играх. Мы были очень растеряны, но удача улыбнулась нам, папины друзья-спортсмены посоветовали клинику в Мюнхене, где оперировались известнейшие звёзды мирового спорта: хоккеисты, футболисты и даже представительницы художественной гимнастики. Вот там-то, в день своего 18-летия я и оказалась, правда, не за праздничным столом, а на операционном столе. В общем, день рождения удался: операция прошла успешно и уже через 6 недель я смогу приступить к тренировкам. Особенно хочу поблагодарить врача нашей сборной Андрея Абрамова, который постоянно находился со мной на обследовании и на операции, очень помогал мне.

Почему операцию делали в Германии, а не в России?

Я уверена: в России есть специалисты, способные сделать её не хуже, чем там. Но вот парадокс, мы о них не знаем или знаем меньше, чем о врачах в Германии. Здесь ведь очень важны рекомендации и опыт помощи в подобных случаях. Поэтому Германия - удачный, но случайный выбор, продиктованный обстоятельствами.

Как этот вынужденный простой в тренировочном процессе может повлиять на подготовку к Олимпийским играм?

Да, очень важно скорее приступить к полноценным тренировкам. Но пока могу заниматься лишь упражнениями, которые не задевают больную ногу. Через 2 недели после операции мне снимут швы и я смогу плавать в бассейне, а через 6 недель мне снимут ортопедический сапог и тогда я начну восстанавливать свою физическую форму. Очень волнует в этой связи вопрос подготовки новой программы. Но сквозь это волнение проступает папина уверенность в том, что мы с тренером сделаем всё возможное для того, чтобы не разочаровать любителей и специалистов художественной гимнастики. А вообще кажется, что эта история с переломом меня мотивировала и придала еще больше внутренних сил для будущих тренировок.

Вы говорите, что травма вас мотивировала в спортивном плане. А вообще ситуация, когда вы, «Леди совершенство», как вас часто называют журналисты, вынуждены передвигаться на костылях, повлияла на вас?

Вы знаете, ограниченность в возможностях, когда только вчера мне было подвластно любое движение из арсенала, недоступного многим, а сегодня папа носит меня на руках на пятый этаж нашего хрущёвского дома, заставляет о многом задуматься. Задуматься над тем, что раньше воспринималось как данность, а теперь как награда Господа, которую надо беречь и за которую надо благодарить. А ещё я думаю о том, что не у каждой девочки на костылях есть такой могучий папа, который может поднять и отнести на пятый этаж в доме без лифта. Что не у каждого инвалида есть возможность, заплатив за такси, с комфортом добраться из точки «А» в точку «Б». И многие другие вещи, касающиеся людей с ограниченными возможностями, вдруг стали для меня более понятны. Я уверена, что теперь не смогу пройти мимо, не заметив чужой боли, как часто может пройти слепой в своём здоровом счастье человек.

А как вы используете вынужденную передышку в тренировках?

Постараюсь побольше читать, заниматься английским и копить желание тренироваться. Будет время общаться с друзьями и родными. Можно надышаться осенним воздухом, погулять в парке с сестрой. Уверена, что эта неожиданная остановка на пути моей подготовки к Играм в Рио не препятствие, а трамплин к новым победам!

Ирина Бонина, Московский Комсомолец

ЯНА КУДРЯВЦЕВА: "НЕ ПОЖАЛЕЛА НИ РАЗУ, ЧТО ВЫСТУПИЛА НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА СО СЛОМАННОЙ НОГОЙ"

После полугодичного перерыва в выступлениях из-за серьезной травмы ноги абсолютная чемпионка мира вернулась на ковер и вне конкурса выступила в трех видах программы на международном турнире в Риге.

Побеседовать с гимнасткой мы договорились сразу после соревнований прямо в зале – после того, как Яна закончит выступления с мячом и обручем. Поначалу, правда, показалось, что к разговору моя собеседница не слишком расположена. Но когда я спросила об этом напрямую, Кудрявцева улыбнулась:

– Не обращайте внимания. Просто очень сильно устала. У меня получился слишком большой перерыв в соревнованиях, просто огромный. Вот и отвыкла немного. Можно вообще не вернуться в гимнастику после того, как шесть месяцев не выступал. Знаю, что большинство девочек, у которых случались подобные травмы, предпочитали сразу закончить со спортом.

– Вам, получается, повезло?

– Наверное, да. Я не раз думала об этом. И до сих пор, если честно, не понимаю, как мне удалось со всем справиться. Когда не тренируешься, очень быстро пропадает гибкость, растяжка, теряется мышечная память. В этом отношении у нас очень специфический вид спорта: требует настолько тонкой и сложной координации, что возвращать какие-то ощущения бывает непросто даже после единственного выходного дня.

