«Матчи смерти» древних футболистов (7 фото). Е. Приймак - Месоамериканская игра в мяч. Спорт и ритуал Мистика и ужасы древнего футбола

Дида С., Приймак Е., Стюфляев М. ::: Месоамериканская игра в мяч: спорт и ритуал

Майя играли в мяч на протяжении всей своей истории, начиная, по меньшей мере, со среднего доклассического периода и вплоть до испанского завоевания. Вполне естественно, что традиции не могли оставаться неизменными столь долгое время, и если в классический период цивилизации майя (III-X века) игра процветала на территории низменностей, то к XVI веку она сохранилась, главным образом, в южной горной области, в царствах киче и какчикелей. Тем не менее, уже сам тот факт, что это спортивное состязание было широко представлено в разных регионах и пережило масштабные исторические трансформации, в том числе знаменитый коллапс цивилизации классического периода, свидетельствует о его огромном значении для культуры майя.

Как уже приходилось говорить, в представлении древних майя игра в мяч вовсе не была простой забавой или средством поддержания физической формы. Она имела очень большое ритуальное значение, связывалась с темами смерти и воскресения. К сожалению, хотя сцены игры в мяч обильно представлены на парадной расписной керамике классического периода, в иероглифических текстах как сама игра, так и связанная с ней мифология описываются крайне скупо. Поэтому ключевым источником, проливающим свет на глубокий религиозный символизм игры, в настоящее время остается эпос майя-киче Пополь-Вух, записанный уже после конкисты при помощи латинского алфавита. В мифологической части эпоса повествуется о том, как два брата, Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу, играли в мяч на площадке возле входа в Шибальбу (подземный мир). Производимый игрой шум досаждал владыкам Шибальбы, которые решили убить игроков и завладеть их снаряжением – наколенниками из кожи, нашейниками, перчатками, головными уборами и масками. Для этого они направили к братьям своих посланников-сов с приглашением прийти в Шибальбу поиграть в мяч. Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу согласились исполнить волю владык, но, прежде чем отправиться в путь к Шибальбе, они вернулись домой чтобы попрощаться со своей матерью и в углублении крыши дома спрятали свой каучуковый мяч. Только после этого братья вместе с посланными к ним совами отправились в Шибальбу. Там они были убиты владыками подземного мира и погребены в месте, называемом Пукбаль-Чах. Голову же Хун-Хун-Ахпу владыки Шибальбы повесили на дереве, которое тотчас покрылось тыквенными плодами. Дочь одного из владык по имени Шкик подошла к дереву и протянула руку к черепу Хун-Хун-Ахпу. В этот момент череп выронил несколько капель слюны прямо в девичью ладонь, дав ей таким чудесным способом свое потомство. Когда владыки Шибальбы узнали о беременности, они хотели казнить Шкик за блуд, но девушка избежала смерти и нашла приют в доме матери Хун-Хун-Ахпу. Вскоре она родила двух близнецов, Хун-Ахпу и Шбаланке. Когда братья подросли, они начали работать на кукурузном поле, но быть земледельцами им вовсе не хотелось. Однажды они обнаружили на крыше дома снаряжение для игры в мяч, которое Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу спрятали прежде чем отправиться в Шибальбу. Обрадованные братья возвратились на площадку, на которой играли их отец и дядя, и принялись за игру. Услыхав доносящийся шум, владыки Шибальбы обеспокоились и вновь велели своим вестникам отправиться за игроками и привести их в царство мертвых. Герои-близнецы действительно отправились в подземный мир, и, преодолев там многочисленные препятствия и испытания, сыграли с владыками Шибальбы в мяч и одержали над ними победу. Разгневанные повелители подземного мира убили братьев и бросили их кости на речное дно, но юноши чудесным образом воскресли. Вернувшись ко двору владык в обличье двух странствующих старых магов, они обманом перебили их всех и покорили Шибальбу. Ее обитателям отныне запрещалось играть в мяч, вместо этого они должны были проводить время за изготовлением глиняных горшков и сковородок, и камней для перемола кукурузы. Затем братья отыскали тела своих отца и дяди в Пукбаль-Чах, воскресили их, а сами вознеслись на небо как Солнце и Луна.

Таким образом, в Пополь-Вух игра в мяч представлена как состязание между силами жизни и смерти, связана с сезонным циклом умирающей и воскресающей природы. Следует сразу же оговориться, что вопрос о соответствии его сюжета мифологии майя классического периода довольно сложен. Хотя Пополь-Вух часто называют «Библией майя», он никогда не имел общемайяского значения, в этой книге отражены, прежде всего, мифы и предания народа киче, она возникла спустя столетия после гибели цивилизации классического периода, в совершенно ином географическом регионе и в особых исторических условиях. Тем не менее, в надписях и иконографии I тысячелетия можно обнаружить многочисленные любопытные параллели с эпосом киче. В классический период игра также воспринималась как битва, об этом свидетельствует уже тот примечательный факт, что стадионы в Йашчилане, Тонине и Копане в древности назывались «Площадками трех побед» в память об обезглавливании трех богов подземного мира, которое якобы произошло на такой же площадке в далеком прошлом, видимо, после их поражения в игре. Самая полная версия мифа сохранилась на иероглифической лестнице 2 из Йашчилана. На трех ступенях этого памятника изображены последовательно сменявшие друг друга на троне «Священный Па’чанский Владыка» Йашуун-Бахлам IV, его отец Ицамкокаах-Бахлам III и дед Йашуун-Бахлам III. Они играют мячами, внутри которых изображены тела связанных пленников. В данном случае прослеживается очевидное стремление связать мифический рассказ о победах над божествами смерти с реальными военными триумфами па’чанских царей.

В приведенном примере ярко отражена связь игры в мяч с войной и человеческими жертвоприношениями. Изображениями связанных пленников украшены маркеры на стадионе в Тонине. На рельефе «Большого стадиона» в Чичен-Ице представлена сцена обезглавливания игрока. Высказывались предположения, что начало или окончание игры сопровождалось жертвоприношением захваченных на войне врагов. Вместе с тем, нет свидетельств того, что майя приносили в жертву побежденных участников матча, о чем часто пишут в популярной литературе и СМИ.

Иероглифы майя классического периода, связанные с игрой в мяч:

Несмотря на популярность игры, в иероглифических надписях, к сожалению, пока не найдено ни одного ее описания. Об игре в мяч сообщают испанские авторы, но в их рассказах отражены реалии поздней эпохи, кроме того, они вели о центральномексиканской версии состязания, которая рядом существенных признаков отличалась от майяского варианта. Некоторое представление об игре в мяч у майя классического периода исследователи могут получить благодаря многочисленным изображениям на вазах и каменных монументах, а также находкам фигурок игроков, сделанных из керамики. Даже такие немногословные источники порой могут служить основой для выдвижения любопытных и неожиданных гипотез. Например, известный американский майянист М. Ко высказал предположение, что майя классического периода были известны сразу несколько разновидностей игры мяч. Одна – это стандартная и получившая широкое распространение по всей Месоамерике командная игра цельным каучуковым мячом на специальной площадке, напоминающей по форме латинскую букву I. Другая же версия спортивного состязания, как полагает Ко, представлена на расписной керамике майя. Там игра зачастую происходит не на обычной площадке, а напротив лестницы или, возможно, ступенчатой платформы. При этом в изображениях на сосудах особое внимание привлекает огромный каучуковый мяч, достигающий в диаметре 80 см или более. Поскольку цельный снаряд такого размера был бы чрезмерно тяжелым, Ко предположил, что майя играли полыми надувными каучуковыми мячами, напоминающими современный волейбольный мяч.

Если иероглифические надписи мало говорят о ходе самой игры, то зато они позволяют историкам гораздо четче и полнее, чем в случае со многими другими культурами Месоамерики, проследить тесную связь игры в мяч с политикой, войной и дипломатией. В классический период цари майя часто включали эпитет «игрок в мяч» в свои титулы, следовательно, участие в священной игре было одним способов легитимации их власти. Известны случаи, когда строительством новых стадионов цари отмечали свои военные успехи, например, «Священный Владыка Попо’ » К’инич-Баакналь-Чаахк освятил в Тонине площадку для игры в мяч после ряда побед над Баакалем (Паленке). Иногда могущественный царь через ритуальную игру в мяч оказывал магическую поддержку воюющим союзникам. Так, 4 мая 627 года царь К анту (Караколя) …н-О’хль-К’инич II одержал победу над войском Са аля (Наранхо) в местности Цам . В тот же день его сюзерен, «Священный Канульский Владыка» Тахоом-Ук’аб-К’ахк’, играл в мяч на «площадке трех побед». Принимая во внимание традиционную связь игры с войной, это не выглядит простым совпадением. Видимо, считалось, что проведением ритуально-спортивного действа могущественный канульский царь помог своему союзнику одержать победу. С другой стороны, совместное участие в игре в мяч могло служить инструментом для налаживания дипломатических связей и укрепления союзнических отношений. Известны случаи, когда правители состязались друг с другом не на поле боя, а на спортивной площадке. Например, до нашего времени сохранился красочный сосуд (номер K2803 в базе Д. Керра), принадлежавший владыке царства Хишвиц (Сапоте-Бобаль). На нем показаны две команды игроков в мяч, одну из которых возглавляет царь Ик’а’ (Мотуль-де-Сан-Хосе). Мотивы, по которым один царь повелел изобразить на своем сосуде игру другого царя, неясны. Возможно, владыка Ик’а’ посещал Хишвиц с визитом, во время которого принял участие в игре. Как бы там ни было, в иероглифических надписях зафиксированы случаи, когда такими спортивными соревнованиями вассалы подтверждали свою лояльность к правителю-сюзерену. Например, цари из Сакникте’ (Ла-Корона) часто играли в мяч со своими повелителями, «Священными Канульскими Владыками».

Самым ярким свидетельством элитного варианта игры в мяч являются стадионы, и в городах майя археологи постоянно находят руины построек такого типа. В иероглифической письменности для обозначения стадиона использовался особый знак, который имел вид площадки с мячом в центре между двумя стенами. Свои собственные стадионы имелись в столицах большинства крупных и ряда средних царств. Археологи обнаружили руины таких сооружений в Тикале, Калакмуле, Йашчилане, Пьедрас-Неграсе, Тонине, Копане и многих других городищах. Некоторые стадионы функционировали и неоднократно перестраивались на протяжении многих столетий. Например, в городище Пакбитун (Белиз) стадион появился еще в поздний доклассический период и просуществовал примерно тысячу лет. Хорошо известен стадион в Копане, строительство которого относится к первой четверти V века. Он трижды перестраивался и использовался вплоть до полного упадка города первой половине IX века. Во многих крупных городах одновременно существовало сразу несколько площадок для игры в мяч. Например, в Пьедрас-Неграсе в поздний классический период известны два стадиона, а в Тикале три. Они расположены в разных частях городища, на определенном расстоянии друг от друга. Иногда бывало, что какого-то амбициозного правителя не удовлетворяли скромные размеры стадиона в его столице. Например, на рубеже VII-VIII веков в Тонине уже существовала небольшая площадка, но, как отмечалось выше, после серии впечатляющих военных побед местный владыка К’инич-Баакналь-Чаахк повысил свой престиж строительством нового грандиозного стадиона. Связь между ростом политической мощи царства и строительством стадиона прослеживается и в Сейбале. Вплоть до IX века, пока Сейбаль находился в тени Южного Кукуля (Дос-Пиласа), там не было своей площадки для игры в мяч. Но в конце классического периода местные цари начинают претендовать на роль гегемонов, а в городе появляется стадион.

Стадион в Копане

Отдельного упоминания заслуживает так называемый «Большой стадион» в Чичен-Ице, крупнейший в Месоамерике. Длина его I-образной игровой площадки составляет 138 метров, а ширина 40 метров. Высота вертикальных стен, в которые были вмонтированы каменные кольца, достигала 8 метров. Играть на площадке такого размера практически невозможно, поэтому высказывалось предположение, что «Большой стадион» создавался исключительно как модель мира и не использовался для спортивных поединков, тем более что в одной только Чичен-Ице известно, по меньшей мере, еще двенадцать обычных площадок.

«Большой стадион» в Чичен-Ице (Фото: Д. Иванов, Екатеринбург. 2014 г.)