– Насколько сложной была ваша операция на ноге?

– Сначала планировалось, что она будет очень сложной. У меня, как выяснилось при обследовании, полностью раскрошилась в ступне ладьевидная косточка, начался некроз тканей, и немецкие врачи собирались взять косточку из бедра и заменить ей ту, что раскрошилась. Но потом медики решили, что можно попробовать столь сложных манипуляций избежать: мне хорошенько вычистили раскрошившиеся кусочки, заново перешили связки, поэтому восстановление получилось более быстрым, чем могло быть.

ВРАЧИ НЕ ВИДЕЛИ, ЧТО У МЕНЯ ПЕРЕЛОМ

– У вас ведь спортивная семья, отец – олимпийский чемпион по плаванию. Неужели вы не понимали, принимая решение выступать в прошлогоднем чемпионате мира со сломанной ногой, что этот подвиг может завершиться очень плачевно, и вы можете окончательно потерять возможность выступить на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро?

– Нет, сомнений по поводу выходить на ковер, или нет, у меня не было никаких. Да и потом не пожалела ни разу, что отработала в Штутгарте всю программу. Реши я иначе, меня, полагаю, давно не было бы в сборной, и к Олимпийским играм сейчас готовились бы другие девочки.

– Иными словами, раз уж приехал на соревнования, никого не должно волновать, что у тебя травмировано и как сильно болит?

– Конечно. Выбор, как поступить, всегда остается за гимнасткой. Но меня и тренеры тогда поддержали в этом решении, и родители были "за". Тем более что на тот момент никто и подумать не мог, что с ногой до такой степени все серьезно.

– Хотите сказать, что о переломе стало известно только после соревнований?

– Да. Нога достаточно сильно болела, но врачи склонялись к тому, что у меня просто воспалились зоны роста. Поскольку воспаление было достаточно сильным, оно смазывало общую картину, не позволяло увидеть перелом.

– Точно такая же история произошла в свое время с Ляйсан Утяшевой, которой долгое время не могли поставить диагноз. В ее случае вообще никто не верил, что нога может быть сломана.

– Да, я помню тот случай. Причем сломана у Ляйсан была как раз ладьевидная косточка.

– И кто же сумел поставить правильный диагноз?

– Это произошло уже в Германии, когда меня отправили туда на обследование. После чемпионата мира я успела немного отдохнуть, воспаление и опухоль уменьшились, вот и стало видно, что с костью проблема. Думаю, если бы тренеры знали, что у меня перелом, выступать в Штутгарте мне просто не позволили бы.

– В одном из интервью вы сказали, что для вас не важно, кто именно выиграет в Рио-де-Жанейро, главное, чтобы это была российская спортсменка. Неужели действительно так считаете?

– Нас так приучили. Флаг России должен всегда быть выше остальных. Кто именно будет под этим флагом стоять на пьедестале – уже второстепенно. Конечно же, очень хочется выиграть самой. Но прежде всего хочется дойти до этих Олимпийских игр, отобраться в сборную. При нашей конкуренции в команде это совсем не просто – скамейка запасных огромная.

– Неужели у вас никогда не возникает мыслей о том, что вы – с таким отношением к спорту – всего лишь солдатики в чьей-то чужой и достаточно фанатичной гонке за золотом?

– Не думаю, что кто-то из нас настраивает себя таким образом. Можно ведь и по-другому рассуждать: если на протяжении стольких лет российские гимнастки занимают исключительно первые места, если за нами стоит такая история и такие традиции, то как можем проиграть мы сами?

ВСЕГДА ВЫБЕРУ СОН ВМЕСТО ЕДЫ

– Пока я ждала вашего выступления, сидя в зале, то заметила, что у многих спортсменок, когда они уходят с ковра, начинает сводить ноги судорогой.

– Ноги сводит у всех. На тренировках привыкаешь делать комбинации в определенном ритме, с одним и тем же приложением сил. В соревнованиях же подсознательно всегда стремишься выложиться по максимуму. Плюс – музыка подстегивает. Вот икроножные мышцы и начинают реагировать спазмами.

– Какие-то специальные упражнения для того, чтобы привести мышцы в порядок, вы используете?

– Восстанавливаться помогает бассейн, баня, массаж.

– Вы успеваете думать на ковре в процессе выполнения трюков, или это абсолютный автоматизм, наработанный тренировками?

– С годами, конечно же, появляется автоматизм. Все-таки я серьезно тренируюсь уже 15 лет.

– Отчего тогда происходят ошибки?

– У меня – от настроения. Совершенно не умею полностью вкладываться в работу, если настроение плохое. Наверное, я просто слишком эмоциональный человек. Когда прихожу на тренировку в хорошем настроении, бывает, что комбинация без труда получается с первого раза. А бывают дни, когда наоборот все валится из рук, за что ни возьмись.

– Проблемы с весом вам знакомы?

– Они, конечно же, существуют. Начались где-то год назад, когда мне исполнилось 17. Нельзя сказать, что это какие-то глобальные проблемы, просто если раньше я вообще не думала о том, что нужно как-то ограничивать себя в еде, то сейчас обратила внимание, насколько легче и быстрее стал прибавляться вес, стоит хоть чуточку себя "отпустить". Хотя за то время, что восстанавливалась после операции, я даже похудела. Но, разумеется, очень тщательно следила за тем, как питаюсь.

ИРИНА ВИНЕР-УСМАНОВА: "ЕСЛИ ЕСТЬ РАЙ НА ЗЕМЛЕ – ЭТО НАША БАЗА"

– Одна из ваших коллег сказала мне как-то, что жизнь в Новогорске – это тюрьма.

– Можно сказать и так.

– Это мучительно? Или можно привыкнуть?

– Я бы не сказала, что привыкнуть к этому сложно. Многие гимнастки первое время очень сильно скучают по дому, но мне в этом плане было легче: все-таки родители в Москве, всегда могли приехать. В художественной гимнастике не так просто заслужить, чтобы тебя заметили и пригласили в Новогорск. Мы с моим тренером попали туда не с первого раза. Несколько раз просились, но нам отказывали. Говорили, что это нужно заслужить.

– У понятия "заслужить" есть какие-то конкретные критерии?

– Да, конечно. Например, попасть в тройку сильнейших на первенстве России.

– Сколько часов в день занимают у вас тренировки?

– Это процесс, который идет на протяжении всего дня. Утром сразу после завтрака хореография. Никто из девочек как правило не завтракает, чтобы была возможность подольше поспать. Я так точно выберу сон вместо еды, если будет такая возможность. Через полтора часа занятий переходим из хореографического в другой зал – на первую тренировку, на которой уже делаем полные "прогоны" своих программ. Потом обед, полтора часа дневного сна и снова зал. Там остаемся уже до самого вечера. Заканчиваем день общефизической подготовкой – с резиной, с отягощениями.

ПАПА НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ, КАК Я ВЫСТУПАЮ, "ЖИВЬЕМ"

– Почему на турнире в Риге вы выполняли только три комбинации?

– Пока еще не сумела восстановить программу полностью. Вот мы с тренером и решили, что упражнение с лентой делать не будем: отработаем только мяч, обруч и булавы. Не хочется же показывать, что я не готова. Но выступить в реальных соревнованиях мне было очень нужно. В конце марта в Италии будет проходить Кубок мира, где я должна работать уже в полную силу.

– Волновались, выходя на ковер после столь долгого перерыва?

– Я вообще никогда не волнуюсь. Даже когда выступала на своем первом чемпионате мира. Не знаю, почему так. Может быть, помогают разговоры с папой – мы всегда с ним общаемся по телефону перед моими соревнованиями. Хотя, наверное, просто так устроена нервная система. Я даже как-то пыталась заставить себя переживать, старалась вызвать в себе какие-то эмоции по этому поводу. Думала: а вдруг переживания помогут мне собраться и выступить еще лучше? Но у меня ничего не получилось.

– У вас ведь в команде, насколько мне известно, есть психолог. К нему ходите?

– Иногда. Говорят, что психолог может помочь. Почему же не воспользоваться этим?

– А чем занимается сейчас ваш отец?

– Из плавания он ушел, хотя после окончания своей карьеры какое-то время работал тренером в бассейне. Сейчас ведет свой бизнес, вообще не связанный со спортом.

– И ездит на ваши соревнования?

– Нет. Папа вообще ни разу в жизни не видел, как я выступаю, "живьем". И никогда не смотрел соревнования в онлайне. Только в записи.

– Почему?

– Он очень переживает, когда я выступаю, поэтому и сказал, что его нервы этого не выдержат. Мама довольно часто ездит на соревнования вместе со мной, но тоже не смотрит, выступления: как только подходит мой стартовый номер, вообще уходит из зала.

– В художественной гимнастике спортсменки обычно с какого-то периода начинают очень обостренно воспринимать собственный возраст.

– Я пока об этом не думаю, хотя с Ритой Мамун мы часто в шутку называем себя старушками. В нашем виде спорта достаточно много гимнасток, которым по 23-24 года, а некоторым и того больше. Другой вопрос, что расслабляться нельзя никому – слишком велика конкуренция за место в команде.

– Вы считаете себя везучим человеком?

– Да, конечно. Разве невезучий человек смог бы выиграть столько титулов?

– А жалко себя бывало?