Как уже говорилось выше, в Пополь-Вух стадионы тесно связаны с подземным миром: одна площадка расположена у входа в Шибальбу, а вторая в самом царстве мертвых. Имеющиеся в распоряжении исследователей факты позволяют сделать вывод, что подобные представления были распространены и в классический период. В частности отмечено, что во многих городищах площадки для игры в мяч находятся в самых нижних точках города. В некоторых надписях упоминается мифологическая игра в мяч, которая происходила в местности Ик …наль («Черная дыра»), отождествляемой с преисподней. Вероятно, майя воспринимали стадион как своего рода портал в подземный мир, соединяющий пространство живых и мертвых. В пользу такой интерпретации среди прочего свидетельствуют изображения игроков в мяч на стенах пещеры в Нах-Туниче, а также ориентация «Большого стадиона» в Чичен-Ице на священный сенот (карстовый колодец). Следует напомнить, что в представлениях древних майя пещеры и сеноты считались местами, ведущими в подземный мир.

Центральный маркер со стадиона в Копане, на котором местный правитель Вашаклахуун-Убаах-К"авииль изображен играющим в мяч против героя-близнеца Хуун-Ахава, предшественника Хун-Ахпу из Пополь-Вух"

Если посмотреть на игру с такой точки зрения, становится понятным, почему в классический период цари майя и высшая знать фактически монополизировали за собой право участия в этом спортивном состязании (по крайней мере, если говорить об официальных играх на больших стадионах). Играя в мяч, царь тем самым, уподобляясь богу маиса Ишииму, побеждал враждебные по отношению к человеку силы смерти. Несомненно, такие триумфы укрепляли сакральный статус царя, «игрока в мяч», повышали его авторитет в глазах подданных.

Добавим, что, по всей видимости, игра в мяч – не единственная форма обрядово-спортивных состязаний, которая была известна древним майя. Еще одним популярным, хотя и малоизученным до недавнего времени, видом спорта выступала ритуальная борьба. Традиция проведения ритуальных поединков, приуроченных к началу сезона дождей, хорошо известна в других регионах Месоамерики и даже сохранилась до наших дней. Современные исследователи считают ее одной из форм церемонии вызывания дождя, в которой наносимые бойцами друг другу удары уподобляются грому, а пролитая кровь – дождевым каплям. Фигурки сражающихся мужчин, одетых в защитные маски, перчатки, нагрудники и набедренные повязки, найдены в городище древних майя Лубаантун (Белиз). Кроме того, ритуальные поединки представлены на нескольких расписных вазах классического периода. Так, в сцене на сосуде К700 сошлись друг против друга в ожесточенной схватке две группы бойцов. Они наносят противникам удары небольшими округлыми предметами, похожими на раковины, при этом один участник уже повергнут на землю и, возможно, убит. Особый интерес представляет алебастровая чаша K7749, где запечатлен поединок между двумя мужчинами, одетыми только в набедренные повязки. Они вооружены длинными и острыми костями, которыми пытаются ранить соперника, а со стороны за боем внимательно следят еще двое мужчин в изысканных костюмах, похоже, предлагающие «гладиаторам» новые кости для продолжения борьбы. Судя по внешнему виду бойцов, перед нами захваченные на войне пленники. Во владельческой надписи на сосуде хозяин чаши назван игроком в мяч и сыном игрока в мяч. Возможно, это свидетельство тесной связи между обоими состязаниями, в ряде случаев ритуальные поединки могли проводиться на стадионах как один из сопутствующих игре в мяч обрядов. Подробнее об игре в мяч в контексте политической истории майя смотрите: Martin S., Grube N. Chronicle… P. 92, 130, 182, 205; Miller M., Martin S. Courtly Art of Ancient Maya. – London - New York: Thames and Hudson, 2004. – P. 91.

Токовинин А. А. Игра в мяч у народов Месоамерики.

Colas R., Voss A. A Game of Life and Death… P. 190.

Colas R., Voss A. A Game of Life and Death… P. 191.

Miller M., Martin S. Courtly Art… P. 63-64.

Taube K., Zender M. American Gladiators: Ritual Boxing in Ancient Mesoamerica // Blood and Beauty: Organized Violence in the Art and Archaeology of Mesoamerica and Central America / Ed. by H. Orr and R. Koontz. – Los Angeles: Cotsen Institute of Archaeology Press, 2009. – P. 161-220.

Дида С., Приймак Е., Стюфляев М. ::: Месоамериканская игра в мяч: спорт и ритуал

По всей видимости, индейцы не сразу стали проводить игры в мяч на специальных каменных площадках. Изначально, вероятно, состязание проходило на открытом расчерченном участке, потом появились ограниченные земляными насыпями участки (такой вид имеет поле в Пасо-де-ла-Амада) и еще позднее стали возводить известные всему миру каменные стадионы. Кольца на стенах площадок появляются ещё позже и, вероятно, связаны с дополнением игры новым правилом – игрокам нужно было попасть мячом непосредственно в кольцо, хотя сделать это было довольно тяжело, так как диаметр кольца зачастую лишь немного превышал диаметр мяча.

Единого стандарта размеров спортивной площадки не существовало, они разнились от города к городу. С точки зрения формы стадионов также существовали различия, хотя и не столь заметные (большое разнообразие форм появляется в поздний классический период). Э. Таладуар попытался провести классификацию площадок в Месоамерике и на юго-западе США на основании критериев формы и хронологии, он различает 13 типов стадионов с различными вариантами. Стандартная площадка состоит из прямоугольного игрового поля, окруженного высокими продольными стенами. На платформах вокруг игровой области часто добавляли постройки, использовавшиеся отдельными зрителями в качестве комфортных комнат. На каждом конце игровой аллеи существовали дополнительные открытые пространства, придававшие площадкам форму латинской буквы I. В ряде регионов игровое поле делили на равные части тремя маркерами, которые, возможно, использовались также для подсчета очков. Иногда вместо трех ограничивались одним маркером в центре площадки. Особую известность приобрели маркеры майя классического периода, имевшие вид больших круглых камней. Многие из них могут по праву считаться произведениями искусства, так как украшались тонкой резьбой и даже иероглифическими надписями. В Копане фасад стадиона украшен скульптурами птицеподобных существ с головами ара. К сожалению, ни на керамике, ни на монументах майя классического периода пока не обнаружено полноценных изображений площадок для игры в мяч, чаще всего древние художники показывали это спортивное состязание происходящим возле лестницы или ступенчатой платформы. Зато на страницах позднейших миштекских, сапотекских и ацтекских пиктографических рукописей из Центральной Мексики сохранилось свыше 150 иллюстраций стадионов, а в Западной Мексике находят даже керамические модели площадок для игры в мяч.