– А как же! Но в этом случае можно позволить себе поплакать. Главное, чтобы никто не видел.

Яна КУДРЯВЦЕВА
Родилась 30 сентября 1997 года в Москве.
Дочь олимпийского чемпиона по плаванию Алексея Кудрявцева.
Выступает на соревнованиях по художественной гимнастике с 2008 года.
Во взрослой сборной России – с 2013 года.
13-кратная чемпионка мира (2013, 2014, 2015).
8-кратная чемпионка Европы (2014, 2015).
4-кратная победительница Европейских игр (2015).

ВАЙЦЕХОВСКАЯ ЕЛЕНА, Спорт-экспресс

Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата у гимнастов составляют 38% всей патологии. Среди них наиболее частыми являются заболевания суставов: деформирующие артрозы, остеохондропатии, хондромаляции, а также хронические поражения капсульно-связочного аппарата. Заболевания носят, как правило, микротравматический характер и возникают на почве хронических, длительных перегрузок. Поражения у гимнастов наиболее часто локализуются в области коленного, голеностопного и локтевого суставов.

Второе место среди хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата у гимнастов занимают заболевания позвоночника, остеохондрозы и различные аномалии поясничного и пояснично-крестцового отдела позвоночника.
Хронические миоэнтезиты и паратенониты (в основном ахиллова сухожилия) откосятся к категории тяжелых и плохо поддаются терапии.

Нельзя не сказать и о группе заболеваний , характерных для области коленного сустава: хронические препателярные, инфрапателярные бурситы, явления микротравматической тендопатии собственной связки надколенника, болезнь Осгуд-Шлаттера. Учитывая раннюю специализацию гимнастов, последние приобретают важное значение в спортивной ортопедии, так как порой полностью исключают возможность занятия спортом в течение длительного времени. Следует также отметить" малую эффективность консервативного лечения.

Художественная гимнастика

В этом виде спорта более ограничена зона патологии опорпо-двигательного аппарата . Здесь уязвимыми звеньями являются коленный сустав (37,68%), голеностопный сустав и стопа (около 24%), а также поясничный и грудной отделы позвоночника (около 18%). У спортсменов отмечается довольно большой процент патологии области тазобедренного сустава.

Острые травмы опорно-двигательного аппарата у спортсменов, специализирующихся в художественной гимнастике, составляют 58,19%. Как и в спортивной гимнастике, наибольшее количество среди них приходится на повреждения менисков, крестообразных и боковых связок коленного сустава, а также на сочетанные повреждения капсульно-связочного аппарата. Большой удельный вес имеют травмы миоэнтезического аппарата: повреждения мышц и подкожные разрывы сухожилий, из которых подавляющее число приходится на ахиллово сухожилие.

Обращает на себя внимание сравнительно большое количество переломов. В основном они локализуются в области предплечья и локтевого сустава. Ушибы мягких тканей относятся к категории травм средней тяжести и встречаются сравнительно редко.

Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата занимают около 42% всей патологии. Отличительной особенностью этой патологии являются преимущественное поражение области позвоночника (22%), а также болезни суставов (в основном коленного). Наиболее часто отмечаются остеохонропатии, хронические заболевания (микротравматизация) капсульно-связочного аппарата, микротравматизация хряща, жировых тел, собственной связки надколенника и в небольшом проценте случаев - препателярные и локтевые бурситы.

Болезнь Осгуда-Шлаттера встречается в три раза реже, чем в спортивной гимнастике, что можно объяснить особенностью этого вида спорта. Следует отметить и сравнительно небольшое количество хронических заболеваний миоэнтезического аппарата.