Благодаря постоянно продолжающимся археологическим раскопкам, которые стали особенно интенсивными с середины ХХ века, каждый год исследователи находят десятки новых стадионов. Так, если в 1981 году были известны 632 площадки в 518 городищах, то к 2000 году их число возросло до 1560 в 1275 городищах. Размеры стадионов варьировались очень значительно от города к городу. Для контраста можно сравнить игровые зоны двух площадок в городах майя: первая в Чичен-Ице, размером 96,5 на 30 метров, и вторая у «Главной площади» Тикаля – 16 на 5 метров. Почти в каждом крупном или среднем городе Месоамерики имелась хотя бы одна игровая площадка, а в ряде столиц их построили свыше десяти (Чичен-Ица – 13, Эль-Тахин – 18, Кантона - 24). Даже в небольших селениях находят стадионы, в то время же время по непонятным пока причинам они совершенно отсутствуют в великом городе Теотиуакане и в столицах некоторых влиятельных царств майя классического периода (Бонампак, Тортугеро, Мотуль-де-Сан-Хосе). Можно предположить, что большое количество площадок говорит о степени увлеченности населения города и округи этим видом спорта, однако, их полное отсутствие в каком-либо городе еще не означает, что местные жители вовсе не играли в мяч. Скажем, в долине Мехико, где находилась столица ацтеков Теночтитлан, зафиксировано небольшое количество площадок, несмотря на интенсивные археологические исследования и наличие исторических записей испанских хронистов. Отчасти это можно объяснить уничтожением доиспанских строений в колониальное время – к 1580 году все площадки для игр, находившиеся на территории под управлением Испанской Короны, были либо разрушены, либо заброшены. В случае майя классического периода особый интерес представляет городище Мотуль-де-Сан-Хосе, в древности столица царства Ик’а’ . Хотя в регионе в настоящее время работает археологический проект, в Мотуль-де-Сан-Хосе пока не найдено ни одного стадиона, при том, что на керамике цари Ик’а’ изображались играющими в мяч и, кроме того, своя площадка существовала в небольшом периферийном городище Тринидад-де-Носотрос, расположенном всего лишь в 2,6 километрах на юго-восток от главной площади Мотуль-де-Сан-Хосе и, вероятно, входившем в царство Ик’а’ . Можно предположить, что по каким-то соображениям цари Ик’а’ играли в мяч и проводили связанные с этим действом встречи, пиршество и обряды не в столице, а в небольшом городке Тринидад-де-Носотрос.

В классический и постклассический период игра в мяч явно была связана с властью и высоким социальным статусом. Через строительство стадиона правители усиливали собственный авторитет и власть над подданными. Многочисленные примеры показывают, что когда то или иное царство набирало силу, в его столице сразу появлялись или перестраивались стадионы. Возможно, возведение небольших стадионов в малозначимых городах объясняется именно стремлением местной знати повысить свою мощь и авторитет. Игру в мяч часто использовали для решения различных затруднительных задач, споров и межгосударственных конфликтов. Тем самым игровое поле превращалось в своеобразную альтернативу полю боя. Со временем игра могла также стать средством урегулирования конфликтов непосредственно внутри общества. Возможно, этим объясняется неравномерное распространение стадионов по Месоамерике – там, где центральная власть была сильна, стадионов мало, и наоборот их количество возрастает на недавно завоеванных территориях или там, где по какой-либо причине отмечался высокий накал конфликтных ситуаций в обществе.

Однако не стоит считать, что игра предназначалась только для представителей знати и никто более в неё не играл. Мы судим об игре по оставшимся от нее значительным каменным сооружениям, которые, конечно же, могли позволить соорудить лишь те, кто был способен организовать совместную работу достаточного количества людей. Тем не менее, есть основания согласиться с Д. Андерсоном, что игра в мяч возникла как спортивная традиция в небольших общинах, лишь впоследствии правящая элита использовала её в своих политических целях. Как уже говорилось выше, прекращение строительства стадионов на постклассическом Юкатане вовсе не говорит о полном отказе от игры в мяч, которая упомянута Д. де Ландой и присутствует в Дрезденском кодексе.

Модель стадиона и игра в мяч как она проходила в древности в штате Наярит (Фото: S.Wood, 2010 )

Наиболее хорошо сохранившиеся каменные стадионы находятся в следующих древних городах: Тикаль, Йашха, Копан, Ушмаль, Чичен-Ица, Йагуль, Мишко-Вьехо, Сакулеу, Ишимче, Монте-Альбан и Шочикалько.

Особого упоминания заслуживают расположенные в 170 километрах к востоку от Мехико руины некогда большого города Кантона. Его расцвет приходится на поздний классический период. Город известен в первую очередь тем, что на его территории ученые нашли целых 24 площадки для игры в мяч. Таким образом, Кантона может считаться крупнейшим центром этого спортивного состязания в Северной Мексике. Примечательно, что стадионы распределены очень неравномерно, девятнадцать из них сосредоточены в Южной части города, его административном и религиозном центре, еще четыре - в Центральной части, и лишь один - в Северной.

В штате Морелос имеется еще несколько стадионов для ритуальной игры в мяч. Они датируются примерно 700-900 годами и находятся в Шочикалько. После того, как город был покинут его жителями, он какое-то время пустовал, а затем был снова заселен науаязычным населением. В Шочикалько найдены сразу 3 площадки (южная, северная и восточная), причем восточный комплекс строений, похоже, полностью посвящен игре в мяч и ее ритуалам. Скорее всего, каждая из них служила для своих целей. Одна – как главная арена, другие – для различных церемоний и ритуальных мероприятий. С западной части южного стадиона расположены 20 круглых «алтарей». Судя по всему, на каждый из 20 дней месяца.

Как уже было сказано, площадок для игры в мяч времен ацтекского могущества сохранилось совсем немного. Один из уцелевших и доступных сегодня для туристов стадионов находится в местечке Коатетелько (Куатетелько) в штате Морелос. Датируется он поздним постклассическим периодом (1350–1521), как и другие постройки в этом поселении. Но археологические раскопки показали, что люди поселились здесь намного раньше, а в пору своего расцвета (450-600 гг. н.э.) Теотиуакан имел заметное влияние на Коатетелько. Под лестницей западной платформы тлачтли были найдены элитные захоронения, в которых нашли большое количество различных предметов, таких как керамические сосуды, обсидиан, жадеит, бронзовые и медные предметы, а также каменные инструменты для помола зерна.

В долине Оахаки древнейший известный сапотекский стадион находится в Монте-Альбане. Его самая ранняя версия датируется поздней доклассикой. Стадион несколько раз перестраивали, и свой окончательный вид он обрел во II-IV веках. Позднейшая традиция игры в мяч связана с 11 стадионами в городище Эль Тахин, расположенном на территории штата Веракрус. Несколько небольших площадок предположительно датируются средним классическим периодом, но пик строительства стадионов приходится на IX-X века. Крупнейший стадион с длиной и узкой (10,28 на 60,82 метра) площадкой и необычными продольными стенами, являвшимися частью основания двух городских пирамид, находится в южной части Эль-Тахина.

План Коатетелько (Lluvia Arras по Smith 2003)

Стадион в Коатетелько (фото : Fernando Gonzalez y Gonzalez)

На стадионах не только проводились игры в мяч, но и совершались различные ритуальные действа, например, закапывание жертвоприношений (как в Теночтитлане - свистков, окаринов, барабанов). В Западной Мексике и, возможно, в городах майя классического периода стадионы стали местом проведения состязаний по борьбе – об этом свидетельствуют изображения на керамике из соответствующих регионов. Игры уже тогда были элементом шоу, различных фестивалей, сопровождавшихся игрой на музыкальных инструментах.

В иконографии, сопровождающей игру в мяч, часто фигурируют военнопленные, что может быть связано с важной составляющей ритуального действа на стадионе – человеческими жертвоприношениями. Связь игры или самого стадиона с человеческими жертвоприношениями проявляется относительно поздно – в классический период. Наиболее ярко она отслеживается у индейцев классического Веракруса и в культуре майя. Сцены жертвоприношений видны, например, на панелях стадионов в Эль-Тахине (850-1100 годы) и Чичен-Ице (IX век), а также на стелах в городище культуры классического Веракруса Апарисио (700-900 годы). Уместно вспомнить также сюжет эпоса майя из горной Гватемалы Пополь-Вух, в котором игра в мяч связана с жертвоприношением.

В Чичен-Ице и Эль-Тахине на стадионах можно наблюдать сцену обезглавливания игрока, это дает повод предположить, что жертвой стал капитан команды, однако насколько массовый характер имела подобная практика остается неясным. Археологи пока не обнаружили массовых захоронений, связанных с игрой в мяч, так что, вполне вероятно, жертвоприношения были, но носили единичный характер, а спекуляции о жертвоприношениях целых команд остаются по большей части только лишь ничем не подкрепленными предположениями.

Отметим также, что в поздний классический период и позже на стадионах часто встречается мотив отрубленной головы, который присутствует и в эпосе Пополь-Вух. Это обстоятельство послужило основой для выдвижения ничем не обоснованной гипотезы, будто индейцы играли отрубленными головами или черепами, что, конечно же, просто невозможно.

Некоторые специалисты считают, что с жертвоприношениями была связана не игра, а значимое место, где был расположен стадион. Так, Дэвид Стюарт отмечает, что большая часть монументальных надписей у майя носят посвятительный характер. То же касается и запечатленных на стадионах сценах жертвоприношений, которые могли быть частью большого посвятительного ритуала, облаченного в игровой антураж, но имеющего отношение к месту, а не к самой игре. В этом случае вполне уместно задать вопрос, а совершались ли на самом деле жертвоприношения во время проведения игр на стадионах? Токовинин А. Игра в мяч у народов Месоамерики.

Токовинин А. Игра в мяч у народов Месоамерики.

Ритуальная игра в мяч была распространена почти во всех регионах Мексики. Собственно, «тлачтли» на языке ацтеков и «пок-та-пок» на языке майя – не была игрой в нашем понимании, хотя и зрители, и болельщики на ней присутствовали. Игра в мяч была тесно связана с богами подземного царства, которые, согласно индейским сказаниям, сами были заядлыми игроками.

Точные правила этой игры до нашего времени не сохранились, к тому же, они менялись от региона к региону и время от времени. Неизменным оставалось то, что игра носила не развлекательный, а ритуальный характер и была напрямую связана с человеческими жертвоприношениями. В разное время в жертву приносились либо игроки побежденной команды, либо победившей, либо только их капитаны – в источниках нет единого мнения на этот счет. В любом случае, жертвоприношение участника являлось большой честью для него и для его семьи и воспринималось с гордостью.

Большие стадионы для этой игры выстраивались только в крупных религиозных центрах. Кое-где сохранились каменные фризы с изображением игроков. Например, на фризе в Чичен-Итце показан капитан команды победителей, держащий в руках голову побежденного соперника.

Уже сама игра могла стоить человеку жизни или сделать его калекой. Игра велась тяжелым каучуковым мячом, вес которого мог достигать 4 кг. Удар таким мячом при должном ускорении мог запросто убить человека. Поэтому игроки имели специальное снаряжение, надежно защищающее тело. Отбивать мяч можно было бедром, локтями или коленями, но ни в коем случае не ступней и не руками. Испанцы, впервые наблюдавшие эту игру, отмечали, что некоторые травмы, полученные игроками, были так серьезны, что им требовалась хирургическая помощь. Современная версия игры – «улама» – больше походит на волейбол. Каждая команда – от 2 до 5 человек – находится на своей части поля, игроки перебрасывают мяч друг другу до его падения на землю.

Стадион представлял собой узкое поле, ограниченное двумя стенами, с большим или меньшим уклоном, от которых отскакивал мяч. На этих стенах укреплялись тяжелые каменные кольца, в которые нужно было попасть мячом. Сделать это было не так-то легко, т.к. диаметр кольца был лишь ненамного больше диаметра мяча, к тому же, висели они довольно высоко. Каждый неудачный бросок засчитывался как промах. Команда, первой забросившая мяч в кольцо, считалась победительницей.