Эпидемиологических исследований острых травм в художественной гимнастике проводилось очень мало. Учитывая специфику этого вида спорта, следует ожидать низкий уровень травматизма среди его участниц. Итальянский исследователь Adamasco Cupistu вместе с коллегами исследовал острые травмы спортсменок в художественной гимнастике и сравнил их с травмами девушек того же возраста, которые не занимались спортом (контрольная группа). В группу спортсменок вошли 73 гимнастки в возрасте 13-19 лет из 19 итальянских спортивных клубов по художественной гимнастике. Контрольную группу составили 72 девушки, не занимающиеся никаким видом спорта. В конце каждой недели участницам раздавались анкеты, в которых они указывали все повреждения, полученные за последние 7 дней. Травмы регистрировались во время 8-месячного тренировочного периода, в течении которого гимнастки провели на тренировках в сумме 32 358 часов. В контрольной группе количество досуговой физической активности составило 6 150 часов. В течении всего исследуемого периода гимнастки получили больше травм (49 повреждений), чем девушки из контрольной группы (34 травмы). Однако коэффициент травм, рассчитанный на каждые 1000 часов занятий в художественной гимнастике был ниже (1,08 травм на 1000 часов занятий), чем в контрольной группе (1,79 травм/1000 часов). Таким образом, авторы заключают, что девушки, занимающиеся художественной гимнастикой получают больше травм, чем неспортсменки, в основном за счет большего количества физических тренировок. В то же время уровень травматизма в художественной гимнастике в этом исследовании составил 1,08 травм/1000 часов, что по разным данным в 1,3 - 3,4 раза меньше, чем в спортивной гимнастике Это позволяет утверждать, что художественная гимнастика достаточно безопасна в отношении острых травм.В совместной работе испанских, канадских и американских исследователей ретроспективно изучались травмы национальной команды по художественной гимнастике, полученные за 1 год спортивной деятельности. В исследовании участвовали все 20 гимнасток сборной, которые за год в сумме получили 108 травм, 74 из которых были незначительные и не привели к пропуску тренировок. В тоже время 13 (65%) из 20 гимнасток получали травмы, вынуждавшие их пропускать тренировки, 4 из них (20%) получали серьезные травмы, заставлявшие пропускать более, чем 7 дней тренировок. В среднем девушки тренировались 26,2 часа в неделю (SD=7,5; диапазон от 14 до 36 часов).
В другой работе Mark R. Hutchinson изучал травмы элитных спортсменок сборной США по художественной гимнастике. Его работа состояла из двух частей. В первой части проводилось проспективное исследование - в течении 7-недельного периода у 7 гимнасток сборной регистрировались любые травмы полученные в процессе тренировок. За этот период спортсменки провели 490 тренировок, по 34 часа в неделю, в течении которых было зарегистрировано 474 жалобы. В среднем получалось по 1 жалобе от каждой гимнастки на каждую тренировку, что намного больше, чем в исследовании Cupisti, поскольку перерасчет на 1000 часов дает огромное значение (34 часа в неделю * 7 недель * 7 гимнасток = 1666 часов тренировок; / 1666 часов тренировок = 284,5 травмы на 1000 часов тренировок). Возможно столь сильное различие зависит от условий учета травм. В этом исследовании регистрировались абсолютно все жалобы в конце каждого дня, 80% из которых были незначительные (степень тяжести 1-3 по 10 бальной шкале). В ретроспективной части этого же исследования анализировались истории болезни 11 гимнасток сборной США по художественной гимнастике, охватывающие 10-месячный период спортивной деятельности. В результате анализа было найдено 46 травм опорно-двигательного аппарата.

В художественной гимнастике случаются не только острые, но и хронические травмы, возникающие по причине частых и многократных повторений одних и тех же движений и нагрузок. По данным нескольких исследований в художественной гимнастике хронические травмы случаются чаще, чем острые. По результатам одного из них острые травмы составили 21,4%, хронические - 51,4%. Исследование Cupisti показало, что чаще всего острые травмы художественных гимнасток локализуются в области нижних конечностей - на стопу и голеностопный сустав приходилось 38% травм, голень и коленный сустав - 19%, бедро и тазобедренный сустав - 15% (в сумме 72% - рис. 1). На третьем месте по количеству травм стояли повреждения спины (17%). Такой высокий процент травм нижних конечностей авторы связывают с большим количеством сложных прыжков, в результате которых гимнастка может неудачно приземлиться.

Снижение рисков травм в художественной гимнастике

Такие факторы, как продолжительность занятий и время, потраченное на растяжку тесно связаны с уровнем травм мышц и сухожилий гимнасток. Было показано, что каждый дополнительный час занятий художественной гимнастикой увеличивает риск таких травм на 29%. Те, кто не получил подобных травм занимались в среднем 18,7 часов в неделю, а те, кто получил - 27,5. Так же показано, что каждая дополнительная минута растяжки в день уменьшает риск травмы на 11%. На рисунке 1 показана зависимость между продолжительностью растяжки в день и вероятностью получить растяжение мышц-сухожилий.

Рис. 1 - Зависимость риска травмы от

продолжительности растяжки в день

Из графика следует, что не стоит надеяться на профилактическую защиту растяжки, если ее продолжительность меньше, чем 40 минут в день. Растяжка сверх 40 минут в день приводит к резкому снижению вероятности травм мышц и сухожилий.

Такие факторы, как продолжительность занятий, растяжки и общей физической подготовки (ОФП) были существенным предиктором переломов. Вероятность перелома увеличивается на 1% с каждой дополнительной минутой ОФП (рис.2), и увеличивается на 32% с каждым дополнительным часом тренировок художественной гимнастикой в неделю. В тоже время риск перелома снижается на 19% с каждой дополнительной минутой растяжки в день - рисунок 4 демонстрирует, что при каждодневной растяжке не менее 40 минут в день вероятность переломов стремиться к нулю.

Рис. 2 - Зависимость между вероятностью
перелома и количеством общей
физической подготовки (ОФП)

Из рисунка 2 видно, что вероятность перелома круто увеличивается, если продолжительность ОФП превышает 6 часов в неделю.

К художественным гимнасткам предъявляются жесткие требования к стройности фигуры и массе тела. Массовая доля жировых отложений у художественных гимнасток не должна превышать 5-10%. В различных исследованиях было установлено, процентное содержание жировых отложений у спортсменок в этом виде спорта составляет от 13 до 16%. В одном из исследований обнаружено, что художественные гимнастки имеют тенденцию потреблять лишь 80% необходимых им калорий в сутки. В работе Munoz и соавторов сообщается, что художественные гимнастки потребляют 1828±500 Ккал в день, что ниже рекомендуемого уровня. По разным данным индекс массы тела у гимнасток составляет от 16 до 18 кг/м² . В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) человек с индексом массы тела ниже 18.5 кг/м² имеет недостаточную массу тела. У девушек недостаточный вес может приводить к нарушению менструального цикла - дисменорее. Дисменорея может проявляться в позднем наступлении менархе (первая менструация), первичной аменорее (отсутствие менархе к 16 годам), вторичной аменорее (прекращение менструаций после достижения менархе) и олигоменорея (нерегулярные менструации или увеличение менструального цикла более, чем на 36 дней). В исследовании Klentrou и Plyley показано, что у 79% 14-тилетних греческих гимнасток и 34% 14-15-тилетних канадских гимнасток еще не наступило менархе. Средний возраст менархе для всех гимнасток составлял 13.8±0.3 лет, что намного больше, чем в контрольной группе - 12.5±0.1 лет. Художественную гимнастику не обошла стороной проблема допинговых препаратов. Чтобы достичь необходимой массы тела спортсменки, порой, прибегают к помощи мочегонных средств - диуретиков, которые входят в запрещенный список Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Дегидратация, к которой приводят, а также неправильные методики снижения массы тела могут стать причиной повышенной усталости и мышечных спазмов, что также является дополнительным фактором риска травм.

Также к факторам риска травм в художественной гимнастике относят неправильную технику и методику тренировок (быстрое наращивание интенсивности и частоты тренировок), твердую поверхность для тренировок и дисбаланс между мышцами-антагонистами нижних конечностей.

Меры по предотвращению травм в художественной гимнастике:

  • Продолжительность занятий элитных спортсменок не должна превышать 30 часов в неделю, подэлитных - 20 часов в неделю
  • Растягивающие упражнения следует выполнять не менее, чем 40 минут в день
  • ОФП не должно занимать у гимнасток более, чем 5-6 часов в неделю
  • В целях предотвращения болей в области поясницы следует внимательно следить за правильностью техники спортсменки и предотвращать выработку неправильных навыков, способных привести к таким болям.
  • Также не следует форсировать развитие гибкости юных спортсменок и заставлять их выполнять движения с диапазоном, к которому они еще не готовы.
  • Спортсменки должны постоянно проходить медицинское обследование на предмет выявления в области поясницы, а также голени, голеностопного сустава и стопы.
  • Необходимо тщательно следить за питанием и массой тела юных гимнасток, предотвращать и устранять дисменорею, потенциально ведущую к раннему.

Виды растягивания ребенка:

I. Шпагат.

Существует несколько видов шпагатов: правый, левый, поперечный и вертикальный. Вертикальный - это уже более сложный элемент и здесь кроме растяжки ещё нужно уметь держать равновесие на одной ноге. Растяжка - имеет очень большое значение для будущей гимнастки. Поэтому элементу нужно уделять много внимания, особенно правильности его исполнения. Перед тем как делать элементы на растяжку или гибкость, нужно сперва "разогреть" ребёнка. Немного попрыгать, побегать с ним, поделать приседания, походить на корточках (как уточки), чтобы мышцы ребёнка были эластичные и легче поддавались растяжке. Запомните - никогда не тяните не разогретого ("холодного") ребёнка, кроме боли вы ещё можете и повредить связки малышу. Ничего не делайте резко, только плавными движениями и пружиня по несколько раз.

Существует несколько способов растяжки для шпагата:

1. Ставите ребёнка на коленки спиной к вам. Он обхватывает руками вас за ноги. Далее одну ногу малыш поднимает, вы берёте её руками (можно под колено, можно и за стопу взять) и тянете на себя. Следите обязательно за тем, чтобы "тазовые косточки" были на одной линии (не перекошенные). Делайте по 15-20 пружин каждой ноги (смотрите, конечно, по ребёнку - можно делать и по 5 пружинок и через 5 минут повторить). Не забывайте тянуть обе ножки, иначе ребёнок будет однобоко растянутым.