Экипировка игроков представляла собой набедренную повязку, с кожаной накладкой для защиты бедер, или же корсет. На поясе крепилось специальное приспособление в виде хомута, которое служило для сильного удара по мячу. Вес хомутов мог доходить до 30 кг, хотя считается, что такие тяжелые хомуты не использовались для игры, а надевались только в ритуальных целях. Иногда игроки использовали наколенники и перевязывали руку в локте. На отдельных изображениях можно видеть на головах игроков пышные головные уборы из перьев. Предположительно, назначение их тоже было ритуальным.

В некоторых источниках говорится, что в игру играли и просто так, ради развлечения. В ней принимали участие все желающие, в том числе женщины и даже дети.

Мариула Рамачандран

Ольмеки - изобретатели игры. Почти во всех городах майя существовали площадки для игры в мяч. Археологи обнаружили руины «стадионов» в Тикале (Гватемала), Копане (Гондурас), Чичен-Ице (п-ов Юкатан), Оахаке (Юж. Мексика) и в других местах. В периоды военных действий индейцы устраивали перемирия для того, чтобы провести священную игру.

Считается, что игру пок-та-пок придумали ольмеки - создатели самой древней цивилизации, следы которой обнаружены в Мексике. Две площадки для игры могли располагаться в ольмекском ритуальном центре Ла-Вента, существовавшем в 1000-400 гг. до н.э. А от ольмеков игру в мяч узнали во всей Центральной и Южной Мексике, а также в северных районах Центральной Америки.

Особенности игры. В игре могли участвовать две команды или два игрока. Они поочередно подавали мяч так, чтобы соперник не смог отбить его, не совершив ошибку. Касаться мяча можно было бедрами, локтями, ягодицами. Игроки перебрасывали мяч с одного края поля на другой, стараясь попасть в кольцо. Победителем считался тот, кто набрал определенное количество очков.

В игре можно было сразу одержать победу, если удавалось пробросить мяч сквозь кольцо, отверстие которого было по размерам чуть-чуть больше мяча. Кольцо крепилось вертикально в стене площадки на высоте около двух метров от земли, иногда - выше.

Игра носила ритуальный характер. Движение мяча символизировало движение солнца, звезд по небу, а противоборствующие команды инсценировали символическую борьбу дня и ночи, богов Неба и Нижнего мира (царства мертвых).

Часто игра завершалась ритуалом обезглавливания, что вероятно, связано с культом плодородия. Одни полагают, что в жертву превращался капитан проигравшей «команды», другие - капитан «команды» победителей, так как богам нужно было отдавать самое лучшее, в том числе самых сильных, ловких, красивых людей. Возможно, обезглавливали всех проигравших. Делается также предположение, что роль жертвы могли играть военнопленные, которым выпадала честь участвовать в игре. Считалось, что принесенный в жертву человек после победы в игре попадал на небеса, минуя ужасы девяти подземных миров.

Мячи и «спортивные костюмы». Мячи, которыми играли индейцы, отличались от современных. Они делались из каучука и не были полыми внутри и потому много весили - 2 кг, если не 3 кг. Часто на рельефах и рисунках майя мячи оказываются очень большими по размерам - только в два-три раза меньше самих игроков. Так индейцы подчеркивали, что мяч - главное «действующее лицо» игры.

Участнику игры приходилось пользоваться шлемом, наколенниками, надевать на себя кожаный набедренный пояс весом 30 кг. Использование подобных средств защиты делало игру еще более трудной. Во многих городах майя при раскопках были найдены глиняные статуэтки, изображающие игроков - массивные мужчины, облаченные в прочные шлемы, объемные пояса и другие защитные средства отражают удар или бросают мяч.

Индейские «стадионы». По форме они напоминали латинские буквы I или Т. Они как бы символизировали собой Вселенную, указывали на четыре части света. Собственно игра проходила в продольной части сооружения. «Игровое поле» огораживали вертикальные или наклонные стены, от которых отскакивал мяч, не попадая в зрителей. Как говорилось, на стене в середине располагалось вертикальное каменное кольцо. Иногда использовалось съемное деревянное кольцо. Вокруг площадки на платформах могли размещаться зрители.

«Стадионы» являлись частью ритуальных комплексов. В них входили пирамиды, храмы (часто - заупокойные), площадки для человеческих жертвоприношений, цомпантли - особые сооружения, где хранились черепа принесенных в жертву (иногда их называют «стены черепов» или «места черепов»).

Расположение «стадионов» не зависело от рельефа местности или размещения иных построек. Для индейцев было важно, чтобы площадки были сориентированы либо по оси север-юг, либо - по оси запад-восток. В первом случае площадки как бы указывали на север, где, согласно представлениям некоторых индейских народов региона, находилось царство мертвых. Во втором случае (линия восток-запад) ориентация «стадионов» указывала на связь игры с солярным культом.

Самая большая площадка для игры. Археологи обнаружили в древнем городе майя Чичен-Ица (Юкатан) «стадион», который был сооружен в 864 году. Туристов, посещающих руины древнего города, впечатляют размеры данного сооружения. Поле имеет в длину 146 м, в ширину - 36 м. Оно ограничено двумя длинными стенами. На стенах на высоте 10 м расположены кольца, в которые игроки должны были забросить мяч. Игровое поле сориентировано по линии север-юг с небольшим отклонением на восток (на священный колодец народа ица). В основании стен находятся невысокие каменные выступы. На выступах помещены рельефные изображения человеческих жертвоприношений. Древние граверы показали две «команды», состоящие из семи игроков каждая, причем один из игроков держит в руке голову соперника из другой команды.

На территории «спортивного» комплекса было возведено четыре храма. Их стены были украшены фресками, повествовавшими о воинской славе майя. Некоторые изображения имели непосредственное отношение к игре.

Специалисты обращают внимание на уникальную особенность данного комплекса сооружений. Находясь в так называемых Северном Храме и Южном Храме два человека могли беседовать друг с другом, не напрягая голоса, причем их разговор не был слышен другим людям, кроме тех, кто стоял в непосредственной близости от беседующих. Причины возникновения подобного акустического эффекта неизвестны, невозможно сказать, создавали ли майя «каменный телефон» или эффект стал подарком природы.