2. Если у вас есть шведская стенка - то одну ногу ребёнок закидывает на шведскую стенку (чем выше, тем лучше), а вы потихоньку прижимаете опорную ногу к шведской стенке (пружиня), ни в коем случае не резко. Это упражнение делаем на правую и на левую ногу, а так же поставить ребёнка боком к шведской стенке и поднять ногу в сторону (растяжка на поперечный шпагат). Это идёт подготовка к вертикальному шпагату, ребёнок учится переносить равновесие на одну ножку.

3. Сидя на попе ноги врозь, две руки подняты вверх, спинка ровная - делаем наклоны по - очереди к правой ножке, к левой ножке (руками тянемся к пяточкам) и ложимся в перёд на животик, руки впереди себя. Это упражнение хорошо делать вместе с мамой (папой) - садитесь друг на против друга и делайте наклоны. Затем в этом же положении делаем круговые движения от правой ноги к левой (животик как можно ближе к полу).

4. Сидя на полу делаем лотос, руками прижимаем колени к полу (можно пружинками, а можно и медленно устремлять коленки к полу). Идеально, когда колени лежат на полу, тогда можно переходить к более сложным упражнениям.

5. Делаем упражнение аналогичное лотосу, только ребёнок лежит на животе, а ножки сзади согнуты в коленях, положение "жабка" или "лотос на животе". Нужно стараться прижать попу ребёнка к полу.

6. Ребёнок лежит на спине, две ноги вверху (ноги ровные, вытянутые, спинка - лежит ровно) - и начинаете потихоньку разводить ножки в стороны, делаете небольшие пружинные движения, стараясь приблизить ножки к полу. Идеально когда ножки достанут до пола.
7. Поставьте перед ребёнком детский стульчик или табуретку (что-то невысокое - см. 50-60 в высоту, можно использовать диван) и одну ногу кладём на стульчик, а вторая ножка разъезжается в шпагат. И потихонечку пружините попу к полу. Старайтесь, чтобы у ребёнка бёдра и плечи были на одной линии. Это упражнение подходит для растяжки на правый, левый и поперечный шпагат.

Правильно выполненный шпагат:

правый или левый шпагат: ребёнок сидит на шпагате, плечи и бёдра на одной линии, спинка ровная, колени и носки натянуты;
- поперечный шпагат: встаньте с боку и посмотрите, если ноги лежат на одной линии, коленки и носочки натянуты, то ребёнок сидит правильно. Если линии нет (т.е. уголок вместо линии) - то это не шпагат, а ноги врозь)).

Если вы хотите достигнуть результата в растяжке, то упражнения желательно делать ежедневно, тогда мышцы станут более эластичными. И конечно чем раньше начнёте заниматься, тем лучше.
Ещё для шпагата важное значение имеет такой элемент как складочка.

II. Складочка.

Складочка - это когда ребёнок сидит на попе, ноги вместе впереди него, а животик полностью лежит на ножках, руки обхватили пяточки, коленки натянуты как "струночки".

Упражнения, которые помогут подготовиться к складочке:

1. Ребёнок сидит на попе - ножки вместе лежат перед ним на маленьком стульчике и делаем наклоны вперёд (кладём животик на ноги) пытаясь обхватить пяточки.
2. Ребёнок сидит на попе, ножки впереди него - делаем упражнения стопами двумя вместе: на себя - натянуть к полу (раз 20-30), коленки натянуты. Затем зафиксировали стопы на себя и наклоняемся к ножкам, пытаемся дотянуться до стоп и обхватить их.
3. Положение стоя: ноги вместе, коленки вытянутые, делаем наклоны вперёд - нужно полностью положить ладошки на пол, затем пробуем обнять ножки. Так же это упражнение можно выполнять в движении: делаем небольшие шаги ножками вместе с наклоном вперёд и достаем руками пол (или кладём ладошки на пол), животик должен ложиться на шагающую ногу.
4. Стоим лицом к шведской стенке - одну ножку закидываем на шведскую стенку на уровне бёдер (бедра и плечи на одной линии) - и делаем наклоны к ноге (к правой и к левой).

У малыша лучше получится выполнять эти упражнения - если вы будете для него примером! Делайте эти упражнения друг на против друга и подсказывайте малышку на его ошибки. Будьте для него положительным примером!
Что даёт упражнение складочка - это растяжка подколенных сухожилий, которые играют большую роль при растяжке на шпагат.

III. Мостик.

Наверное, не раз ваш карапуз самостоятельно пытался стать на мостик. Еще, будучи совсем маленькими, они часто выгибаются, делая первые смешные пародии на мостик. Как же правильно делать мости?
Правильный мост - когда пальчики рук максимально близко находятся от пяточек ног (желательно касание), ноги на ширине плеч (можно немного шире). Мост получается красивый, высокий.
Упражнения для развития гибкости и подкачки мышц спины у ребёнка:

1. Стоя на коленях делаем прогиб назад - руки ставим на пол. Повторяем упражнение 10 - 15 раз.
2. Лёжа на животе берём руками стопы ног, согнутые в коленях и делаем "корзиночку" или "качельку". Тянем вверх ноги и руки и "раскачиваемся" как качелька. Если у ребёнка не получается раскачаться - помогите ему немного.
3. Ребёнок лежит на животике, ноги вместе. Вы немного придерживаете ему ноги в районе стоп. Малыш пытается приподнять спинку, руки либо за головой согнутые в локтях, либо вытянутые впереди, а при прогибе руки прижать к ушам. Это упражнение можно повторять пока малыш не устанет (10 - 20 раз), оно не только на гибкость, но и на укрепление мышц спины. Это упражнение можно делать и возле шведской стенки: лежа на животе, спиной к стенке, закрепляете стопы под самую нижнюю планочку и делаете упражнение прогиб назад, а в руки (вытянутые) можно взять мячик - это ещё больше усложнит упражнение.
4. Ребёнок лежит на животике, ноги вместе и делает прогиб назад. Сперва за плечики вы немного пружиня, наклоняете спинку к ногам, а затем берёте его руки (при этом придерживаете ноги, чтобы они не разъезжались в стороны) и тяните их к ногам (очень аккуратно).
5. Ребёнок лёжа на животике наклоняет назад спинку и сгибает ноги в коленях, ноги касаются головы малыша.
6. Ребёнок в положении стоя возле шведской стенки, на расстоянии 50 - 60 см от неё. Руки кладёт на шведскую стенку и делает прогиб спины.
7. Положения - вися на шведской стенке (лицом к стенке) отрываем от стенки ноги. Упражнение повторить 10 - 15 раз. Чем больше отрываются ноги от шведской стенки, тем больше включаются в работу мышцы спины, тем больше будет эффект.
8. Упражнение "лодочка" - ребёнок лежит на животике и поднимает одновременно руки и ноги. Повторить это упражнение 10 - 15 раз. Это хорошее упражнение для подкачки мышц спины.
9. Ребёнок стоит к вам лицом, ноги на ширине плеч - вы берёте его под спинку, малыш делает наклон назад - а вы делаете пружинки - опуская и немного приподнимая его спинку. Делайте 5 - 10 пружинок и поднимаете спинку полностью в вертикальное положении. Повторите это упражнение 3 - 4 раза, это своего рода разогревающее упражнение для спины.
10. Очень полезное упражнение для гибкости в самом раннем возрасте - это кошечка. Стоя на коленах на четвереньках (руки на полу) делаете изгиб спины в низ (голова тянется к попе) - "добрая кошечка", затем делаете изгиб спины в вверх (голова тянется к животику, образуется как бы бугорок) - "злая кошечка". В игровой форме это упражнение - зарядка проходит на ура даже с самыми маленькими деками, которые ещё только умеют ползать.

Когда спинка у ребёнка уже немного подготовлена, самое время начать учить его делать мост "с верху", т.е. мостик с высокого положения. Сперва, лучше подстелить что-то мягкое на пол (чтоб не удариться головой), так как руки у ребёнка ещё слабые и будут расползаться в стороны и конечно делать это упражнение на первых порах только с мамой (папой) рядом. Затем следует принять правильную стойку: ноги на ширине плеч, руки в верху возле ушей, глаза подняты вверх и смотрят на кончики пальчиков. Затем придерживаете ребёнка под спинку (вам лучше занять положение сбоку от ребёнка и он будет как бы ложиться вам на руку) малыш потихонечку (медленно) начинает делать наклон назад. Когда прогиб будет настолько хорош (глазки увидят пол), то можно опускать руки на пол. Ещё вы можете придерживать ребёнка за купальник (футболку, кофточку) стоя перед ним. Каждый раз уменьшайте степень вашего участия в процессе становления на мост. Когда будете уверены, что ребёнок не упадёт на голову - попробуйте, что бы ребёнок сделал мост самостоятельно.
И ещё одно очень полезное упражнение, которое поможет научится вашему малышу делать "мост с верху":
- ребёнок становится спиной к стеночке (желательно к шведской) на небольшом расстоянии от неё, делает прогиб и начинает постепенно передвигать ручки к самому низу стенки и затем, переставляя руки и на сам пол (если это шведская стенка - то перехватывает палочки поочерёдно правой и левой рукой).


Авторские права на статью принадлежат