Архитектурный комплекс в Гватемале. Особой популярностью у туристов, посещающих Центральную Америку, пользуется архитектурный комплекс древнего города Зукулеу, жителей которого покорили в XVI веке испанские конкистадоры. Как и майя, расселенные в классический период на Юкатане, обитатели Зукулеу украсили свою «спортивную» площадку изображениями богов, которым посвящалась игра. Современные посетители индейского города обнаруживают, что в заштатном Зукулеу стадион был в четыре раза крупнее, чем стадион в более древнем, более известном и более населенном городском центре майя - в Тикале.

По-видимому, ритуальный комплекс в небольшом горном городке имел особое значение. Игровая площадка символизировала узкий проход в подземный мир, через который солнце скрывается в ночи. Соперники сражались за право вывести солнце из преисподней. Они действовали так же, как герои эпического произведения майя Гватемалы, священной книги «Пополь-Вух».

Древняя игра сегодня. Любимую игру майя и близких им по культуре народов можно наблюдать и сегодня. Некоторые туристические фирмы привлекают к себе внимание тем, что обещают посетителям возможность увидеть это редкое зрелище. Правда в наши дни никто не совершает сложных ритуалов, сопровождавших состязание в прошлом, и не приносит игроков в жертву богам.

Фигурки игроков в мяч. Культура майя, начало VII века н. э. Boltin Picture Library / Bridgeman Images / Fotodom

Мифы

Игра в мяч так или иначе была зафиксирована во множестве артефактов, оставшихся от древних мезоамериканских культур, — в рисунках, барельефах, статуэтках, фресках. Cцены игры с мячом есть в каждом мезоамериканском кодексе и во множестве индейских мифов. С эпизода игры начинаются основные сюжеты одного из главных мифологических произведений майя — эпоса «Пополь-Вух ».

«Пополь-Вух» состоит из трех частей. В первой части описывается сотворение мира, в двух других — история о братьях-близнецах Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу и их игре в мяч.

Братья были вторым поколением богов, детьми прорицателей, придумавших, из чего делать людей. Все свое время они проводили за игрой в мяч. Однажды они не смогли найти место, где бы поиграть, и увидели незнакомую пустую дорогу, не догадываясь, что эта дорога ведет в преисподнюю — Шибальбу.

Демоны преисподней, боги всех болезней, страхов и смерти, сильно заволновались, почему это у них над головами кто-то пинает мяч,
не испытывая к ним никакого страха и почтения. Выглянули, чтобы посмотреть, кто это, и увидели Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу. На братьях было очень хорошее снаряжение: кожаные наколенники, перчатки, шлемы и маски; в подземном мире не существовало ничего подобного, и владыки Шибальбы стали им сильно завидовать. Они вышли к братьям, начали сладко с ними разговаривать, уверять, что игра «сделает подземных богов счастливыми». Братья не сообразили, что их хотят убить, простились
с матерью и отправились в подземелье, где, пережив множество испытаний, были принесены в жертву демонами.

В другой части речь идет уже о детях Хун-Хун-Ахпу — братьях Шбаланке и Хун-Ахпу. История начинается так же: братья приходят поиграть на неизвестную дорогу, которая оказывается путем в преисподнюю. И их тоже зовут в подземный мир сыграть матч. Шбаланке и Хун-Ахпу тоже не стали отказываться, но, в отличие от отца и дяди, все испытания они прошли успешно, убили чудовищ, препятствовавших явлению зари, и отомстили
за гибель родственников, победив демонов Шибальбы.

Согласно мифу, сохранившемуся в ацтекской «Легенде Солнц», полулегендарный правитель тольтеков Уэмак решил сыграть в мяч
с божествами дождя — тлалоками. Обе стороны поставили на кон драгоценности — зеленые камни чальчиуитль (жад Жад — различные камни зеленого цвета (жадеит, серпентин, фуксит и пр.), которые имели высокую ценность. ) и перья птицы кецаля. После того как Уэмак выиграл, тлалоки предложили ему символический выигрыш — зерна кукурузы вместо жада и початки вместо перьев кецаля. Оскорбленный царь отказался принять такой выигрыш, потребовав настоящие драгоценности. Тлалоки отдали их ему, но в наказание наслали на тольтеков четырехлетний неурожай и голод.

Правила

У игры в мяч не было раз и навсегда установленных правил — они могли различаться от места к месту и от эпохи к эпохе. Правильнее рассматривать мезоамериканскую игру в мяч как целое семейство похожих игр.

Типы игры: «бедро-мяч», «локоть-мяч», «палка-мяч» и «рука-мяч» — различались не только правилами, но и размерами мяча, обликом стадионов и характером экипировки. Наиболее ранней и популярной версией игры можно назвать «бедро-мяч».

Воспроизвести правила древней игры во всех подробностях сегодня невозможно, но многое позволяют узнать изображения и описания игр, увиденных испанцами в XVI веке. Некоторые детали можно реконструировать, наблюдая за игрой «улама», в которую играют современные индейцы.


Сцена игры в мяч из ацтекского кодекса Борджиа www.academia.edu

Видимо, игра выглядела примерно так: в матче участвовало два игрока или две команды игроков из двух или трех человек. Каждая команда располагалась на своей половине поля, мяч перекидывался между игроками до его выхода
за пределы площадки или падения на землю. Команда, заставившая соперника уронить мяч, зарабатывала очки. Победителя определяли по сумме очков. Позднее появилось нововведение: на противоположных сторонах стадионов стали размещать каменные кольца. В игре появилось много дополнительных правил, которые применяются и во многих современных командных играх. Эти правила упомянуты в текстах испанского монаха Торибио де Бенавенте (по прозвищу Мотолиния), описавшего жизнь ацтеков в 1520-30-х годах.

Команда, закинувшая мяч в кольцо, сразу побеждала. Но это происходило очень редко, поэтому обычно победитель выявлялся по сумме заработанных очков.

Игрок мог заработать очки для своей команды, если после его удара мяч попадал в стену за спиной соперника. Если игроку приходилось дважды бить по мячу перед возвращением его противникам, или если он бил мяч в кольцо, но не попадал в него, или если от его удара мяч покидал пределы поля, его команда теряла очки.

Ритуал

Несмотря на многочисленные свидетельства, мы очень мало знаем о ритуальной значимости игры в мяч. Вероятно, она представляла собой сражение, которому мог приписываться сакральный смысл. Команды могли олицетворять две противоположные стихии, например огонь и воду, или два противоположных мира, например нижний мир и верхний мир. В иероглифических надписях майя упоминается, что игроки в мяч выступали в роли божеств.

Игрок в мяч готовится
к жертвоприношению. Хутьяпа, Гватемала
www.authenticmaya.com

Начиная с классического периода (I тысячелетие н. э.) появляются свидетельства связи игры в мяч с человеческими жертвоприношениями. В разных областях Америки обряд жертвоприношения был разным. Чаще всего жертв обезглавливали. Эта особенность игры сильнее всего проявилась в классическом Веракрусе Классический Веракрус — культура, существовавшая в I тысячелетии н. э. в северной части современного мексиканского штата Веракрус. и в культуре майя, которые оставили наиболее полные изображения жертвоприношений. Среди последних — фрески на стенах стадионов и каменная плита с изображением обезглавленного игрока.

Еще одна разновидность игры в мяч, известная у майя, была связана с войной. Захваченным пленникам заламывали за спину руки и ноги и таким образом сворачивали их в мяч, который сбрасывали со ступеней. Царь-триумфатор стоял внизу, принимая эту подачу и нанося побежденным решающий удар.

Экипировка

Рисунки, каменные рельефы и статуэтки — основные источники информации о том, как одевались древние игроки в мяч. Одежда и экипировка были весьма разнообразны: например, на рельефах Даинзу изображены игроки в плащах и масках, в ацтекских кодексах на руках игроков видны перчатки.

Фигурка игрока в мяч в шлеме. IV-VII века н. э. Private Collection / Bridgeman Images / Fotodom

Основной набор игрока при игре бедрами состоял из набедренной повязки, иногда с кожаной защитой бедер. Такие повязки изображены на статуэтках игроков из Тлатилько, Тлапакоя Тлатилько и Тлапакоя — самые крупные памятники культуры тлатилько, существовавшей в долине Мехико между 1250 и 800 годами до н. э. и культуры ольмеков Ольмеки — одна из ранних культур Мезоамерики, расцвет которой пришелся
на XV-V века до н. э.
. Во многих культурах для дополнительной защиты использовался пояс-корсет. На поясе также крепился «хомут» весом до 30 килограммов, который использовался для более сильного удара по мячу. Многие игроки также использовали наколенники. Судя по сохранившимся изображениям, игроки могли быть оснащены защитными шлемами и пышными головными уборами (они особенно часто встречаются на вазах майя и на статуэтках с острова Хайна).

Размеры и вес мячей, использовавшихся в игре, неизвестны: ученые нашли несколько десятков мячей, которые были положены в священных болотах
и родниках как подношения, но остается неизвестным, использовались ли
они в игре. Основываясь на параметрах современных мячей для игры и археологических свидетельствах, можно предположить, что древние мячи были примерно 20 сантиметров в диаметре, а весили четыре килограмма и более, так как делались из каучука. То есть это был цельный кусок резины: испанский летописец Диего Муньос Камарго свидетельствовал, что травмы, полученные после контакта с мячом, были настолько серьезны, что требовали хирургической помощи, а если мяч попадал игрокам в голову или живот, это и вовсе приводило к гибели.

Стадионы


Стадион для игры в мяч в Монте-Альбане. Около 500 года до н. э. Wikimedia Commons

Всего в Мезоамерике было обнаружено более 1300 стадионов для игры в мяч, известных как тлачтли.

Размеры стадионов сильно различаются, но форма их всегда одинакова — это длинное узкое пространство между горизонтальными и наклонными стенами (изредка вертикальными). Стены были оштукатурены и ярко раскрашены. Первые стадионы были открыты со всех сторон, позднее с двух сторон добавились замкнутые пространства, из-за чего сверху стадион был похож на букву I. Размеры крупнейшего стадиона в Чичен-Ица Чичен-Ица — город майя на севере мексиканского полуострова Юкатан (VIII-ХI века). — 96,5 на 30 метров, а стадиона в Тикале Тикаль — одно из крупнейших городищ майя. — всего 16 на 5 метров. Отношение длинной стороны стадиона к широкой почти всегда составляет 4:1.

Стадионы были частью ритуальных комплексов. В них входили пирамиды, храмы (часто заупокойные), площадки для человеческих жертвоприношений, цомпантли — особые сооружения, где выставлялись черепа принесенных
в жертву (иногда их называют «стены черепов» или «места черепов»).

Для индейцев было важно, чтобы стадионы были сориентированы либо по оси север-юг, либо по оси запад-восток. Ученые предполагают, что в первом случае площадки указывали на север, где, согласно представлениям некоторых индейских народов, находилось царство мертвых. Во втором случае (ось восток-запад) ориентация стадионов, возможно, указывала на связь игры с движением небесных светил, прежде всего солнца.


Ритуальная игра в мяч. Рисунок на керамическом сосуде. 900-500 годы до н. э. research.mayavase.com

Кроме игр, на стадионах проходили другие ритуальные мероприятия, а также музыкальные представления и фестивали. Предметы, найденные на главном стадионе Теночтитлана, включают миниатюрные свистульки, окарины (глиняные фигурки-флейты) и барабаны. На доколумбовых керамических изделиях из Западной Мексики изображены соревнования по борьбе, проходящие на стадионе для игры в мяч.

Происхождение игры

Ученые не могут точно ответить на вопрос, когда и где появилась игра в мяч. Самому старому стадиону, найденному археологами в Пасо-де-ла-Амада Пасо-де-ла-Амада — археологический памятник в штате Чьяпас на юге Мексики (XIX-XII века до н. э.). , около 3400 лет: он был построен приблизительно в 1400 году до н. э. Несколько каучуковых мячей, обнаруженных на территории религиозного центра ольмеков Эль-Манати Эль-Манати — археологический памятник
на юге мексиканского штата Веракрус (XVIII-XIII века до н. э.).
, еще древнее: они датируются 1700-1600 годами до н. э.

Современность

Один из видов этой игры — улама — дожил до наших дней среди индейцев Мексики.

Две команды играют на прямоугольном поле без сетки, располагаясь каждая на своей половине. Также как и в волейболе, мяч перекидывается между командами до его выхода за пределы поля или до падения на половине противника, но отбить мяч можно только бедрами и локтями.

В последнее время латиноамериканские чиновники активно поддерживают идею воссоздания чемпионата: считается, что он может привлечь туристов.